Вопросы нормативно-правового обеспечения научной деятельности
23.10.2006 11:58


      Анализ показывает [74-80], что основу нормативно-правой базы в научно-технической сфере составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации:
      1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года.
      2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
      3. Доктрина развития российской науки, утверждённая указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 884.
      4. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", от 23.08.1996 г., N 127-ФЗ.
      5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утверждённые Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (N ПР-576).
      6. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264) с дополнением, внесённым постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г., N 676).
      7. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (Приказ Минобразования России от 6.06.2000 г., N 1705).
      8. "Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значениях показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения" (Приказ Минобразования России от 22.10.2001 г., N 3414).
      9. Положение об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 июля 2000 г., N 2219).
      10. Приказ ГоскомВУЗа РФ от 22 июня 1994 г. N 614 "Об утверждении Положения о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию".
      11. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ.

      Структура государственного управления научной деятельностью и реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации может быть представлена в следующем обобщённом виде (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура государственного управления научной деятельностью

      Основные положения нормативных правовых актов содержат определения и содержание основных понятий в научно-технической сфере, определяют объекты и субъекты научной и научно-технической деятельности, организационные, правовые, социальные и экономические аспекты учебной и научной деятельности.
      В соответствии с [кодекс РФ ст. 47. п.1.] каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
      Базовыми понятиями в научно-технической сфере являются следующие :
      Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
      - фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
      - прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
      Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения науки, техники и производства как единой системы.
      Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
      Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и  (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
      Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
      Научная, научно-техническая и инновационная политика в системе образования осуществляется исходя из следующих основных принципов:
      - единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
      -оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;
      - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
      - поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи;
      -многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ;
      - поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;
      - интеграция науки и образования в международное сообщество.
      Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.
      Особенностями задач научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений являются:
      - наиболее полное привлечение научно-педагогических работников к выполнению научных исследований, способствующих развитию наук, техники и технологий;
      - использование полученных результатов в образовательном процессе;
      - подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;
      - повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;
      - практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к выполнению научных исследований.
      Одной из основных задач высшего учебного заведения является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования.
      Организация и проведение НИР должны основываться на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, т.е. достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенных бюджетных средств, а также на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств, т.е. выделения бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
      Министерство образования России организует проведение экспертизы представленного ВУЗом (организацией) проекта задания Министерства на проведение научных исследований на очередной календарный год. Предметом экспертизы являются:
      - соответствие объема бюджетных назначений для задания на проведение научных исследований, установленного Министерством, и объема, представленного ВУЗом в проекте задания;
      - итоги выполнения НИР по темпплану в году, предшествующем текущему;
      - соответствие тематики заявленных к проведению НИР основным направлениям научных исследований ВУЗа (организации), приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям федерального уровня, кадровому и материально-техническому потенциалу ВУЗа; решениям коллегии, приказам и другим нормативно-методическим документам Министерства по вопросам организации и проведения НИР;
      - реализация поддержки научных исследований ведущих групп ученых ВУЗа (организации);
      - участие в проведении научных исследований аспирантов, докторантов, молодых ученых;
      - правильность индексирования заявленных НИР по кодам Государственного рубрикатора научно-технической информации (далее - ГРНТИ);
      - правильность отнесения заявленных НИР к фундаментальным научным исследованиям, прикладным научным исследованиям и экспериментальным разработкам;
      - проверка учета замечаний экспертизы, проведенной по результатам выполнения НИР в году, предшествующем текущему.
      Конкурсный отбор заявок на проведение научных исследований производится на основе следующих основных критериев:
      - научная и (или) практическая значимость сформулированной в заявке научной или научно-технической проблемы, ее соответствие приоритетным направлениям научных исследований федерального, отраслевого, ВУЗовского уровня;
      - поддержка научных исследований ведущих групп ученых ВУЗа (организации);
      - участие профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, молодых ученых в выполнении НИР;
      - участие студентов в выполнении научных исследований;
      - использование результатов НИР в образовательном процессе;
      - наличие в распоряжении заявителей НИР необходимых материально-технических ресурсов и соответствующего уровня кадрового потенциала научного коллектива, позволяющих решить поставленную проблему.
      Для фундаментального или прикладного научного исследования в акте по результатам экспертизы должна быть отражена степень соответствия работ, проводимых в рамках данной НИР, техническому заданию на эту НИР. Для экспериментальной разработки должна быть отражена степень соответствия полученных результатов НИР ожидаемым результатам, предусмотренным техническим заданием на НИР.

Содержание
Список использованных источников

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.