Международный симпозиум руководителей высших учебных заведений Казахстана, США, России, Италии, Украины, Кыргызстана и Узбекистана "Стратегия реформ образования - курс на качество"
22.09.2006 13:18


Организатор: Индианский университет (США) при поддержке Министерства образования и науки РК
Место проведения:  Дворец молодежи ТарГУ имени М. Х. Дулати.

Международный симпозиум руководителей высших учебных заведений Казахстана, США, России, Италии, Украины, Кыргызстана и Узбекистана "Стратегия реформ образования - курс на качество", организованный Индианским университетом (США) при поддержке Министерства образования и науки РК, состоялся во Дворце молодежи ТарГУ имени М. Х. Дулати.

За два дня работы форума прочитано более 80 научных докладов, выслушаны мнения не только вузовских ученых и специалистов, но и представителей средних учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений. Проанализировано качество всех уровней отечественного образования - довузовского, вузовского и послевузовского. Между ТарГУ и одним из крупнейших университетов Италии - Ка Фоскари подписано соглашение о сотрудничестве.

На симпозиуме неоднократно отмечалась важность внедрения в Казахстане трехуровневой системы подготовки специалистов (бакалавриат - магистратура - докторантура PhD). Но высокое качество такого обучения, принципы формирования которого получили отражение в Государственной программе развития образования до 2010 года, может быть обеспечено только при наличии и успешном функционировании в вузе всех этих уровней. В этом направлении ТарГУ совместно с университетами штата Индиана (США) и Ка Фоскари (Италия) сделал немало, разрабатывая образовательные программы и новые формы подготовки докторов PhD. Ведущие научные кадры университета принимали непосредственное участие в создании республиканского государственного образовательного стандарта по докторантуре. Мы входим в число пяти вузов республики, которым поручена разработка докторских программ по водным ресурсам и водопользованию, праву, экономике, экологии, строительству, химической и технологии продовольственных продуктов... Если говорить о жизнеспособности этих программ, было бы правильным по ряду технических специальностей ориентироваться на ведущие российские вузы. Это вызвано тем, что Казахстан и Россия базируются на традиционно единых платформах решения технических проблем, и многие казахстанские ученые являются выпускниками российских научных школ.

Живейшей темой разговора на симпозиуме стали проблемы кредитной системы обучения. В прошлом учебном году в ряде вузов страны прошел республиканский эксперимент по ее внедрению в учебный процесс. Результаты оказались успешными. ТарГУ вот уже второй год участвует в этом эксперименте. Начали мы с экономических специальностей. А сегодня таким образом готовим студентов по всем новым специальностям университета. Новое всегда осваивается трудно, ведь оно требует нетрадиционных подходов, инициативы и смелых решений. Не случайно Минобразования и науки РК открыло при ТарГУ Республиканский консалтинговый центр по внедрению кредитной системы обучения. Сегодня он уже проводит семинары для специалистов казахстанских вузов.

Но в освоении кредитной системы обучения еще немало трудностей, с которыми сталкиваются вузы. Например, установление четких критериев перевода студентов (из вуза в вуз, со специальности на специальность) в условиях параллельного функционирования традиционной и новой систем обучения. Это, на наш взгляд, потребует в самое ближайшее время разработки соответствующего инструктивного документа под эгидой Министерства образования и науки.

Известно, что одним из важнейших факторов кардинального повышения качества образования и его международного признания является создание и практическое применение сертифицированной системы менеджмента качества образования (СМК) в вузах. Активный интерес к данному вопросу вызван прежде всего тем, что сегодня все казахстанские вузы приступили к разработке собственных СМК, и уже есть успехи. Проводим такую работу и мы. Изюминка тут - создание единой СМК, охватывающей довузовское, вузовское и послевузовское образование. Это связано со структурной особенностью университета, в составе которого функционируют лицей, подготовительный центр и многопрофильный колледж.

Изучение опыта ряда российских вузов свидетельствует о целесообразности разработки и внедрения СМК собственными силами, без привлечения специальных консалтинговых фирм и компаний. Ускорение же процесса без глубокого понимания и участия в нем всего персонала вузов обернется лишь парадом сертификатов вузов. Поэтому наш университет намерен все этапы разработки СМК (кроме сертификации) пройти самостоятельно. Но это будет осознанная, работоспособная и реальная система менеджмента качества.

Во все времена качество высшего и школьного образования было взаимосвязано. Вот почему симпозиум акцентировал внимание на том, что управление качеством высшего образования в Казахстане следует непосредственно увязывать с процессом управления качеством среднего и среднего специального образования. ТарГУ имеет опыт подобной работы. На базе университета создан Жамбылский региональный центр проблем менеджмента качества образования. Он призван обеспечить координацию интеллектуальных сил при разработке СМК в вузах области и формировании моделей СМК для колледжей и общеобразовательных организаций. Эффективная работа центра позволит на деле обеспечить интеграцию всех уровней образования (довузовского, вузовского и послевузовского) на региональном уровне. Открытие подобных центров в других регионах Казахстана позволило бы сделать образовательный процесс в республике более мобильным и управляемым, не говоря уже о повышении его качества. На наш взгляд, назрела необходимость в разработке и принятии глобальной концепции обеспечения качества образовательных услуг, охватывающей все существующие уровни и формы образования в стране. Региональные составляющие этой концепции стали бы прерогативой региональных вузов Казахстана.

О компетентности кадров и их правильной расстановке на симпозиуме был разговор особый, ведь качество знаний профессорско-преподавательского состава - это и качество знаний будущих специалистов. Чтобы эффективно использовать педагогические и научные кадры, необходимо регулярно оценивать профессиональную компетентность университетского персонала. Известно, что многие вузы Казахстана успешно применяют для этого рейтинговый метод. Мы много лет пользуемся им и считаем, что в современных условиях перехода образования на международные стандарты качества метод этот должен содержать и качественные критерии. Например, категория профессиональности. Ее введение позволило нам сформировать преподавательскую элиту вуза. Наибольшего эффекта можно достичь, по нашему мнению, выведя категории профессиональности на республиканский уровень, обеспечив их законодательной основой и дифференцировав заработную плату для каждой должности. Первый этап может быть экспериментальным - в ведущих вузах страны. В ТарГУ сейчас разрабатывается пакет документов, регламентирующих внедрение категории профессиональности в систему оценки компетентности собственного персонала, что позволяет рекомендовать университет в качестве базового вуза для эксперимента.

Качество подготовки бакалавров и магистров в вузах сегодня во многом зависит не только от потенциала педагогических и научных кадров, но и от уровня интеграции учебного процесса с требованиями реального производства. Это непростая проблема. Как решает ее наш университет? Мы ориентируемся на формирование целевых интеграционных образовательных программ обучения студентов. Практическая реализация таких программ обеспечивается с помощью логически выстроенной системы дисциплин, специальностей по выбору, подчиненных единой цели. Основой же создания интеграционных образовательных программ служат непосредственные требования, которые предъявляют к знаниям и умению будущих специалистов крупные предприятия, организации и учреждения. Результаты анализа запросов потребителей непременно должны входить в состав специального классификатора требований.

Интеграционные образовательные программы должны иметь отраслевой характер: для южного региона, например, - водно-хозяйственные, строительные, пищевые направления, экологические, правовые и другие. В будущем такая форма подготовки специалистов должна быть преобладающей в казахстанской образовательной системе, так как она является более адаптированной к реальным условиям общественного производства.

Абдиманап БЕКТУРГАНОВ,

ректор Таразского государственного университета

имени М. Х. Дулати, доктор юридических наук, профессор

г. Тараз

Интернет-адрес: http://www.kazpravda.kz

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.