Обеспечение качества и аккредитация
19.09.2006 11:39


Предварительные замечания

Обеспечение качества (в общем) и аккредитация (в частности) в Европе становятся важным политическим инструментом и регулирующим механизмом. В этом разделе описываются системы обеспечения качества и аккредитации в разных Европейских странах. В последнее время обеспечение качества и аккредитация в Европе значительно развиваются. Источниками информации данного доклада являются современные исследования, такие как недавнее исследование Еропейской Сети Агенств по Качеству (ENQA) (Датский Институт Оценки, 2003), доклад Тенденции-III (Рахерт и Таух, 2003) и исследование UNESCO-CEPES (особенно изчение ситуации в Центральной и Восточной Европе) (Кэмбелл и Розняй, 2002). По проблеме аккредитации был использован сравнительный анализ Вроейхенстин (2003). Результаты опроса INQAAHE-IAUP Агенств по обеспечению качества также очень информативны (INQAAHE, 2003). В докладе также используются результаты исследования по проблеме Европейской аккредитации, проведенного Немецким союзом по торговле образовательными услугами (Шварц и Вестерхайден, 2003), еще неопубликованные на момент написания. Более подробную информацию по обеспечению качества и аккредитации в Европейских странах можно найти в этом и других докладах.

Всеобще признается проблема отсутствия на данный момент стандартизации и ясности терминологии по 'обеспечению качества'. Некоторые понятия означают разное в разных контекстах. Предпринимались различные попытки по формулировке ряда определений, по которым можно достичь международного консенсуса (UNESCO-CEPES, 2002; Ван Дамм, 2003), но официально этот ряд определений так и не был разработан. В выработанных определениях можно проследить некоторые общие моменты. В этом докладе мы используем понятие обеспечение качества как особую форму оценки, указывающую на процессы и схемы, целью которых является оценка, мониторинг, обеспечение, поддержание и/или улучшение качества вузов и/или программ обучения. Аккредитация определяется здесь как особая форма обеспечения качества, отличающаяся принятием в конце формального решения, которое ведет к формальному одобрению законным органом учреждения или программы, удовлетворяющих заранее установленным и согласованным стандартам. Такое одобрение в конечном итоге ведет к присвоению соответствующими властями этому провайдеру образовательных услуг статуса аккредитованного учреждения. Безусловно, эти определения не идут в разрез с большинством употреблений этих терминов и с определениями других специалистов, например, Шварца и Вестерхайдена (2003) или Хамалайнена (2001).

 

Развитие системы обеспечения качества и аккредитации в Европе

 

Появление систем обеспечения качества в Западной Европе

В истории развития обеспечения качества в Западной Европе наиболее очевиден высокий темп развития. До 1980-ых годов в Европейских университетах проблема качества являлась центральной. При этом не разрабатывались особые механизмы и инструменты ни на уровне институционального управления, ни на правительственном уровне. Управление качеством было частью неформальных саморегулирующих механизмов академического сообщества, но все еще не связанных с внешним одобрением и не являющихся предметом ответственности. В настоящее время большинство Европейских стран создали формальные механизмы обеспечения качества и связанные с ними процедуры внешней отчетности за высшее образование.

Быстрый темп развития обусловлен рядом факторов (Кэмпбелл и Розняй, 2002; Ван Дамм, 2003). Во-первых, это проблема возможного ослабления академических стандартов на фоне развития массового высшего образования. Во-вторых, ключевые стороны (особенно предприятия, профессиональные органы и работодатели) потеряли некоторую уверенность в возможности достижения управления, отличающегося традиционным академическим качеством. С их точки зрения, нельзя было гарантировать способность вузов выпускать специалистов, качество и количество которых отвечало бы потребностям современного рынка труда в условиях роста конкуренции и глобализации в экономике. Усилилось и их критическое отношение к вузам, например, относительно проблемы роста числа не сдавших экзамены или бросивших обучение студентов и по вопросу увеличения срока обучения. Очевидно, что учреждениям было сложно сохранить эффективность внутренних процессов, количество выпускаемых специалистов, а следовательно, и качество в таких условиях. В-третьих, ограниченный бюджет и финансовый кризис привели к стагнации или сокращению государственных расходов на одного студента, а также к требованию повышения эффективности общественных затрат. В-четвертых, ожидалось, что учреждения должны были отвечать потребностям все более 'оценочного государства', становясь предметом общественной ответственности. В-пятых, само высшее образование становится более конкурентоспособным, при этом искажается практика традиционного набора студентов, повышается мобильность студентов, специалистов и профессорско-преподавательского состава, повышается давление со стороны частных учреждений и т.д. В этой ситуации обеспечение качества становится инструментом, который задает эталон и в будущем может оказать огромное влияние. В-шестых, политика по 'расширению участия' и включению всех слоев общества заставляет учреждения сделать требования к поступающим более либеральными.

Некоторые из этих факторов тесно связаны с политическим развитием, а именно с преобладанием нео-либерализма, отличающегося конкуренцией, дерегуляцией, 'окупаемостью' и общественной ответственностью. В любом случае, разработка политики и механизмов обеспечения качества в Европейских странах происходит в государственно-политическое среде, характеризующейся изменением. отношений между государством и образовательными учреждениями. Дерегуляция, повышение институциональной автономии, делегирование полномочий, изменение соотношения между государственными и рыночными элементами обуславливают направление развития систем высшего образования, все большее значение факторов, влияющих на результаты и успешность управления, а иногда и на финансирование, стали важными особенностями изменившихся отношений. В целом, дерегуляция и институциональная автономия, с одной стороны, и обеспечение качества, ответственность и отслеживание результатов, с другой, дополняли друг друга. Государство и учреждения во многих странах рассматривали этот обмен как благоприятный фактор.

Первыми Европейскими странами, начавшими процессы по обеспечению качества в высшем образовании, были Великобритания, Франция и Нидерланды. Они начали проводить формальную оценку качества примерно в 1985 году. Вскоре за ними последовала Дания, хотя в политехническом секторе Великобритании система внешнего обеспечения качества существовала с конца 1960-ых. Подобно тому, как эти страны ограничили развитие во всех областях, включая промышленность, другие Европейские страны копировали примеры предшественников. Как показывают недавние исследования агенств по обеспечению качества, большинство агенств были созданы самим государством напрямую, либо косвенно через политическую инициативу. Исключением здесь являются только Нидерланды, Бельгия (Фландрия), Великобритания и Германия, которые принимали активное участие в разработке схем обеспечения качества. Тем не менее, в Великобритании это была мера защиты от непредвиденного политического курса.

Важным толчком для распространения обеспечения качества в Европе стал Пилотный Проект Европейского Союза, проводимый в 1994 году. Следствием Пилотного проекта стало принятие Советом министров по образованию Евросоюза Рекомендации о Европейском сотрудничестве в обеспечении качества в высшем образовании в 1998 году (98/56I/EC). Эти Рекомендации призывали государства-члены ЕС создавать системы обеспечения качества, а учреждения и власти - сотрудничать и обмениваться опытом.

Чтобы способствовать распространению обеспечения качества, Европейская Комиссия поддержала создание Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (the European Network for Quality Assurance in Higher Education (ENQA)), которая начала свою деятельность в 2000 году. Это членская организация, целью которой является развитие сотрудничества, обмен успешным опытом и стимулирование профессионального развития членов и их сотрудников. Однако, она без сомнения также играет политическую роль, являясь защитником сообщества по обеспечению качества в борьбе за власть с правительствами стран, учреждениями, их организациями и ЕК. В настоящее время Ассоциация состоит из 36 членов из 21 Европейским стран.

Обеспечение качества и аккредитация как регулирующий инструмент в Центральной и Восточной Европе

Развитие стран Центральной и Восточной Европы отличалось от описанного выше пути Западной Европы. Вскоре после отмены коммунизма, многие страны ЦВЕ утвердили новое законодательство в сфере высшего образования, включая меры государственного контроля за обеспечением качества и аккредитацией. Эта политика преследовала следующие цели (Ван дер Венде и Вестерхайден, 2003): изменение учебного плана с целью искоренения Марксистко-ленинистской догмы; расширение системы с целью удовлетворения быстро растущего спроса; либерализация рынка высшего образования; отступление от централизованного контроля государства и развитие децентрализованных систем. Ответом государства на усложняющуюся ситуацию, вызванную либерализацией рынка высшего образования и созданием огромного числа частных вузов, стала разработка схем аккредитации. Контролируемая государством аккредитация явилась инструментом, регулирующим и контролирующим эту систему, и что более важно, решением проблемы некачественных провайдеров, злоупотребляющих возможностями открытого рынка. В действительности частное высшее образование составляет незначительную долю в Центральной и Восточной Европе, но широко распространено в таких странах, как Польша. Не только частные, но и не отвечающие стандартам образовательные услуги традиционных вузов, пытающихся решить таким образом проблемы возросшего спроса на высшее образование и недостаточного государственного финансирования, должны подвергаться аккредитации.

Распространение аккредитации в Западной Европе

В конце 1990-ых и в начале 21 века, интерес к аккредитации как к инструменту одобрения программ или учреждений распространился и в Западной Европе (Вестерхайден, 2001; Шварц и Вестерхайден, 2003). Чтобы полностью понять распространение аккредитационной модели, необходимо обратиться к изменяющейся социальной среде. Решающими факторами и этапами развития в социальной среде высшего образования являются: развитие общества знаний, заставляющее политиков уделять важную значение системе высшего образования и ее эффективности; влиянию интернационализации и глобализации; более активное проникновение рыночных факторов и особенностей в систему высшего образования; и не на последнем месте стоят процессы совместимости, заданные Болонской Декларацией. В этой изменяющейся среде правительства, поддерживаемые внешними заинтересованными сторонами, включая студентов, их семьи и общество в целом, ищут политические инструменты, которые бы позволили повысить прозрачность системы высшего образования, гарантируя соответствие основным стандартам качества и предоставляя инструменты оценки разных параметров качества конкурирующих провайдеров. Предполагается, что аккредитация удовлетворит следующие потребности и цели:

Обеспечить соответствие основным согласованным стандартам качества, подтвердить соответствие программ и степеней (например, новый вид квалификации бакалавров и магистров в контексте Болонского процесса в Европе) общепринятным основным дискрипторам качества, таким образом, способствуя их международному признанию.

Углубить мероприятия по обеспечению качества: придавая им большую независимость, опираясь на более абсолютные и основанные на внешних критериях стандарты, способствуя развитию более четких выводов.

Ввести международные стандарты и критерии для программ и степеней, позволяющие им достичь международного уровня, который отличается высокой студенческой мобильностью, введением системы перезачета и накопления кредитов, введением курсов, читаемых зарубежными преподавателями.

Развить эффективное распространение информации среди студентов и общественных кругов о мероприятиях по обеспечению качества и показать, что высшие учебные заведения несут ответственность перед обществом.

Дополнить контроль за качеством другими формами регулирования, включая финансирование, оказание финансовой помощи студентам, признание вузов, программ или квалификаций, вступление в должность и т.д.

Таким образом, распространение аккредитации и подобной практики является частью текущего процесса обновления и возрождения существующих мер по обеспечению качества, которые в некоторых странах не считались достаточно эффективными, чтобы выступать регулирующими инструментами одобрения и прозрачности в новых условиях.

Некоторые специалисты и заинтересованные стороны не считают убедительным такое основание для проведения академической аккредитации. Основоположники Западного сообщества по обеспечению качества не видят необходимости в проверке качества высокоразвитых систем высшего образования, где уже давно оценена прочность внутренних механизмов обеспечения качества программ/предметов, и где учреждения постоянно проводят внешнюю оценку качества на уровне программ, например посредством системы внешних экзаменаторов в Великобритании, Другие полагают, что четкие 'стандарты' не вписываются во все более сложную систему и что аккредитация при удовлетворении минимальных стандартов качества не дает никаких преимуществ примерно 90% программ или учреждений, прошедших аккредитацию. Они также полагают, что больший акцент на внешние функции систем обеспечения качества может подвергнуть риску функцию повышения качества. Некоторые руководители учреждений не одобряют дополнительную нагрузку на системы аккредитации и считают, что они вторгаются в институциональную автономию. Преподаватели иногда понимают аккредитацию как проявление сомнения в их академическом качестве и нарушение их суверенитета.

Системы аккредитации на основе существующих схем обеспечения качества или как новые системы были созданы в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии (Фландрии), Норвегии и Испании. Но во многих других странах Западной Европы появляются механизмы частичной аккредитации. Исследование ENQA среди 36 членов (как Западной, так и Восточной Европы) показывает, что аккредитация программ осуществляется на постоянной основе 19-тью агенствами (56%); аккредитация учреждений 8 агенствами (22%) (Датский Институт по Оценке, 2003). Исследование Шварца и Вестерхайдена (2003) предоставляет еще более поразительные данные по аккредитации в Европе. Из 21 исследованных стран Западной и Восточной Европы в 1998 году только 6 (почти все страны Центральной и Восточной Европы) имеют какую-либо схему аккредитации на основе признания или одобрения программ или учреждений. Во всех остальных решения об аккредитации принимают правительства, которые не являются следствием оценки. Однако уже спустя 5 лет картина существенно меняется: у всех стран, кроме двух (Дания и Греция), присутствует какая-либо процедура аккредитации, связанная с одобрением учреждений или программ.

Эти результаты показывают, что аккредитация развивается как обособленная форма оценки, но на практике она часто связана или интегрирована в существующие мероприятия по обеспечению качества. Они также показывают, что понятие аккредитации все еще четко и систематично не используется. Шварц и Вестерхайден принимают более широкое понятие аккредитации, чем дает исследование ENQA, подчеркивая наличие формального суммарного решения в конце процедуры оценки, а не стандарты и критерии, согласно исследованию Ассоциации, Таким образом, на ситуацию в Европе можно рассматривать по-разному. Анализ Вроехенстин (2003) 13 схем аккредитации в Западной Европе раскрывает все еще существующее многообразие мер и подходов, а также указывает на явные признаки развития общей системы. Чтобы способствовать развитию процесса совместимости, в данные момент рассматривается идея о создании Европейского Консорциума по Аккредитации (European Consortium for Accreditation (EGA)), включающего агенства по аккредитации из 8 стран Западной Европы.

 

Текущее состояние обеспечения качества и аккредитации в Европейских странах

На основе вышеупомянутых последних исследований можно составить список агенств по обеспечению качества и аккредитации и действующие схемы в Европейских странах. Кроме этих исследований, были использованы данные ENQA и INQAAHE, а также региональных Европейских ассоциаций и Интернет-ресурсы. Поскольку развитие в этой области происходит чрезвычайно быстро, некоторая информация может устареть за короткий срок. Чтобы делать этот список слишком сложным, мы только перечисляем страну, название агенства, название сайта, масштаб или сферу деятельности агенства и основной вид оценки (согласно типологии в исследовании ENQA). Более подробную информацию можно найти в исследованиях ENQA и INQAAHE.

Страна

Агенство

Масштаб

Основной вид оценки

Албания

Агенство по аккредитации высшего образования, Совет по аккредитации

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка и аккредитация программ и учреждений

Австрия

Совет профессионально-технических школ (Fachhochschulrat) www.fhr.ac.at

Национальный, неуниверситетский сектор

Оценка учреждений и программ, аккредитация программ

Австрия

Австрийский Совет по Аккредитации (Ostereichischer Akkreditienmgsrat) www.akkreditierungsrat.at

Национальный, частные университеты

Аккредитация учреждений и программ

Бельгия (Фландрия)

Фламандский межуниверситетский Совет - www.vlir.be

Региональный, университетский сектор

Оценка программ

Бельгия (Фландрия)

Совет Фламандских вузов -www.vlhora.be

Региональный, неуниверситетский сектор

Оценка программ

Болгария

Государственное агенство по оценке и аккредитации при Совете Министров -http://www.neaa. governme nt.bg

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка и аккредитация программ и учреждений

Хорватия

Национальный совет высшего образования

Национальный, университетский и неуниверситетский

Оценка программ в функции аккредитации министерства

Кипр

Совет образовательной оценки sekap@cvtanet.com.cy

Национальный, неуниверситетский сектор

Оценка и аккредитация программ

Чешская Республика

Комиссия по аккредитации www.msmt.cz/ DOMEK/default.asp?CAI= 2856

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ

Дания

Датский Институт по оценке -www.eva.dk

-1ациональный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка и аккредитация программ, оценка учреждений

Эстония

Эстонский центр по аккредитации высшего образования www.ekak. archimedes.ee

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ

Финляндия

Финский Совет по оценке высшего образования -www.fmheec.fi

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка программ и учреждений

Франция

Национальный Комитет по оценке (Comite Nationale d'Evaluation) -www.cne-evaluation.fr

Национальный, университетский сектор

Оценка учреждений

Германия

Совет по Аккредитации (Akkreditierungsrat) www.akkreditierangsrat.de

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Мета-аккредитация

Германия

Центральное Агенство по Оценке и Аккредитации (Zentrale Evaluations- und Akkreditierungsagentur (ZevA)) - www.zeva.uni-hannover.de

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ

Германия

Институт по Аккредитации, Сертификации и Обеспечению Качества (Akkreditierungs-, Certifizierungs- und Qualitatssicherungs-Institut (ACQUIN)) -www.acquin.org

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ

Германия

Агенство по Обеспечению Качества через Аккредитацию Квалификаций Agentur fur (Qualitatssicherung durch Akkreditierung von Studiengangen (AQAS)) -www.aqas.de

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ

Германия

Агенство по аккредитации квалификаций по инженерии, информатике, естественных наук и математике (Akkreditierungsagentur fur Studiengange der Ingenieurwissenschaften, der Informatik, der Naturwissenschaften und der Mathematik (ASIIN)) -www.asiin.de

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы, определенные предметы

Аккредитация программ

Германия

Агенство по аккредитации квалификаций в сфере медицины, здравоохранения и социальной работы (Akkreditierungsagentur fur Stuidengange im Bereich Heilpadagogik, Pflege, Gesundheit und Soziale Arbeit (AHPGS)) www.ahpgs.de

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы, определенные предметы

Аккредитация программ

Германия

Агенство по оценке, Баден-Вюртенберг (Stiftung Evaluationsagentur Baden-Wuerttemberg (EVALAG)) - www.evalap.de

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы and non-university sectors

Оценка программ

Германия

Фонд аккредитации международного бизнес администрирования www.fibaa.de

Региональный, университетский и неуниверситетский секторы, определенные предметы

Аккредитация программ

Венгрия

Венгерская комиссия по аккредитации (НАС) www.mab.hu

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ и учреждений

Исландия

Отдел по оценке и контролю - http://mm.stir.is

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка программ и учреждений

Ирландия

Совет по присуждению наград в сфере высшего образования и подготовки (НЕТАС) www.hetac.ie

Национальный, неуниверситетский сектор

Оценка программ и учреждений, аккредитация

Ирландия

Орган, отвечающий за высшее образование www.hea.ie

Национальный, университетский сектор

Оценка учреждений, метаоценка

Ирландия

Государственный орган Ирландии, отвечающий за систему квалификаций - www.nqai.ie

Национальный, неуниверситетский сектор

Оценка учреждений

Италия

Государственная Комиссия по оценке университетской системы - www.vsu.it

Национальный, университетский сектор

Оценка программ и учреждений, аккредитация учреждений

Латвия

Центр по оценке качества высшего образования -www.aiknc.lv

Национальный, университетский и неуниверситетский

Оценка программ и учреждений, аккредитация

Литва

Литовский центр по оценке качества высшего образования - www.skvc.lt

Национальный, университетский и неуниверситетский

Оценка программ, аккредитация

Македония

Министерство образования и науки, Аккредитационный Совет

Национальный, университетский и неуниверситетксий секторы

Оценка программ и учреждений, аккредитация

Нидерланды

Инспекция по высшему образованию www.owinsp.nl

Национальный, университетский и не-университетксий

Оценка программ и учреждений, мета-оценка

Нидерланды

Ассоциация университетов в Нидерландах www.vsnu.nl

Национальный, университетский сектор

Оценка программ

Нидерланды

Нидерландское агенство по качеству -www.hbo-raad.nl

Национальный, неуниверситетский сектор

Оценка программ

Нидерланды

Нидерландская организация по аккредитации - www.nao-ho.nl

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка программ

Норвегия

Норвежское агенство обеспечения качества в сфере образования (NOKUT) - www.nokut.no

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка программ и учреждений, аккредитация

Польша

Государственная генеральная комиссия по аккредитации -www.men.waw.pl

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ и учреждений

Польша

Комиссия по аккредитации университетов - http://main.amu.edu.pl/-ects /uka /uka.html

Национальный, университетский сектор

Аккредитация программ

Польша

Ассоциация форума по менеджменту в сфере образования -www. semforum .org.pl

Национальный, сектора частных университетов и неуниверситетский сектор, отдельные предметы

Оценка и аккредитация программ

Португалия

Государственный Совет по оценке высшего образования (NAVES) -www.cnaves.pt

Национальный, университетский и неуниверситетский

Оценка учреждений

Румыния

Государственный Совет по академической оценке и аккредитации -www.cneaa.ro

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ и учреждений

Словакия

Комиссия по аккредитации -www.akredkom.sk

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация программ и учреждений

Словения

Совет по высшему образованию

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Аккредитация учреждений

Словения

Комиссия по оценке качества высшего образования (HEQAC)

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка программ и учреждений

Испания

Государственное агенство по оценке качества и аккредитации (ANECA) -www.aneca.es

Национальный, университетский сектор

Оценка и аккредитация программ и учреждений

Испания

Агенство по обеспечению качества в системе каталанских университетов -www.agenqua.org

Региональный, университетский сектор

Оценка программ и учреждений

Швеция

Государственное агенство по высшему образованию -www.hsv.se

Национальный, университетский сектор

Оценка и аккредитация программ и учреждений

Швейцария

Центр по аккредитации и обеспечению качества Швейцарских университетов (OAQ) -www.oaq.ch

Национальный, университетский сектор

Аккредитация программ и учреждений

Великобритания

Агенство по обеспечению качества в сфере высшего образования (QAA) -www.qaa.ac.uk

Национальный, университетский и неуниверситетский секторы

Оценка программ и учреждений


Исходя из данного списка, можно сделать определенные выводы относительно текущей ситуации в области обеспечения качества и аккредитации в системе высшего образования в Европе. Во-первых, как говорилось выше, практически все Европейские страны имеют соответствующие официально учрежденные агентства или схемы. Те страны, в которых таких структур пока не существует, находятся в процессе их создания. Это означает, что Рекомендация Совета ЕС 1998 г. была реализована в течение последующих пяти лет. Во-вторых, по-прежнему существует огромное разнообразие форм и методов деятельности агентств, занимающихся вопросами обеспечения качества и аккредитации в Европе. Масштаб, цели и задачи их деятельности неоднородны. Более глубокий анализ выявил бы еще больше различий на уровне более функциональных аспектов, таких, как методы управления, использование стандартов, критериев и эталонов, методы и средства оценки, отчетность и т.д. Исследование Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) в области национальных систем обеспечения качества отражает наличие восьми различных основных видов оценки, но при этом четко прослеживается тенденция доминирования таких типов, как оценка программ, аккредитация программ и институциональная проверка. Однако, данное исследование ENQA указывает также на важное сходство в том, что "четырехступенчатая" модель, предложенная в рамках Европейского пилотного проекта и Рекомендации Совета, по-прежнему лежит в основе исходных методических принципов деятельности этих организаций.

Транснациональная деятельность и международное сотрудничество в области Европейской системы обеспечения качества и аккредитации

Одной из характерных черт Европейской системы обеспечения качества и аккредитации является ее почти исключительно национальная сущность. Возможно, за исключением некоторых региональных агентств и деятельности в рамках программы институциональной оценки Европейской Ассоциации Университетов (EUA), все агентства полностью встроены в структуру своих национальных государств и были либо непосредственно созданы, либо в значительной степени легализованы своими национальными правительствами. Первоочередной задачей этих агентств по-прежнему остается регулирование системы высшего образования на территории своей страны. С учетом национальной независимости в области образования и влияния в нем национальных прерогатив, национальный характер системы обеспечения качества и аккредитации в Европе не может удивлять. Тем не менее, многие проблемы, решить которые призвана система обеспечения качества и аккредитации, выходят за пределы государственных границ. А процессы интернационализации и глобализации в целом, и Европейского сотрудничества в рамках Болонского Процесса и Лиссабонской Программы, в частности, влияют на национальные системы и организации во многом одинаковым образом. В виду этого, транснациональная деятельность и международное сотрудничество в области Европейской системы обеспечения качества и аккредитации почти наверняка возрастут в ближайшие годы. В этом пункте мы остановимся на некоторых вопросах и мероприятиях, имеющих отношение к этому вопросу.


Обеспечение качества транснационального образования

Внимание Европейских агентств по обеспечению качества и аккредитации обычно сосредоточено на предоставлении услуг в области образования национальными учебными заведениями, признанными национальными органами власти и действующими на национальной территории. Системы обеспечения качества в Европейских странах еще не совсем готовы решать вопросы, связанные с последствиями транснационального образования в рамках процедур по обеспечению качества. Ряд экспертов указали на наличие взаимосвязанных проблем в области обеспечения качества при интернационализации и интернационализации обеспечения качества (Ван Дамм, 1999 г., 2001 г.; Ван дер Венде, 1999 г.; Кэмпбелл и Ван дер Венде, 2000 г.).

В рамках категории обеспечения качества и аккредитации страной-получателем транснациональных услуг в области высшего образования, можно упомянуть о тенденции, когда национальные организации обязаны проводить оценку и аккредитацию "частных" -что во многих случаях означает "негосударственных" - образовательных учреждений на национальной территории. Это, безусловно, имеет место в странах Центральной и Восточной Европы, которые ввели схемы аккредитации для обслуживания притока частных провайдеров образовательных услуг, как правило, из США, Великобритании и России. Примером этому являются Польша, Венгрия и Румыния. Вопрос о том, должны ли национальные агентства охватывать также частных/иностранных провайдеров образовательных услуг, не был включен в недавние исследования, поэтому оперативная информация о степени распространения такой практики в других районах Европы отсутствует. Тем не менее, некоторые примеры подтверждают, что это все чаще имеет место. Например, Агентство по аккредитации Голландии также разрешает частным провайдерам образовательных услуг получать аккредитацию для своих учебных программ, Фламандское законодательство тоже предусматривает регистрацию и аккредитацию частных/иностранных провайдеров образовательных услуг. В Великобритании не проводится различие между государственными и (немногочисленными) частными учебными заведениями, уполномоченными присуждать ученые степени, а что касается иностранных провайдеров образовательных услуг, они имеют право на предоставление таких услуг при условии, что соответствуют законодательным нормам, но не подлежат обязательной процедуре по обеспечению качества. Недавно созданное агентство по аккредитации Швейцарии будет охватывать своей деятельностью негосударственный сектор, а в Австрии Akkreditierungsrat был создан с определенной целью проводить аккредитацию частных провайдеров образовательных услуг, работающих в стране. Это, несомненно, имеет место в странах, открывающих свои системы высшего образования для частных/иностранных провайдеров образовательных услуг - что в Западной Европе по-прежнему является очень сложным и болезненным процессом - когда решения об утверждении и лицензировании того или иного учебного заведения все чаще и чаще принимаются на основе оценки качества и аккредитации. Но бывают ситуации в области внутри-Европейского транснационального образования, когда в игру вступают правила внутреннего рынка. В Отчете Конфедерации Конференций Ректоров ЕС (CEURC) о Транснациональном Образовании (Адам, 2001 г.), принятом Европейской Комиссией, содержится настоятельная просьба к Европейским национальным агентствам по обеспечению качества взять на себя ответственность за контроль качества импортного образования, осуществляя мониторинг деятельности иностранных провайдеров образовательных услуг совместно с экспортирующими странами, оповещение о неблагонадежных учебных заведениях, поиск двусторонних решений возникающих проблем, предоставление рекомендаций и информации общественности о проблемах, связанных с импортным и частным образованием.

В рамках категории обеспечения качества со стороны страны-экспортера также имеются интересные наработки. Большинство университетов в своих базовых программах не проводят различия между студентами своей страны, иностранными студентами и студентами, обучающимися по обмену. Это предполагает, что студенческая мобильность, в ее традиционной форме, как правило, подпадает под существующие механизмы обеспечения качества. Во многих протоколах по обеспечению качества интернационализация и способы удовлетворения специфических потребностей международных студентов включены в рассмотренные аспекты качества. Это означает, что в Европе транснациональное предоставление образовательных услуг по Схеме 2, вероятно, должно рассматриваться в рамках национальных требований по обеспечению качества и аккредитации. По другим схемам экспорта услуг в области высшего образования ситуация менее ясная. На основе имеющейся информации, только в Великобритании существует положение, что предоставление образовательных услуг высшими учебными заведениями за пределами национальной территории так называемое "совместное предоставление образовательных услуг" - однозначно находится в компетенции экспортирующей стороны относительно обеспечения качества. Агентство по оценке и обеспечению качества Великобритании (QAA) в продолжение работы Совета по Качеству Высшего Образования (HEQC) в этой области разработало нормы практики совместного предоставления услуг в области высшего образования (QAA, 1999 г.) Аналогичные нормы существуют и в других странах, например, во Франции, где национальной конференцией ректоров был принят устав, в соответствии с которым Французские университеты несут полную ответственность за качество своих учебных программ, проводимых где-либо, правда, не ясно, подпадает ли такое предоставление образовательных услуг под систему институциональной оценки Франции. Агентство по оценке и обеспечению качества Великобритании (QAA) на добровольной основе проводит проверки качества образовательных услуг, предоставляемых Британскими университетами и колледжами в третьих странах. Большое количество посещений университетов с целью проверки качества имели место в 20 странах мира, полные отчеты о которых были опубликованы и размещены в Интернете.

Важной международной инициативой стало недавнее принятие ЮНЕСКО и Европейским Советом "Кодекса справедливой практики в предоставлении транснациональных услуг в области образования" в Риге, в июне 2001 г. В данном Кодексе добросовестной практики, в основе которого лежат нормы практики Агентства по оценке и обеспечению качества Великобритании (QAA) и других стран, и тесно связанном с Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, изложен ряд основополагающих принципов обеспечения качества в рамках транснациональных соглашений, которые должны соблюдаться странами-участницами соглашений. Однако, по данным последнего отчета о транснациональном образовании в странах Центральной и Восточной Европы, уровень осведомленности о существовании Кодекса - весьма низкий. Нормы практики Агентства по оценке и обеспечению качества Великобритании (QAA) и Кодекс ЮНЕСКО, фактически, предусматривают, что мероприятия по обеспечению качества должны сопровождать предоставление транснациональных образовательных услуг из страны-экспортера стране-получателю, что, в принципе, может предполагать, что системы обеспечения качества косвенно экспортируются в страны, в которых они не имеют официально признанного статуса. Тем не менее, что качается Агентства по оценке и обеспечению качества Великобритании (QAA), его проверки за рубежом не охватывают организации зарубежного партнера, а его нормы практики требуют, чтобы учебные заведения Великобритании подчинялись законодательству стран, в которых они работают. Это противоречит доминирующему принципу, в соответствии с которым страна-получатель несет полную ответственность за дипломы и степени, выдаваемые и присуждаемые на ее территории, и за мероприятия по обеспечению качества, поддерживающие их (Кэмпбелл и Ван дер Венде, 2000 г.). Фактически, многие импортирующие страны ? зачастую при отсутствии у них самих надежных систем обеспечения качества и аккредитации - требуют наличия у экспортирующих государств жестких и сильных систем обеспечения качества, которым они могли бы доверять.

В случае с дистанционным и электронным обучением дело обстоит еще сложнее. Опять только Агентство по оценке и обеспечению качества Великобритании (QAA) разработало рекомендации в области обеспечения качества при дистанционном обучении. Рекомендации QAA в целом довольно тесно увязаны с основополагающими принципами обеспечения качества программ высшего образования и принципами совместного предоставления образовательных услуг, которые рассматривались выше. В континентальной Западной Европе не известно о наличии какого-либо специального свода стандартов, критериев или эталонов, которые использовались бы национальными агентствами по обеспечению качества и аккредитации для оценки дистанционного обучения. Однако, это вовсе означает, что агентства не разработали каких-либо внутренних процедур в области этого вида деятельности и не уделяют внимания этому вопросу (Адам, 2001 г.). Поскольку дистанционное обучение и обучение через Интернет не видимы для контролирующих органов стран-получателей - за исключением стран с ограниченным доступом в Интернет для своих граждан - они, как правило, рассчитывают что системы обеспечения качества и аккредитации экспортирующих стран обладаю необходимыми полномочиями для проверки стандартов качества программ, предоставляемых повсюду в электронном виде. В своем отчете для Европейской ассоциации по обеспечению качества (ENQA) Кэмпбелл и Ван дер Венде (2000 г.) представили ряд выводов и вопросов, требующих ответа, относительно процедур по обеспечению качества образования, предоставляемого посредством дистанционного и электронного обучения.

 

Сотрудничество Европейских агентств по обеспечению качества и аккредитации

В последние годы международное сотрудничество между Европейскими агентствами по обеспечению качества и аккредитации значительно возросло. Большинство национальных агентств хорошо осведомлены о проблемах, которые может повлечь за co6oй интернационализация систем высшего образования и деятельности вузов. Ряд элементарных форм международного сотрудничества между агентствами включают такую практику, как вовлечение иностранных специалистов по отдельным дисциплинам в процесс оценки или включение их в состав комиссий по аккредитации; включение иностранных коллег или экспертов в орган управления или руководящий комитет агентства; использование международных стандартов и критериев при оценке и аккредитации и использование разработанных на международном уровне дескрипторов уровня для степеней бакалавра и магистра. Последнему пункту уделялось особое внимание в последние годы: все чаще применяются так называемые Дублинские дескрипторы для степеней бакалавра и магистра, разработанные в рамках Объединенной Инициативы Качества. Проект "Регулирование Образовательных Структур в Европе" (см. ниже) занимается также разработкой предметных дескрипторов, которые могут быть использованы при создании критериев для системы обеспечения качества и аккредитации.

 

Совместные действия по оценке качества

Действительно общие эксперименты в области оценки качества, проводимые совместно несколькими агентствами по обеспечению качества и аккредитации разных стран, не являются пока распространенным явлением, но, тем не менее, есть ряд интересных примеров, о которых стоит упомянуть. Уже в рамках Европейского пилотного проекта в 1994-1995 гг. в некоторых странах были параллельно проведены обзоры программ в области инженерно-технической науки, связи и проектирования. С середины 90х годов Голландское и Фламандское агентства по обеспечению качества VSNU и VLIR провели совместные оценки по ряду дисциплин. В 1999 г. действительно международный проект по оценке качества был реализован в области физики, в рамках которого структурно сотрудничали Фламандское, Голландское и Германское агентства по обеспечению качества. В рамках этого проекта была разработана совместная методика, официально принятая тремя участвующими агентствами, причем уровень экспертных групп, проводящих оценку, был одинаков при всех посещениях участвующих университетов.

В 2002-2003 гг., Европейская ассоциация по обеспечению качества (ENQA) координировала масштабный пилотный проект, поддерживаемый Европейской Комиссией, "Транснациональный Европейский Проект Оценки" (ТЕЕР), в задачи которого входило тестирование метода транснациональной оценки по трем дисциплинам (физика, история и ветеринария) в сотрудничестве с соответствующими тематическими сетями программы SOCRATES по этим предметам. Этот проект дал важную возможность выявить как преимущества, так и риски совместного проведения оценки несколькими национальными агентствами.

 

Создание сетей

Как уже говорилось выше, объединение агентств Европы в сети в последнее время также развивалось быстрыми темпами. Европейская ассоциация по обеспечению качества (ENQA) сформировалась как лидирующая сеть в этой области, признанная таковой учебными заведениями, студентами, национальными и Европейскими политическими органами власти. Пражское Коммюнике 2001 года, призывает сеть усилить свою организационную структуру и взять на себя проведение масштабного исследования в странах-членах. Результаты этого исследования были опубликованы в 2003 года. Роль ENQA была еще раз особо выделена на конференции министров в Берлине, на этот раз в обращении к сети была высказана рекомендация разработать "согласованный свод стандартов, процедур и принципов по обеспечению качества и исследовать пути обеспечения системы оценки соответствующего уровня для агентств и органов по обеспечению качества и/или аккредитации". Эта задача должна быть выполнена в сотрудничестве с сектором высшего образования, представленного на Европейском уровне Европейской Ассоциацией Университетов (EUA), Европейской Ассоциацией Высших Учебных Заведений (EURASHE) и Европейские Национальные Объединения Студентов (ESIB), и результаты должны быть представлены на следующей конференции министров в Болонье весной 2005 года. ENQA взяла на себя разработку реестра агентств на основе общих стандартов добросовестной практики и преобразование сети в ассоциацию, открытую для агентств стран, участвовавших в подписании Болонской Декларации. Одновременно сеть проводит обследование своих членов на предмет их взглядов относительно перспективных стратегических задач сети, и реализует ряд проектов, таких как, выявление барьеров для сближения практик в области обеспечения качества и разработка Кодекса Справедливой Практики для агентств по обеспечению качества.

Агентства, работающие по модели аккредитации, предпринимают попытки по созданию своей сети, Европейского Консорциума по Аккредитации (ЕСА), состоящего из подгруппы членов ассоциации ENQA. Пока еще рано говорить, будет ли это начинание успешным, и увидит ли Европейское общество в ближайшем будущем сосуществование двух сетей. Однако Берлинское Коммюнике призвало ENQA должным образом учитывать опыт других ассоциаций и сетей по обеспечению качества. Инициатива по созданию Европейского Консорциума (ЕСА) фактически продолжает Объединенную Инициативу Качества, о которой говорилось выше, которая была предложена министрами образования Голландии и Бельгии в контексте их сотрудничества в создании общего агентства по аккредитации, но охватывала и агентства, не связанные с аккредитацией. Голландский и Фламандский опыт - это особая интересная иллюстрация тесного сотрудничества, результатом которого стало создание одной системы и агентства по аккредитации для двух суверенных стран. Политические переговоры были проведены летом 2003 года, в настоящий момент в обеих странах разрабатывается соответствующее законодательство, введение в действие которого приведет к официальному созданию Голландско-Фламандского Агентства по аккредитации в 2003 года. Многие рассматривают это не только как первую инициативу, но и как многообещающий пример наднациональных соглашений в области обеспечения качества и аккредитации в Европе.

В дополнение к ассоциации ENQA, в Европе были созданы также несколько региональных сетей. Сеть агентств по обеспечению качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы была создана в 2001 году для укрепления сотрудничества, обмена положительным опытом, действия в качестве центра анализа и синтеза информации и усиления сближения между восемнадцатью партнерскими организациями от Германии до России, от Латвии до Македонии, с агентством по аккредитации Венгрии в роли секретариата. Развивая свои уже имеющиеся богатые традиции сотрудничества, пять скандинавских стран - Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция - создали свою Скандинавскую ассоциацию по обеспечению качества в сфере высшего образования (NOQA). Эта сеть, работающая в тесном сотрудничестве с ENQA, инициировала интересный проект по взаимному признанию квалификаций между скандинавскими агентствами по обеспечению качества и аккредитации (Линдеберг и Кристофферсен, 2002) Проект показал, что опыт взаимного признания квалификаций является многообещающей темой, которую необходимо и дальше исследовать в контексте Европейской системы обеспечения качества и аккредитации, но еще требует серьезной доработки многих, особенно, практических вопросов.

 

Взаимное признание квалификаций

Случаи формального признания квалификаций между Европейскими агентствами по обеспечению качества и аккредитации пока редки, собственно, Скандинавский пример -пока единственный явный случай. Однако, это не означает, что Европейские агентства в действительности не признают результаты работы друг друга. Как правило, Европейские агентства скорее легко примут результаты оценки качества своих коллег по ENQA, но реальной необходимости делать это официально пока практически не существует. Вполне возможно, что в близком будущем более официальные соглашения о взаимном признании квалификаций между агентствами по обеспечению качества и аккредитации станут более распространенным явлением. Такие формальные связи вполне возможны между Европейскими и не-Европейскими агентствами, которые отражали бы, вероятно, основные модели международного образования и общие подходы к оценке и исследованию качества. Например, QAA (Великобритания) создает сеть соглашений о двусторонних связях и сотрудничестве с агентствами за пределами Европы и работает таким образом с агентствами в Малайзии, Иордании и Египта, планируя также работать аналогично и с другими.

 

Система перезачета кредитов и обеспечение качества

Механизмы перезачета кредитов в рамках программ мобильности подразумевают в некоторой степени, по крайней мере, косвенно, взаимное признание мероприятий по обеспечению качества и аккредитации между экспортирующими и получающими заведениями, если не странами. Европейская система перезачета кредитов (ECTS), методика признания, перезачета и переноса кредитов для студентов, обучающихся заграницей в рамках программы ERASMUS-SOCRATES, была введена в 1989 г. в качестве эксперимента в ограниченном ряде дисциплин и учебных заведений и была полностью интегрирована в программу ERASMUS-SOCRATES с 1995/1996 гг. К настоящему моменту ECTS была внедрена в более тысячи вузах. Она является одним из пунктов Болонской Декларации, и все большее количество стран делают ECTS законодательно обязательной. В Германии использование ECTS является обязательным условием для аккредитации новых учебных программ. Европейская Комиссия вводит специальную эмблему ECTS для учебных заведений, применяющих ее в рамках всех дисциплин. ECTS изначально не предполагалась в качестве решения проблемы эквивалентности курсов и зачетов в плане содержания и качества. Это, скорее, инструмент прозрачности, способствующий принятию автономного решения по признанию квалификаций учебным заведением, присуждающим степень. В рамках ECTS перезачет, или перенос, кредитов или баллов между учебным заведением, предоставляющим образовательные услуги, и учебным заведением страны студента предполагает взаимное доверие относительно качества деятельности участвующих партнеров. Такое доверие не выражается явно, но ряд средств, таких, как механизм расчета учебной нагрузки, объемный "информационный блок" и так называемая "копия характеристики студента" позволяют отечественному учебному заведению получить достаточно информации о качестве усвоения знаний, полученных студентом в учебном заведении за рубежом.

Даже, если стандарты и методики национальных мероприятий по обеспечению качества и аккредитации не рассматриваются напрямую в рамках программы ERASMUS-SOCRATES, студенческая мобильность создала потребность в своего рода косвенном признании адекватности и эффективности национальных систем во всем Европейском регионе. ERASMUS и ECTS способствовали тому, что университеты начали проводить внутренние мероприятия по обеспечению качества и все больше и больше университетов и программ проходят внешнюю процедуру оценки качества в соответствующих национальных агентствах. Государственное признание или утверждение - при или без официальной аккредитации учебных заведений и программ само по себе рассматривается как гарантия качества. В практике студенческой мобильности в программе ERASMUS качество университета-партнера оценивается на основании документации ECTS, дополненной личными контактами и опытом студентов. В будущем ожидается, что более широкое использование внутренних и внешних механизмов обеспечения качества повысит доверие и ускорит процесс принятия решений относительно признания квалификаций отдельными университетами.

 

Важные инициативы, способствующие сближению Европейских стран в области обеспечения качества и аккредитации

 

Деятельность Европейской Ассоциации Университетов

Процесс сближения Европейских стран идет не только благодаря сотрудничеству и созданию сетей агентств по обеспечению качества и аккредитации. Важно упомянуть и о других важных инициативах. Уже в течение нескольких лет Европейская Ассоциация Университетов (EUA) реализует Программу институциональной оценки. Эта программа, значение которой высоко оценивается ее участниками, представляет собой добровольную схему институциональной оценки, направленную на создание стандартов и критериев добросовестной практики и совершенствование руководства учебным заведением. В 2002 2003 годах Ассоциация (EUA) координировала Проект "Культура Качества", поддерживаемый Европейской Комиссией, в рамках которого группы университетов помогали друг другу внедрять внутренние механизмы обеспечения качества и повышать свой уровень качества. В этом и других проектах, а также в своих программных заявлениях EUA, представляющая интересы университетов Европы, развивает взгляды университетов на систему обеспечения качества, в основе которой лежит институциональная автономия и способность учебного заведения к саморегулированию. Проекты EUA в качестве важного побочного эффекта отразили тот факт, что совместная практика и обмен опытом между учебными заведениями способствует сближению взглядов и институциональных практик в области обеспечения качества. В ближайшем будущем EUA выйдет с новой инициативой по созданию "Европейского Комитета Качества", который станет платформой для мониторинга мероприятий в области обеспечения качества в Европе с точки зрения университетов.

 

Проект регулирования

Еще одним важным мероприятием, поддерживаемым Европейской Комиссией и имеющим отношением к Болонским реформам, является проект "Регулирование Образовательных Структур в Европе" - инициатива университетов, координируемая университетами Деусто (Билбао, Испания) и Гронинген (Нидерланды). 135 университетов принимают участие в проекте, цели которого охватывают некоторые из задач Болонского процесса, особенно, внедрение системы доступных, понятных и сопоставимых степеней и двухуровневой системы обучения. Более конкретной целью проекта было определение общей и специальной компетенции для первого и второго уровня по девяти дисциплинам (бизнес дисциплины, педагогическая наука, геология, история, математика, химия, физика, европейские исследования и подготовка среднего медицинского персонала) и создание методики анализа сходства и различий.

Во второй фазе проекта (2003-2004) планируется обобщить и подтвердить полученные результаты и выводы на примере заинтересованных организаций (работодателей, профессиональных ассоциаций, агентств по обеспечению качества, экспертов по оценке дипломов и.т.д.) Участие будет расширено через добавление двух новых дисциплин (европейские исследования и подготовка среднего медицинского персонала) и включение в проект новых стран-участниц и стран-кандидатов. Методология Регулирования будет перенесена в тематические сети SOCRATES-ERASMUS, которые могли бы стать постоянными платформами, параллельно с другими действующими лицами, для постоянного развития и совершенствования уровней квалификации в своей области компетенции. В рамках проекта Регулирования, будет создана специальная рабочая группа по обеспечению качества для анализа и обобщения результатов, от дескрипторов компетенции до протоколов и стандартов по обеспечению качества и аккредитации.

 

Роль и инициативы Европейской Комиссии

Европейская Комиссия поддерживает как деятельность, направленную на развитие внутренней культуры качества в самих университетах, так и деятельность по усовершенствованию роли и влияния внешних оценок качества. Деятельность по развитию внутренней системы обеспечения качества, как говорилось выше, поддерживается через вышеупомянутую пилотную схему по "культуре качества", организованную Европейской Ассоциацией Университетов (EUA). Пилотная деятельность продемонстрировала необходимость сильного университетского руководства и автономии в развитии культуры качества. Европейская Комиссия предполагает продолжить проект со второй группой университетов, распространяя, таким образом, опыт среди различных учебных заведений Европы.

Пропаганда внешних мероприятий по обеспечению качества проводится в рамках Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). В качестве эксперимента ENQA провела внешнюю оценку 14 кафедр на основе общих критериев оценки по трем дисциплинам: история, физика и ветеринария. Транснациональный Европейский Проект по Оценке (ТЕЕР 2002 г.) показал, что возможно проведение оценки учебных программ из-за рубежа на основе свода общих критериев, если участвующие университеты согласны принять эти общие критерии в качестве отправной точки для оценки.

После Берлинской конференции Европейская Комиссия представит Отчет Парламенту и Совету Министров о реализации Рекомендаций Совета сентября 1998 г. о сотрудничестве в области обеспечения качества в системе высшего образования. Одновременно с уроками, извлеченными из приобретенного опыта, в Отчете Европейской Комиссии будут изложены предложения по укреплению и усовершенствованию системы обеспечения качества.

 

Перспективные цели в рамках Болонского процесса

Болонский процесс ставит весьма конкретные цели и задачи в области обеспечения качества. На Берлинской конференции министров в сентябре 2003 года система обеспечения качества была определена как один и промежуточных приоритетов Болонского процесса, вслед за двухуровневой системой обучения и признанием степеней и периодов обучения. Были поставлены конкретные задачи. Все страны, подписавшие Болонскую Декларацию, должны иметь действующие системы обеспечения качества к 2005 году. На Европейском уровне ENQA обязали разработать согласованный свод стандартов, процедур и принципов обеспечения качества и изучить способы гарантии соответствующего уровня экспертной оценки агентствами по обеспечению качества и аккредитации к 2005 году Министры приняли на себя обязательство начать реализацию двухуровневой системы обучения к 2005 году. Спустя шесть лет после подписания Болонской Декларации должна быть создана законодательная и практическая инфраструктура, и студенты должны получить возможность зачисляться на курсы нового типа по выбору (при соблюдении правил приема). Новые степени должны быть адаптированы к Национальным Критериям Квалификаций, позволяя, таким образом, гражданам на четко определенных условиях переходить с одной на другую форму формального, неформального и спонтанного обучения.

Национальные критерии квалификаций должны влиться в формирующуюся единую структуру требований к квалификациям Европейского пространства высшего образования (ЕНЕА) на основе общего понимания результатов обучения и компетенций, получаемых выпускниками учебных заведений.

Единая структура требований к квалификациям в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕНЕА) плюс сильная система обеспечения качества - которую министры должны утвердить к 2005 г. - создали бы атмосферу доверия на основе прозрачности и способствовали бы признанию дипломов и периодов обучения. Процессу признания квалификаций, в свою очередь, способствовала бы ратификация и применение Лиссабонской Конвенции о Признании Квалификаций.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.