Образовательные реформы в странах ШОС. Ч.2.
21.05.2007 15:07


Власов А., Потеева Е.

Продолжение. Начало - Здесь


Надежды, которые связывают с этими изменениями страны на постсоветском пространстве в целом, отличаются от мотивов стран Западной Европы. Пожалуй, главным сходным мотивом является стремление повысить эффективность и уровень финансирования систем высшего образования, в том числе за счет привлечения иностранных студентов, обучающихся на платной основе.

Что касается остальных ожиданий, постсоветских стран связанных с участием в Болонском процессе, то на первый план выдвигаются в первую очередь: 1) расширение доступа граждан к возможностям обучения и трудоустройства за рубежом; 2) снижение риска международной изоляции и провинциализации национальной системы высшего образования из-за не вхождения в Болонский процесс.

Переход к международным стандартам средней и высшей школы связан с формированием единого комплекса требований к выпускникам высших заведений, стандартизацией образовательных программ, решением проблемы нострификации, то есть взаимного признания дипломов о высшем образовании. Формирование единого рынка труда в европейских странах неизбежно ставит вопрос об однотипной системе оценки квалификации потенциального работника. Невозможно решить эту задачу вне единого образовательного пространства и общих стандартов оценки качества подготовки выпускников высших учебных заведений.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать следующие вывод для постсоветских стран:

Необходим творческий подход к усвоению международного образовательного опыта. Системы высшего образования влияют друг на друга, и происходит постоянный обмен, заимствование и копирование отдельных их черт. В этом плане Болонский процесс - это один из множества примеров. Поэтому подход к использованию международного опыта, базирующийся на глубоком понимании специфики собственной и чужой страны позволит снизить риск возможных непредвиденных последствий.

В тоже время, любая система образования постсоветских стран имеет свои сильные и слабые стороны, и очень часто ее недостатки являются продолжением ее достоинств. Во многих случаях это обуславливает необходимость нахождения баланса между различными конфликтующими ценностями и приоритетами. Это бывает особенно сложно в государствах, где консенсус по этим проблемам отсутствует. Именно в такой ситуации находится большинство постсоветских стран.

На фоне этого существует жесткая необходимость нахождения наиболее приемлемого варианта интеграции образования, которая позволила бы сохранить собственные достижения, с учетом национальных интересов. Так, в странах, на рынках труда которых не сформировался спрос на бакалавров и магистров, вынуждены будут решать эту проблема параллельно с внедрением новых ступеней обучения. Кроме того, несмотря на формальный характер критерия количества кредитов, его соблюдение потребует перестройки многих содержательных и методических аспектов обучения. Формальный характер критериев образовательных ступеней вовсе не означает формального характера их соблюдения.

В Западной Европе одним из актуальных вопросов развития образовательных систем стала проблема нахождения баланса между интернационализацией образования и сохранением ее национального характера. В России эта проблема приобретает собственное звучание: здесь все больше обсуждают идею создания евроазиатского образовательного пространства, дополняющего механизм включения в болонский процесс.

Продолжающиеся изменения геополитической картины мира, обусловленные распадом СССР и образованием Новых Независимых Государств, уже привели к формированию кардинально новой геополитической ситуации в Центрально-азиатском регионе, включающем Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. И в этом контексте участие России в Шанхайской организации сотрудничества является взаимовыгодным и допустимым со всех сторон.

Согласно официальным документам, в цели Шанхайской организации сотрудничества входят совместная борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами преступной деятельности и массовой нелегальной миграцией.

К целям Шанхайской организации сотрудничества также относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Развитие отношений с государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества - Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан - (ШОС), официальное открытие которой состоялось на саммите в г. Ташкенте (15 июня 2004 г.) - отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации. Только в результате дальнейшего углубления взаимоотношений добрососедства, дружбы и сотрудничества можно эффективно защитить собственные интересы, реализовать цели совместного развития и процветания.

В истории современных международных отношений создание и развитие "Шанхайской пятерки" (КНР, Россия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан) представляет собой пример позитивного интеграционного процесса. Она положила начало новому мировоззрению на безопасность, содержащему в себе принципы взаимного доверия, разоружения, сотрудничества и безопасности, обогатила начатые Россией и Китаем межгосударственные отношения нового типа в основе которых партнерство, а не союз, предоставила модель регионального сотрудничества, отличительной особенностью которой являются совместная инициатива, приоритет безопасности, взаимовыгодное взаимодействие больших и малых государств.

В ШОС объединились уникальные цивилизации, и их тесное сотрудничество неизбежно становится источником обогащения каждой в отдельности. Интеграция научных потенциалов закономерно способствует развитию инновационных технологий во всех сферах жизни наших обществ.

Для создания договорно-правовой базы сотрудничества государствами-членами разрабатывается проект Соглашения о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений государств-членов ШОС. 15 июня 2006 года во время юбилейного Саммита ШОС в Шанхае подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования. Одновременно Сторонами прорабатывается возможность создания под эгидой ШОС единого Образовательного Центра.

Географическая и историческая близость стран региона ШОС - это основа взаимодополняемости и взаимосвязанности культур и традиций. Благодаря особенностям гуманитарных ресурсов каждой страны у участниц Организации имеется огромный потенциал для взаимодействия. Согласно Хартии ШОС, сотрудничество в гуманитарной области является одним из приоритетных задач организации. Руководители стран-членов ШОС многократно подчеркивали, что организация должна уделять больше внимания гуманитарному сотрудничеству, которое становится одной из динамично развивающихся сфер взаимодействия в рамках ШОС. За пять лет существования ШОС страны-члены наладили практическое и эффективное сотрудничество в области культуры, образования, защиты окружающей среды и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В тоже время, необходимо признать, что страны ШОС до определенного момента проявили недостаточно внимания к выработке единства подходов в движении к общему образовательному дому. Да и сейчас остается ряд не решенных проблем, основной из которых считается не признание дипломов, не возможность в виду этого свободного передвижения студентов и лиц, окончивших ВУЗы с последующим трудоустройством по специальности на территории других стран.

Эта тема особенно актуальна, поскольку функционирование свободного рынка труда, миграция квалифицированной рабочей силы создают объективные потребности в признании дипломов одной страны профессиональным сообществом другой страны. Для каждой из стран ШОС характерны свои специфические черты и проблемы в образовательной сфере, однако, в большинстве стран наблюдается рост числа коммерческих вузов, сокращение доли расходов на образование со стороны государства и одновременно формирование государственного заказа на подготовку специалистов в приоритетных областях деятельности.

Окончание следует.


Источник: http://www.ia-centr.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.