Социологи дали материал для размышлений менеджменту челябинских вузов
22.02.2007 11:33


Специалисты челябинского информационного социологического центра "Зырянов и партнеры" провели в рамках собственного исследовательского проекта инициативный социологический опрос студентов челябинских вузов. Опрос проходил в конце января 2006 года в гражданских высших учебных заведениях города Челябинска, его итоги подведены на днях, - сообщил корреспонденту экспертного канала "УралПолит.Ru" руководитель ИСЦ "Зырянов и партнеры", директор ЧИ УрАГС, член политического экспертного и консультационного совета при полпреде президента в УрФО Сергей Зырянов.

Представленная картина может стать подспорьем для менеджмента вузов и чиновников Южного Урала, отвечающих за реализацию национального проекта в области образования.

Студентам Челябинска, представленным в соцопросе качестве респондентов пропорционально, было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся материально-экономического и бытового характера, качества образования, учебного и внеучебного процессов.

Рейтинг вузов Челябинска по известности и популярности, по мнению студентов, выглядит так.

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ)

94,8

Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

69,1

Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)

41,4

Челябинский государственный агроинженерный университет (ЧГАУ)

29,0

Челябинская государственная медицинская академия (ЧГМА)

21,9

Уральский государственный университет физкультуры (УрГУФК)

12,2

Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ)

12,2

Челябинский юридический институт МВД России

11,2

Уральский социально-экономический институт (УрСЭИ)

6,4

Челябинский институт Уральской академии государственной службы (ЧИ УрАГС)

6,0

Челябинский гуманитарный институт

2,7

Челябинский институт коммерции (Филиал Российского государственного торгово-экономического университета)

2,3

По мнению социолога ИСЦ "Зырянов и партнеры" Елены Терещук, в этом рейтинге нет ничего неожиданного. "Первые строчки занимают вузы с универсальной стратегией образовательной деятельности, с многотысячными коллективами студентов и многолетней историей. Ниже по рейтингу расположились вузы, имеющие определенную профессиональную специализацию и закрепившиеся в своем сегменте известности и популярности", - прокомментировала составленный по версии студентов рейтинг высших учебных заведений Елена Терещук.

Студентам был задан вопрос и о проблемах, которые волнуют их больше всего в процессе обучения в своих вузах. На высокую стоимость обучения указали 27 % респондентов, среди которых, естественно, наиболее заметны студенты - "платники", их 55 % (т.е. в два раза больше, чем в среднем).

Низкий размер стипендии волнует каждого четвертого опрошенного (25 %), и, прежде всего, "бюджетников" (на 17 % больше, чем в среднем). И заметно больше эта тема беспокоит студентов ЧГАУ (на 29 % больше) и ЧелГУ (на 20 % больше).

Необходимость совмещать работу с учебой, которую отметили 23 % респондентов, представляет проблему в большей степени для студентов старших курсов (на 6 % больше среди пятикурсников и на 23 % больше среди шестикурсников).

Для 18 % респондентов проблемой является необходимость оплаты дополнительных услуг (пользование библиотекой, компьютерами, копировальными аппаратами и т.д.). Для "платников" эта тема выглядит острее (на 6 % больше, чем в среднем).

47 % опрошенных отмечают, что у них нет необходимости оплачивать дополнительные услуги; 10 % называют сумму до 500 руб., 8 % - от 500 до 1.000 руб., 7 % - от 1.000 до 2.000 руб., 5 % - от 2.000 до 3.000 руб., 8 % - более 3.000 руб.

О неудобном графике занятий упоминают 18 % респондентов. От перегрузки учебными заданиями страдают 17 % респондентов. Отношением администрации к студентам не удовлетворены 13 % опрошенных. Как показывают результаты опроса, отношение администрации вузов одинаково как к "платникам", так и к "бюджетникам".

Следующей по списку проблемой является неудовлетворительное состояние учебных зданий, аудиторий, на что указали 12 % респондентов. На незаинтересованность и равнодушие преподавателей как на проблему обратили внимание 11 % опрошенных. Это, прежде всего, студенты 4-х курсов (на 13 % больше, чем в среднем).

Значительная часть студентов, в среднем, полностью удовлетворена: отношениями в своих студенческих группах (66 %), качеством получаемого по своей специальности образования (57 %), отношениями с преподавателями (45 %), организацией массовых мероприятий в вузе (33 %), возможностями для художественного творчества (31 %), возможностями заниматься спортом (28 %).

Оценка "частично удовлетворены" в большей степени характерна для таких сторон, как результаты учебы (47 %), организация учебного процесса (43 %), бытовые условия в общежитии (36 %), условия для полноценного досуга (26 %).

Процент студентов, отмечающих неудовлетворенность теми или иными сторонами обучения в вузе, значительно меньше: по разным позициям от 4 % до 17 %.

Специалисты центра "Зырянов и партнеры" также составили выборку наиболее значимых для челябинского студенчества положительных моментов и проблем по каждому из вузов города.

Так, студенты ЮУрГУ чаще полностью удовлетворены качеством получаемого образования (на 7 % больше, чем в среднем) и результатами учебы (на 8 % больше). Студенты ЧелГУ в качестве основных преимуществ вуза называют внеучебные моменты: организация массовых мероприятий (на 40 % больше), условия для полноценного досуга (на 30 % больше), возможность заниматься спортом (на 47 % больше), возможность художественного творчества (на 52 % больше). Будущие педагоги (ЧГПУ) чаще, чем в среднем, отмечают отсутствие необходимости оплачивать дополнительные услуги (на 18 % больше). Студенты ЧИ УрАГС говорят о полной удовлетворенности организацией учебного процесса (на 28 % больше, чем в среднем), отношениями с преподавателями (на 10 % больше), бытовыми условиями в вузе (на 28 % больше).

Среди главных проблем студенты ЮУрГУ называют необходимость оплаты дополнительных услуг (на 5 % больше), неудобный график учебных занятий (на 15 % больше), отношение администрации к студентам (на 8 % больше), взяточничество (на 6 % больше). При этом стоимость оплаты дополнительных услуг чаще превышает 3.000 руб. в год (на 8 % больше, чем в среднем). По мнению студентов этого вуза, выпускникам ЮУрГУ помогает получить хорошую работу бренд вуза (на 13 % выше, чем в среднем).

Студенты ЧелГУ чаще, чем в среднем, высказываются о таких проблемах как высокая стоимость обучения (на 10 % больше среднего показателя), низкий размер стипендии (на 20 % больше), необходимость оплаты дополнительных услуг (на 13 % больше), перегруженность учебными заданиями (на 10 % больше). Оплата дополнительных услуг по большей части составляет 1.000-2.000 руб. в год (на 17 % больше).

Проблемы, которые беспокоят студентов ЧГПУ: это низкая стипендия (на 10 % больше, чем в среднем), неудовлетворительное состояние учебных зданий, аудиторий (на 20 %), сокращение количества часов по отдельным дисциплинам (на 19 % больше), несоответствие получаемых знаний требованиям рынка (на 20 % больше), неудовлетворительный уровень образования (на 6 % больше), отсутствие технических средств обучения (на 13 % больше).

Для студентов ЧИ УрАГС проблемой является необходимость совмещать учебу с работой (на 13 % больше).

Студенты УрГУФК чаще отмечали такие проблемы, как взяточничество в процессе обучения (на 6 % больше, чем в среднем).

Студенты академии культуры выражают большую, по сравнению с другими, обеспокоенность такими проблемами как неудовлетворительная организация учебного процесса (на 7 % больше, чем в среднем), сокращение количества часов по отдельным дисциплинам (на 24 % больше).

В большей степени, чем все остальные респонденты, студенты этого вуза выражают неудовлетворенность качеством получаемого по специальности образования (на 8 % больше). И если бы им пришлось вновь выбирать, где учиться, то большинством была бы выбрана та же специальность, но в другом вузе (на 6 % больше, чем в среднем).

Студенты-медики (ЧГМА) больше, чем представители других вузов, обеспокоены перегруженностью учебными заданиями (на 36 % больше, чем в среднем), не соответствующим отношением администрации к студентам (на 16 % больше), неудовлетворительным состоянием учебных зданий, аудиторий (на 23 % больше), неудовлетворительным уровнем преподавания (на 7 % больше). Отличаются максимальным процентом неудовлетворенных организация массовых мероприятий в вузе (на 36 % больше, чем в среднем), бытовые условия в вузе и общежитии (на 24 % больше), условия для полноценного досуга (на 57 % больше), возможность заниматься спортом (на 22 % больше) и художественным творчеством (на 55 % больше).

Среди студентов ЧГАУ наблюдается максимальный процент обеспокоенных низким размером стипендии (на 19 % больше), незаинтересованностью преподавателей (на 12 % больше). Они больше, чем все остальные, склоняются к варианту "выбрал бы другой вуз и другую специальность" (на 24 % больше).

Студенты УрСЭИ в большей степени, чем студенты других вузов, обеспокоены высокой стоимостью обучения (на 58 % больше, чем в среднем). Среди них - максимальный процент недовольных отношениями в группе (на 22 % больше, чем в среднем). Если бы была возможность выбирать вуз снова, то студенты УрСЭИ чаще, чем остальные выбрали бы тот же вуз, но другую специальность (на 17 % больше).

По мнению специалистов социологического центра "Зырянов и партнеры", выявленная в ходе опроса со слов челябинского студенческого сообщества статистика может служить основанием для корректировок учебного и внеучебного процесса в вузах Челябинска со стороны профессорско-преподавательского состава и менеджмента высших учебных заведений.



Источник: http://uralpolit.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.