В чем совпадают и чем разнятся европейские подходы к оценке качества образования с отечественными критериями
24.09.2006 15:32


Совместимы будем?
В чем совпадают и чем разнятся европейские подходы к оценке качества образования с отечественными критериями

Елизавета Понарина

1-2 марта 2006 года в Москве на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана состоится Международный семинар на тему "Европейская система качества и аккредитации инженерного образования". Семинар организует Ассоциация инженерного образования России (АИОР) совместно с Ассоциацией технических университетов (АТУ). Подробнее о проблемах, которые предстоит обсудить участникам встречи, корреспонденту "Поиска" Елизавете Понариной рассказали президент АИОР, ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков и его коллеги по ассоциации.

Корр.: Тема предстоящего семинара актуальна. Известно, что с 1 января 2006 года введены в действие новые критерии государственной аккредитации высших учебных заведений страны. В одной из публикаций "Поиска" их уже прокомментировала заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Геворкян ("Поиск" N45, 2005). Совпадают ли европейские подходы к оценке качества высшего образования с нашими новыми национальными критериями?

Ю.П.: Поводом для организации семинара послужили успешное завершение работ над проектом EUR - ACE (EURopean Accredited Engineer) и создание Европейской сети аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE) в рамках Болонского процесса. Проект EUR - ACE выполнялся в 2004-2005 годах по заказу Европейской комиссии в ходе реализации программ SOCRATES - TEMPUS под эгидой Европейской федерации инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, FEANI) при участии Европейской ассоциации инженерного образования (SEFI), Конференции ведущих технических университетов Европы (CESAER) и ряда других европейских структур (EUROCADRES, ENQEEI).

Основными исполнителями проекта выступили общественные неправительственные организации, занимающиеся профессиональной оценкой качества и аккредитацией образовательных программ вузов в области техники и технологий в ведущих странах Европы: Великобритании, Германии, Франции, Италии и других (всего восемь стран). Нашу страну в проекте EUR - ACE представляла Ассоциация инженерного образования России. Результатом совместных работ стали стандарты для аккредитации инженерных программ (EUR - ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes), были также согласованы процедуры их применения (все документы доступны на сайте FEANI - www.feani.org). В ходе проекта стандарты и процедуры неоднократно обсуждались и тестировались в разных европейских странах, чтобы определить их совместимость с национальными системами оценки качества и аккредитации инженерных программ. Стандарты EUR - ACE для аккредитации инженерных программ окончательно были утверждены в ноябре 2005 года на заседании Совета проекта во Флоренции. А несколько раньше в Берлине состоялось учредительное собрание организаций - участниц проекта, на котором была создана Европейская сеть аккредитации инженерного образования ENAEE как международная организация, объединяющая национальные аккредитующие агентства, применяющие в своей практике согласованные стандарты для аккредитации инженерных программ. Одним из учредителей ENAEE стала АИОР.

С 1 января нынешнего года Аккредитационный центр АИОР начал применять стандарты EUR - ACE в своей практической деятельности при аккредитации образовательных программ российских вузов в области техники и технологий. Теперь у отечественных высших учебных заведений есть возможность наряду с сертификатом национальной общественно-профессиональной аккредитации инженерных программ получить международный сертификат качества европейского образца. А у выпускников, освоивших аккредитованные АИОР по стандартам ENAEE образовательные программы, - реальная возможность в перспективе получить и статус европейского инженера с включением в FEANI EurEng Register, что должно значительно повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

Поскольку вопросы национальной и международной профессиональной оценки качества и аккредитации инженерных программ интересуют, в первую очередь, технические университеты, мы договорились с президентом Ассоциации технических университетов, ректором МГТУ им. Н.Э.Баумана И.Федоровым провести на базе его вуза семинар, посвященный этой теме. В ходе работы запланирована презентация стандартов для аккредитации инженерных программ и процедур их применения, разработанных в рамках проекта EUR - ACE, а также Европейской сети аккредитации инженерного образования ENAEE. Второй день семинара будет посвящен вопросам развития в России национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, взаимодействию АИОР с вузами, перспективам создания национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, сотрудничеству АИОР, АТУ и других российских организаций с ENAEE, FEANI, Engineers Mobility Forum (EMF) и другими международными структурами.

Более подробно о стандартах EUR - ACE для аккредитации инженерных программ и о процедурах их применения в рамках Европейской сети аккредитации инженерного образования ENAEE расскажет один из их непосредственных разработчиков - председатель методической комиссии Аккредитационного центра АИОР профессор О.Боев.

О.Б.: Прежде чем говорить о результатах проекта EUR - ACE и организации ENAEE, следует вспомнить об основных разработках и решениях в области обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса. В сентябре 2003 года в Берлине на встрече министров, отвечающих за высшее образование в европейских странах, присоединившихся к Болонской декларации, мандат на разработку и согласование системы стандартов, процедур и руководств по обеспечению качества получила Европейская ассоциация по обеспечению качества в высшем образовании (European Network for Quality Assurance in Higher Education, ENQA). К очередной встрече министров, которая состоялась уже в мае 2005 года в Бергене, ENQA совместно с рядом других организаций (EUA, EURASHE и ESIB) в рамках программы SOCRATES, финансируемой Европейской комиссией, разработала документ под названием "Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area". В октябре прошлого года документ "European Parliament and Council Recommendation on Further European Cooperation in Quality Assurance in Higher Education" был принят в первом чтении решением Европарламента, который таким образом определил свою позицию относительно дальнейшего развития процессов в области обеспечения качества высшего образования.

Необходимо добавить, что стандарты и руководства, разработанные ENQA, касаются как институциональной, так и специализированной оценки качества и аккредитации высших учебных заведений независимо от области их образовательной деятельности и профиля подготовки специалистов, а также подхода к аккредитации - академического или профессионального.

Стандарты для аккредитации инженерных программ (EUR - ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes), разработанные в ходе проекта EUR - ACE, предназначены для специализированной оценки качества образовательных программ в области техники и технологий с точки зрения подготовки выпускников вузов к началу их профессиональной инженерной деятельности. Стандарты EUR - ACE пригодны для всех областей инженерной деятельности любого профиля. Они базируются на результатах обучения (Programme Outcomes) по программам первого и второго циклов (применительно к России - бакалавриат и магистратура, а также специалитет как интегрированная траектория, ведущая непосредственно к квалификации второго цикла). Стандарты EUR - ACE гармонизированы со стандартами Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, разработанными ENQA, и представляют собой, по сути, стандарты для оценки инженерного образования с позиций Болонского процесса.

Результаты обучения в вузе по инженерным программам группируются в стандартах EUR - ACE по шести разделам: знания, инженерный анализ, инженерное проектирование, исследования, инженерная практика и навыки более широкого применения (transferable skills). Уровень знаний и профессиональных компетенций выпускников различается по планируемым результатам при обучении по программам первого и второго циклов. В разработанных стандартах определены критерии, по которым производится оценка программ, и процедуры оценивания. Опыт тестирования стандартов EUR - ACE в различных странах Европы, в том числе в нашей стране при общественно-профессиональной аккредитации АИОР программ отечественных вузов, показал эффективность их применения для оценки качества программ подготовки специалистов к инженерной деятельности.

Аккредитационный центр АИОР привел свои критерии и процедуры оценки качества образовательных программ в области техники и технологий в соответствие со стандартами EUR - ACE и будет применять их на практике, в том числе в рамках международной организации ENAEE. Подробнее об этом пойдет разговор на мартовском семинаре "Европейская система качества и аккредитации инженерного образования".

О совпадении европейских подходов к оценке качества высшего образования с российскими новыми критериями госаккредитации подробнее расскажет председатель Аккредитационного совета АИОР профессор А.Чучалин.

Корр.: Александр Иванович, так чем же отличается госаккредитация, которую проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, от общественно-профессиональной аккредитации, которой занимается, в частности, АИОР? После проведения в конце октября прошлого года в Минобрнауки РФ круглого стола на тему "Общественная оценка качества образования" возникло еще больше вопросов. Комментируя результаты дискуссии, заместитель руководителя Рособрнадзора Е.Геворкян отметила, что "общественная аккредитация не должна дублировать государственную" ("Поиск" N47, 2005).

А.Ч.: Попробую ответить на вопросы более или менее системно. Во-первых, о совпадении европейских подходов к оценке качества высшего образования с новыми российскими критериями государственной аккредитации. Государственная аккредитация образовательных учреждений, в том числе вузов, введена в России с 1997 года на основании Закона РФ "Об образовании". То есть незадолго до начала Болонского процесса в Европе. Задачами госаккредитации, как известно, являются определение типа и

вида образовательного учреждения, а также предоставление ему права выдачи документов об образовании государственного образца. Для вузов понятие государственной аккредитации тесно связано с понятием государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования РФ, устанавливающих минимальные требования к содержанию образования и уровню подготовки специалистов по соответствующим направлениям и специальностям.

В Европе нет и вряд ли будут какие-либо образовательные стандарты в том виде, как они существуют у нас. Это серьезное отличие. Оно определяет разные подходы к оценке деятельности вузов у нас в стране и за рубежом. Однако в этом нет никакой трагедии. Для такой огромной и неравномерно развитой по регионам державы, как Россия, государственные образовательные стандарты совершенно необходимы для сохранения единого образовательного пространства и обеспечения академической мобильности. Другое дело, они должны стать рамочными и давать больше свободы вузам.

Теперь о показателях и критериях.

Новые критерии для показателей госаккредитации (Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N193) касаются в основном спектра образовательных программ вуза, защит диссертаций аспирантами, контингента обучающихся по программам переподготовки и повышения квалификации, результатов научной деятельности вуза, обеспечения преподаваемых дисциплин учебно-методическими комплексами. Следует отметить, что одним из показателей качества подготовки специалистов с недавнего времени является эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования. На заседании Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования в декабре прошлого года рассматривались типовая модель и концепция оценки систем качества образовательных учреждений. По замыслу, типовая модель должна быть разработана с учетом мирового и, в частности, европейского опыта.

В целом, показатели, содержащиеся в европейских стандартах и руководствах для оценки качества высшего образования, разработанных ENQA в рамках Болонского процесса, и показатели для госаккредитации российских вузов, используемые Рособрнадзором, весьма различны. Однако не это главное. Главное то, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, будучи госструктурой, не является независимой в оценках качества высшего образования, как требуют общие принципы формирования европейского Регистра агентств по обеспечению качества в соответствии с решением Европарламента. Но в этом также нет никакой беды для России! При одном условии. Если наряду с государственной аккредитацией вузов в стране будет создана национальная система общественно-профессиональной оценки качества высшего образования и аккредитации образовательных программ.

Важно, что высшее руководство Минобрнауки и Рособрнадзора это понимает. В феврале 2005 года между АИОР и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки было заключено соглашение о совместной деятельности в развитии общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Соглашение предусматривает, что Рособрнадзор содействует АИОР в проведении общественно-профессиональной аккредитации программ, учитывает ее результаты при государственной оценке деятельности вузов, способствует международному признанию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации программ в области техники и технологий, рассматривает предложения АИОР по созданию в России системы сертификации профессиональных инженеров. Ассоциация инженерного образования России, со своей стороны, обязуется вносить предложения по совершенствованию процедуры учета результатов общественно-профессиональной аккредитации программ при государственной аккредитации вузов, расширять деятельность по обеспечению международного признания национальной системы общественно-профессиональной аккредитации, подготовить предложения по созданию в России системы сертификации профессиональных инженеров с учетом мирового опыта.

В чем отличие государственной аккредитации от общественно-профессиональной?

Первое и главное отличие заключается в том, что государственная аккредитация осуществляется официальным органом управления образованием в порядке надзора за деятельностью высших учебных заведений для подтверждения их статуса, наделения определенными полномочиями и ответственностью, прежде всего с точки зрения интересов государства. А общественно-профессиональная аккредитация проводится неправительственными организациями для повышения качества подготовки специалистов с точки зрения интересов общества.

Государственная аккредитация является по сути институциональной, то есть ее объект - высшее учебное заведение в целом. Институциональному подходу соответствуют показатели и критерии, на основе которых Рособрнадзор оценивает деятельность вуза. Общественная аккредитация является специализированной, при которой оцениваются отдельные образовательные программы, а не деятельность вуза в целом. При этом, естественно, используются другие показатели и критерии.

Еще одно важное отличие заключается в том, что госаккредитация является по сути академической, а общественная аккредитация профессиональной: оцениваются не знания вообще (естественно-научные, гуманитарные, общепрофессиональные и специальные), а готовность выпускников к ведению профессиональной деятельности. Например, АИОР проводит аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий с точки зрения достаточности приобретаемых выпускниками знаний, умений, профессиональных и личностных компетенций для начала практической деятельности инженера.

Мировая практика такова, что профессиональная аккредитация образовательных программ является первым шагом к сертификации и регистрации инженера-профессионала. Госаккредитация вузов здесь ни при чем. Например, в ведущих странах, для того чтобы получить статус профессионального инженера и существенно укрепить позиции на внутреннем и мировом рынках труда, первым условием является получение в вузе образования по аккредитованной профессиональным сообществом программе.

Международной организацией Engineers Mobility Forum (EMF) разработаны требования к компетентности инженеров, занимающихся самостоятельной профессиональной деятельностью, для их сертификации и регистрации в качестве международного профессионального инженера (EMF Registered International Professional Engineers). Безусловным требованием EMF является наличие инженерного образования, полученного в университете по аккредитованной на основе критериев международной организации Washington Accord программе. АИОР сотрудничает с организациями Washington Accord и Engineers Mobility Forum с целью признания аккредитации АИОР соответствующей мировым требованиям и создания в России международно признанной национальной системы регистрации профессиональных инженеров.

Критерии и процедуры государственной аккредитации вузов и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ существенно отличаются. В первом случае основное внимание уделяется оценке ресурсов и показателей деятельности вуза, а во втором - результатам реализации образовательных программ с точки зрения качества подготовки специалистов. В первом случае контролируется соблюдение ГОС ВПО РФ в части минимальных требований к содержанию образования и уровню подготовки специалистов, ведется поиск слабых сторон, а во втором - выявляются особенности и сильные стороны вуза, которые позитивно отражаются на качестве образовательных программ и могут быть развиты в дальнейшем. При проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения для получения государственной аккредитации вуз, как правило, "закрывается", стремясь скрыть недостатки, а при общественно-профессиональной аккредитации вуз наоборот "раскрывается" для максимальной демонстрации достоинств своих образовательных программ.

Самообследование, предшествующее визиту экспертов, при проведении общественно-профессиональной аккредитации образовательной программы нацелено главным образом на выявление особенностей подготовки специалистов в данном вузе. Основная задача самообследования в том, чтобы как можно полнее и убедительнее ответить на вопросы: "Чем в лучшую сторону отличаются выпускники данного вуза от аналогичных специалистов, окончивших другие вузы, в чем их уникальность?" и "Что еще нужно сделать для того, чтобы повысить качество и конкурентоспособность выпускников?".

Команда экспертов Аккредитационного центра АИОР, оценивающих инженерную образовательную программу при общественно-профессиональной аккредитации, состоит из представителей прикладной науки, промышленности и высшей школы, которые в течение трех-четырех дней работают в вузе. Они встречаются с руководством, сотрудниками факультета и кафедр, участвующих в реализации программы, студентами, выпускниками, представителями промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, трудоустраивающих выпускников, знакомятся с организацией и результатами научно-исследовательской работы студентов, технологиями разработки учебных программ, реализацией и оценкой качества образовательной деятельности, учебно-лабораторной базой для подготовки специалистов, использованием компьютерной техники и т.д. При этом, в отличие от работы комиссий Рособрнадзора, главное внимание уделяется содержанию программ, используются качественные критерии и экспертные оценки. Решение об аккредитации программы принимается на основании заключения экспертов Аккредитационным советом АИОР, который состоит на две трети из представителей промышленности, инженерного корпуса, деловых кругов, научных сотрудников и лишь на одну треть из работников высшей школы.

Существенным отличием общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ от государственной аккредитации вузов является и добровольность ее прохождения.

В Ассоциацию инженерного образования России обращаются те вузы, которые стремятся продемонстрировать особую приверженность качеству образовательных услуг и подготовки специалистов в области техники и технологий, получить независимую внешнюю оценку и квалифицированные рекомендации по совершенствованию образовательных программ, публично заявить о высоком качестве образования, повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг, улучшить трудоустройство выпускников, получить международное признание, завоевать и укрепить свои позиции на мировом образовательном рынке.

Подробнее обо всем этом, как уже говорилось, пойдет речь на Международном семинаре "Европейская система качества и аккредитации инженерного образования", который состоится в марте в Москве на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. Информация о нем размещена на сайтах АИОР (http://www.aeer.ru/) и Аккредитационного центра (http://www.ac-raee.ru/).

Источник: http://courier.com.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.