Образовательные реформы в странах ШОС. Ч.1.
15.05.2007 13:40


Власов А., Потеева Е.


В XXI век страны постсоветского пространства вступают, сталкиваясь с новыми вызовами. С распадом СССР наука и образование оказались сферами деятельности, для которых переход к рыночным отношениям имел существенные негативные последствия. Образовательные системы претерпели серьезные изменения как количественного, так и качественного характера. И далеко не всегда ответы на эти вызовы можно признать успешными.

В тоже время переход к "экономике знаний" требует, чтобы высокий уровень образования стал решающим фактором конкурентоспособности на мировом рынке, и, одновременно, современное образование рассматривается как целенаправленный процесс формирования личности.

Следует исходить из очевидного, образование, в том числе, высшее, является важнейшим элементом укрепления государственности, качественное образование необходимо для умения пользоваться высокотехнологичными и интеллектуальными продуктами. Поэтому следует говорить об образовании как основе роста экономики страны.

Современный мир переживает период глобализации - эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок. Следовательно, совершенствование высшего образования необходимо осуществлять в рамках интеграционных проектов. Речь идет, прежде всего, о международной интеграции высшего образования. Вследствие этих причин, образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов.

Глобальное общество становится более открытым: свободное перемещение капитала, финансов, людей, информации стало основой современной концепции "мира без границ". Глобализация предъявляет чрезвычайно высокие требования к конкурентоспособности национальной экономики. Сегодня конкурентоспособность страны - один из самых важных факторов развития глобальной экономики и политики, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает последствия важных неэкономических явлений. Главным показателем конкурентоспособности являются высокий уровень и качество жизни населения. Особая роль, в которых отводится:


  1. Уровню образования. Суть в том, что нации конкурируют не только товарами и услугами - они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования.

  2. Развитию человеческого капитала. В современной экономике акцент делается уже не столько на материальные товары и услуги, сколько на "интеллектуальный потенциал". Способность нации поддерживать современную и эффективную систему образования, повышать интеллектуальный компонент рабочей силы путем обучения становятся критически важными для конкурентоспособности.

  3. Качеству исполнения. Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется тем, что за последние десятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер. Наряду с положительными моментами, это стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.
    Само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Все большее значение приобретают непрерывное образование. Последние десятилетия характерны ускорением развития технологий и знаний в различных сферах деятельности человека.


Именно поэтому существует необходимость в глубоком изучении и осмыслении накопившихся проблем с позиций научной обоснованности возможных путей их решения.

Проблемы образования и науки носят специфический характер в республиках, получивших независимость после распада Советского Союза. Общий спад экономики и, как следствие, уровня жизни населения привел к снижению уровня образования в этих странах и появлению ряда проблем технического и содержательного характера. Среди них: несбалансированность подготовки специалистов гуманитарного и технического профиля, отток молодежи из науки, нарушение преемственности научных школ, непрерывности различных уровней системы образования и т.д.

Главными задачами, требующими особого внимания, являются:


  1. Проблемы качества образования в вузах.

  2. Проблема формирования "единого образовательного пространства" и единых образовательных стандартов.


Решение этой задачи возможно в рамках интеграционных образовательных процессов. Еще в июне 1999 г. Министры образования тридцати европейских стран подписали Болонскую декларацию. Ее цель - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Основное содержание принятой Декларации сводится к тому, что Европейский процесс, благодаря исключительным достижениям последних лет, приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы (наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами) определяют и новые возможности для развития: в Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.

Основная внутренняя побудительная причина, вызвавшая к формированию Болонского процесса: построение общества, основанного на знаниях, предполагает переход к массовому высшему образованию, что сопряжено с необходимостью коренных реформ в системе образования - естественно стремление координировать эти реформы в общеевропейском контексте.

Основная внешняя побудительная причина: образование становится серьезной отраслью бизнеса; в настоящее время страны Европы сталкиваются с северо-американским вызовом в этой области, когда США и Канада перераспределяют в свою пользу значительные контингенты студентов, и ответить на этот вызов может только Европа как целое.

Участники Болонской встречи приняли на себя обязательства за короткое время (крайний срок - конец первого десятилетия третьего тысячелетия) обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене. В числе продекларированного следующее:


  1. Создание системы четких и сопоставимых степеней (в частности, за счет введения приложений к дипломам).

  2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр (дипломированный специалист).

  3. Введение системы кредитов (по типу европейской системы кредитных трансферов), рассматриваемых в качестве средства поддержки крупномасштабной мобильности студентов.

  4. Устранение препятствий на пути эффективной мобильности.


Были определены следующие важнейшие позиции:


  • Введение двухциклового обучения. 1-й цикл до получения первой академической степени и 2-й после получения первой академической степени. На 1-ом цикле обучение не может быть меньше 3-х и больше 4-х лет. Обучение на 2-ом цикле ведет к получению степени магистра (2 года обучения) или к докторской степени (общая продолжительность обучения 7-8лет)

  • Введение кредитной системы учет трудоемкости учебной работы в кредитах на основе ECTS.

  • Контроль качества образования. Независимая аккредитация и оценка качества образования на основе на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники.

  • Обеспечение трудоустройства выпускников. Знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы.

  • Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Привлечение большего числа обучающихся из других регионов мира.




Продолжение следует



Источник: http://www.ia-centr.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.