Пражское коммюнике
23.04.2007 17:45


К ЗОНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование
г. Прага, 19 мая 2001 года


     Через три года после Сорбоннской и два года после подписания Болонской декларации европейские министры, отвечающие за высшее образование и представляющие 32 подписавшие декларацию страны, встретились в Праге, чтобы оценить достигнутые успехи и определить направления и приоритеты действий на следующие годы. Министры вновь подтвердили свое обязательство по учреждению Зоны европейского высшего образования к 2010 году. Выбор Праги для проведения этой встречи символизирует их желание вовлечь в этот процесс всю Европу в свете расширения Европейского союза.

     Министры приветствовали и рассмотрели отчет "Содействие Болонскому процессу", представленный группой поддержки, и нашли, что цели, намеченные в Болонской декларации, были широко приняты и использовались как основа для развития высшего образования большинством стран, подписавших Декларацию, также, как университетами и другими учреждениями высшего образования. Министры вновь подтвердили, что должны быть продолжены усилия по поддержке мобильности с тем, чтобы позволить учащимся, преподавателям, исследователям и аппарату управления извлечь выгоду из богатства Зоны европейского высшего образования, включающего ее демократические ценности, многообразие систем высшего образования, разнообразие культур и языков.

     Министры приняли во внимание Конвенцию европейских высших учебных заведений, принятую в Саламанке 29-30 марта, и рекомендации Конвенции европейских учащихся, принятой в Гётеборге 24-25 марта, а также оценили активное вовлечение в Болонский процесс Европейской ассоциации университетов и Ассоциации национальных союзов студентов в Европе. Они также отметили и оценили многие другие подобные инициативы, нацеленные на будущее. Министры приняли во внимание также конструктивную помощь Европейской комиссии.

     Министры отметили, что действия, рекомендованные в Декларации относительно структуры степеней, интенсивно и широко проводились в большинстве стран. Они особенно оценили то, как продвигается работа над обеспечением качества. Министры признали необходимость в сотрудничестве по вопросам транснационального образованию. Они также признали потребность в организации в сфере образовании обучения в течение всей жизни.

Дальнейшие действия после достижения шести целей Болонского процесса

     Министры заявили, что, учитывая принятие Болонской декларации, формирование Зоны европейского высшего образования является условием для расширения привлекательности и конкурентоспособности высших учебных заведений Европы. Они поддержали тезис о том, что высшее образование должно рассматриваться как общественное благо, что оно было, есть и останется внимательным к общественным обязательствам (правилам и т.д.), и что учащиеся - полноправные члены сообщества высшего образования. С этой точки зрения министры прокомментировали дальнейший процесс следующим образом:

Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней

     Министры решительно призвали университеты и другие высшие учебные заведения использовать все преимущества существующего национального законодательства и европейских инструментов, нацеленных на облегчение академического и профессионального признания разделов курсов, степеней и других достижений, так, чтобы граждане могли эффективно использовать свои квалификации, умения и навыки во всей Зоне европейского высшего образования. Министры призвали существующие организации и сети типа NARIC и ENIC содействовать на институциональном, национальном и европейском уровнях простому, эффективному и справедливому признанию, отражающему нижеизложенное разнообразие квалификаций.

Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах

     Министры с удовлетворением отметили энергичное обсуждение и развитие структуры степеней, основанной на двух основных циклах, четко формулирующих высшее образование для достепенного и послестепенного обучения. Некоторые страны уже приняли эту структуру, а несколько других рассматривают ее с большим интересом. Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра и магистра или две другие сопоставимые степени могут быть получены как в университетах, так и в других высших учебных заведениях. Программы, ведущие к степени, могут и действительно имеют различную ориентацию и различные конфигурации для приспособления к разнообразию индивидуумов, потребностям учебного процесса и рынку труда, как это было признано на семинаре в Хельсинки по степеням бакалаврского уровня (февраль 2001 года).

Учреждение системы кредитов

     Министры подчеркнули, что для большей гибкости в процессах обучения и получения квалификаций необходимо установление общих краеугольных камней квалификаций, поддержанных кредитной системой типа ECTS или другой ECTS - совместимой системой, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции. Вместе со взаимно признанными системами обеспечения качества такие договоренности облегчат доступ учащихся к европейскому рынку труда и расширят совместимость с миром труда, привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования. Повсеместное использование такой системы кредитов и Приложения к диплому будет подпитывать прогресс в этом направлении.

Содействие мобильности

     Министры вновь подтвердили, что улучшение мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления, как это указано в Болонской декларации, имеет максимальную важность. Поэтому они подтвердили свое обязательство принять все меры для устранения всех препятствий свободному передвижению учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления и подчеркнули важность социальных вопросов мобильности. Они приняли во внимание возможности для мобильности, предлагаемые в соответствии с программами Европейского сообщества, и прогресс, достигнутый в этой области, например, запуском Плана действий по мобильности, поддержанном Советом Европы в Найсе в 2000 году.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества

     Министры признали жизненно важную роль, которую играют системы обеспечения качества в обеспечении стандартов высокого качества и в облегчении сравнимости квалификаций по всей Европе. Они также одобрили более тесное сотрудничество между сетями по обеспечению качества и по признанию. Они подчеркнули потребность близкого европейского сотрудничества и взаимного доверия в принятии национальных систем обеспечения качества. Затем они призвали университеты и другие высшие учебные заведения распространять примеры лучшей практики и разрабатывать сценарии для взаимного принятия механизмов аккредитации/сертификации и оценки. Министры призвали университеты и другие высшие учебные заведения, национальные агентства и Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), сотрудничать в кооперации с соответствующими организациями стран, не являющихся членами ENQA, в установлении общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики.

Содействие европейскому подходу к высшему образованию

     Чтобы дальше усиливать важные европейские измерения высшего образования и возможности трудоустройства выпускников, министры призвали сектор высшего образования увеличивать развитие модулей, ориентацией или организацией на всех уровнях курсов и программ с "европейским" содержанием. Особенно это касается модулей, курсов и программ, предлагаемых сотрудничающими институтами разных стран и ведущих к совместному признанию степеней.

Кроме того министры подчеркнули следующие пункты(точки):

Обучение в течение всей жизни

     Обучение в течение всей жизни является существенным элементом Зоны европейского высшего образования. В будущей Европе, строящейся как общество и экономика, основанные на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни должна стать лицом к лицу к проблемам конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни.

Высшие учебные заведения и студенты

     Министры приветствовали и подчеркнули необходимость вовлечения университетов, других высших учебных заведений и учащихся как компетентных, активных и конструктивных партнеров в учреждение и формирование Зоны европейского высшего образования. Институты продемонстрировали важность, которую они придают созданию совместной и эффективной, но все же разнообразной и приспосабливаемой, Зоны европейского высшего образования. Министры также отметили, что качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности Зоны европейского высшего образования. Министры оценили вклад высших учебных заведений в развитие программ обучения, объединяющих академическое качество с совместимостью к долговременной возможности трудоустройства, и призвали продолжить их активную деятельность в этом направлении.

     Министры подтвердили, что студенты должны принимать участие и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других высших учебных заведениях. Министры также вновь подтвердили отмеченную учащимися необходимость принимать во внимание в Болонском процессе социальные вопросы.

Содействие обеспечению привлекательности Зоны европейского высшего образования

     Министры согласились с важностью расширения привлекательности европейского высшего образования для учащихся из Европы и других частей мира. Понимаемость и сравнимость европейских степеней высшего образования во всем мире должны быть расширены развитием общих рамок квалификаций, также как согласованным обеспечением качества и механизмами аккредитации/сертификации и увеличением информационных усилий. Министры особо подчеркнули, что качество высшего образования и научных исследований является и должно быть важным определяющим фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы. Министры согласились, что должно быть уделено повышенное внимание выгоде Зоны европейского высшего образования от существования институтов и программ различной конфигурации. Они призвали к увеличению сотрудничества между европейскими странами в части, касающейся возможного значения и перспектив транснационального образования.

Энергичное продолжение

     Министры приняли на себя обязательство продолжить сотрудничество, основанное на целях, изложенных в Болонской декларации, и построенное на похожести и приносящих пользу различиях культур, языков и национальных систем, привлекающем все возможности межправительственного сотрудничества и продолжающегося диалога с европейскими университетами, другими высшими учебными заведениями, студенческими организациями, а также программами Сообщества.

     После заявлений министров, представляющих страны, для которых открыты программы Европейского сообщества Сократес, Леонардо да Винчи или подпрограммы Темпуса, министры приветствовали новых членов, присоединившихся к Болонскому процессу. Они приняли заявления от Кипра, Турции и Хорватии.

     Министры решили, что новая встреча поддержки будет иметь место во второй половине 2003 года в Берлине, на которой будет сделан обзор прогресса и установлены направления и приоритеты для следующих стадий процесса движения к Зоне европейского высшего образования. Они подтвердили потребность в структуре для доведения дела до конца, состоящей из группы содействия и группы подготовки. Группа содействия должна быть составлена из представителей всех стран, подписавших соответствующие документы, новых участников и Европейской комиссии. Она должна быть возглавлена представителем страны, председательствующей в это время в Европейском союзе. Группа подготовки должна быть составлена из представителей стран, являющихся принимающими на предыдущей и следующей встречах на уровне министров, двух государств - членов Европейского союза и двух стран, не входящих в Союз. Последние четыре представителя будут избираться группой содействия. Представители председательствующей в Европейском союзе страны и Европейской комиссии будут также входить в группу подготовки. Группа подготовки будет возглавляться представителем страны, принимающей следующую встречу на уровне министров.

     Европейской ассоциации университетов, Европейской ассоциации высших учебных заведений, Ассоциации национальных союзов студентов в Европе и Совету Европы необходимо консультироваться по проверке хода развития процесса.

     Для того, чтобы процесс шел дальше, министры просили группу содействия упорядочить семинары для проведения исследований в следующих областях: сотрудничество, касающееся аккредитации и обеспечения качества; признание результатов обучения и использование кредитов в Болонском процессе; развитие совместных степеней; социальные вопросы, со специальным вниманием к препятствиям мобильности, а также расширение Болонского процесса, обучение в течение всей жизни и вовлечение в обсуждение учащихся.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.