Вуз номер один
27.02.2007 12:07


Корпоративный университет будет построен в городе в ближайшие 20-30 лет. Он объединит в одну структуру все вузы Омска и станет одним из крупнейших образовательных центров в Сибири.

На его территории будут располагаться кампусы для студентов, учебные корпуса, необходимая научно-образовательная инфраструктура, жилье для преподавателей. Пока это только разговоры и планы, но в последние годы эти разговоры повторяются все чаще.

Возможность, а главное, реальность создания такого учебного комплекса в нашем городе ректоры омских вузов обсуждали на прошлой неделе. Кто-то сомневается в сроках реализации этого проекта, кто-то не верит, что найдутся финансовые ресурсы, поскольку суммы требуются немаленькие.

О том, какие проблемы в Омске поможет решить создание Корпоративного университета, а также о перспективах высшего образования в нашем городе мы беседуем с Николаем Колычевым, ректором Омского государственного аграрного университета.

- Я считаю, что Корпоративный университет должен быть создан. Чтобы экономика региона развивалась, надо совершенствовать все сферы жизни - научную, техническую, культурную. А для этого необходима подготовка высококвалифицированных кадров. Корпоративный университет - это некая модель единого образовательного пространства на уровне региона. И его создание в какой-то степени позволит устранить трудности, связанные с вхождением в европейскую систему образования.

- Какие преимущества даст единый университет системе высшего образовании в Омске?

- Во-первых, с его созданием будут устранены "дублирующие" специальности, которые есть сегодня во многих вузах. Во-вторых, можно будет вести более целенаправленную подготовку и использование кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В-третьих, сами студенты вынуждены будут воспитывать в себе "мобильность". Едиными станут информационные ресурсы, появится больше возможностей для приобретения новейших технологий и оборудования. Все это непременно скажется на общем уровне высшего образования в Омске.


Студгородок как способ соцподдержки


- При создании Корпоративного университета без привлечения кадров из других городов не обойтись. Но тогда номером первым встанет проблема жилья…

- Способов решения этого вопроса, на самом деле, много. Например, социальный найм квартир на период работы приглашенных специалистов на территории города или из жилищного фонда самого университета. Но есть и другой путь. Преподаватели могут приобретать жилье в собственность на условиях предоставления ссуды или ипотеки.

- В Аграрном университете есть опыт создания "студенческого городка", где вся инфраструктура расположена рядом, на одной территории. Действительно ли это так удобно?

- Конечно! Кстати, на территории нашего вуза не один, а сразу два студгородка. Здесь есть все, что необходимо студентам и преподавателям для полноценной, активной жизни и не менее активной учебы: библиотеки, поликлиника, магазины, столовые, парк, спортивно-оздоровительный комплекс, наконец, собственный культурно-досуговый центр. На этой территории проживает большая часть студентов, преподавателей и сотрудников. Такое тесное сосуществование тех, кто учит, и тех, кто учится, выстраивает определенные традиции, особый этикет отношений, нормы поведения. То есть то, что сегодня называется корпоративным стилем. Помимо всего прочего студгородок - это еще и отличная форма социальной поддержки. В ОмГАУ основная масса - студенты из села, где уровень дохода крайне низкий. Да и сама категория преподавателей, сотрудников, молодых ученых-аспирантов тоже не богатая. Для тех, у кого каждая копейка на счету, структура студенческого городка - оптимальный выход. Нет транспортных расходов, а пользование в рамках всей инфраструктуры бесплатное.

- Неужели нет никаких проблем?

- К сожалению, есть. В таком огромном хозяйстве должно быть четко организованное административное управление. На территории, где ежедневно находятся до 8 тысяч студентов и 2,5 тысяч преподавателей, где расположены 15 общежитий, 23 жилых дома с 514 жильцами, элементарное поддержание порядка требует немалых усилий. Что ни говори, содержание студгородка - дело хлопотное и экономически крайне затратное. Вот почему вузы с такой структурой должны, на мой взгляд, иметь финансовую поддержку и, возможно, даже налоговые льготы.


"Нериторический" вопрос


- Речь идет о том, что Корпоративный университет должен быть создан с учетом мировых образовательных тенденций. Повлияет ли это на котировку российского, и в частности, омского, диплома за рубежом?

- Естественно, повлияет. Образование и наука начнут взаимодействовать активнее, качество подготовки специалистов улучшится. Но я считаю, что для повышения статуса отечественных дипломов надо внедрять образовательные программы на иностранных языках, выдавать Европейское приложение к диплому и активнее внедрять аккредитацию образовательных программ зарубежными аккредитационными агентствами.

- Какие проблемы в отношении качества высшего образования в городе сегодня стоят наиболее остро?

- Недостаточный уровень подготовки абитуриентов, устаревшая материально-техническая база и отсутствие средств на ее модернизацию, качество профессорско-преподавательского состава и персонала в целом. Проблема непосредственно для нашего вуза - отсутствие надлежащего взаимодействия с производством. Агропромышленный комплекс сегодня в таком состоянии, что не может сказать, каких и сколько специалистов ему требуется, равно как и обеспечить условия для молодых кадров. Ну, и еще один вопрос - качество управления. Регулировать процессы, которые бурлят в современном вузе и вокруг него, основываясь на опыте и традициях советского времени, невозможно. Вопрос о физическом существовании вуза, а тем более, о сохранении статуса университета - не риторический. Это вопрос качества управления.

- Студенты в Европе довольно активно участвуют в политической и экономической жизни своей страны. Как обстоят дела с активностью студентов в Омске?

- За всех студентов города я отвечать, естественно, не могу. Но что касается наших, в активности, о которой вы говорите, им точно не откажешь. В День согласия и примирения они участвовали в акции "Живая цепь", выступали на фестивале "Студенческая весна", летом помогали при проведении Всероссийской сельхозпереписи, а в прошлом году, в период эпидемии птичьего гриппа, около 100 наших студентов были привлечены к работе по вакцинации в хозяйствах Омской области. Так что студенческая жизнь вовсе не ограничивается одними занятиями.

Валерия КАЛАШНИКОВА
Фото Екатерины САЕНКО





Источник: http://omsk.aif.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.