Новая взаимность
09.04.2007 16:47


Инициатива преобразования МГУ и СПбГУ в федеральные университеты с особым правовым положением исходила снизу, от самих вузов. И хотя Министерство образования эти предложения во многом поддерживает, следует ожидать еще довольно длительного этапа дискуссий и согласований. Окончательный результат реформы пока прогнозировать трудно. О текущем положении дел и о ближайших планах университета рассказывает ректор СПбГУ Людмила Вербицкая.

Как развивается сейчас ситуация в связи с присвоением особого статуса петербургскому и московскому университетам?

Два представителя нашего университета входят в рабочую группу при Минобразования, и мы к 30 марта представили свои предложения по реформе. Министр образования Андрей Фурсенко эти документы получил, и дальше мы будем смотреть, что решит сначала министерство, а потом правительство.

Я бы хотела развеять некоторые ошибочные представления о сути наших предложений. В прессе появилось много публикаций о том, что завтра петербургский и московский университеты получат огромные деньги и начнут новую жизнь. Не об этом сейчас идет речь. Прежде всего, хотелось бы изменить не совсем правильную ситуацию, когда 3335 вузов, работающих сейчас в России, выдают одинаковые дипломы государственного образца. Поэтому мы хотели бы, чтобы петербургскому и московскому университетам (а мы с ректором МГУ Виктором Садовничим очень давно просили об этом правительство) было дано право выдавать свой собственный диплом, конечно, признаваемый государством.

Второе - мне кажется, было бы разумно предоставить МГУ и СПбГУ право формировать свои специализированные советы, которые могли бы присуждать ученые степени самостоятельно, не дожидаясь утверждения в ВАК. Еще одна проблема - финансирование фундаментальных исследований. Сегодня научные институты при СПбГУ испытывают недостаток финансирования, научный сотрудник может получать зарплату около тысячи рублей в месяц. Но ведь научные исследования - часть образовательного процесса, и труд научных сотрудников должен быть оплачен адекватно. Поэтому мы предлагаем обратить внимание на фундаментальные исследования, на то, что у научного сотрудника и преподавателя должны быть сопоставимые статусы.

И, безусловно, дав нам эти права, министерство задумается, чем именно университеты могут помочь в решении его собственных проблем, а таких возможностей много. Простой пример. Вузовские учебники должны иметь гриф Минобразования, и начальник учебно-методического управления министерства мне рассказывает: ему горы этих учебников приносят, а он, специалист в области естественных наук, должен оценивать качество, скажем, учебника по дизайну. Министерство давно думает о том, что такие функции можно было бы переложить на два наших университета, поскольку у нас представлены практически все образовательные дисциплины, все основные отрасли знания.

Кстати, сейчас ректоры некоторых вузов очень недовольны тем, что два университета получат такой особый статус. Эта критика, конечно, несправедлива, но главное, что я хочу сказать, - со временем и для других откроется дорога. Я уверена, что потом таких вузов станет больше.

По каким вопросам не удалось согласовать позиции с министерством?

А мы пока мнения министерства не знаем. Мы представили свои предложения рабочей группе, МГУ представил свои, а дальше предстоит обсуждение на общем заседании. Вероятно, в конце апреля такая встреча состоится и будут выработаны общие предложения. Что касается нас с МГУ, то мы работаем в тесном взаимодействии и не думаю, что их предложения существенно отличаются от наших. Но это только начало, только первый шаг.

Когда ожидается утверждение нового статуса СПбГУ?

Сказать сложно. Предполагается, что эти изменения должны быть урегулированы на уровне закона. То есть закон должен пройти еще и через Государственную думу, а в декабре уже состоятся выборы. Очень хотелось бы, чтобы все это произошло еще при нынешнем составе Думы. Но не все от нас зависит.

Какова, на ваш взгляд, общественная роль университета сегодня?

Мне кажется, что СПбГУ во все времена играл организующую роль. Это площадка для важных государственных мероприятий, к примеру российско-германского форума "Петербургский диалог", возникшего по инициативе и на базе СПбГУ. У нас проходят дискуссии по проблемам гражданского общества, международные встречи по вопросам общественного здоровья. Город очень поддерживает такие инициативы, и думаю, что наши функции за последние годы расширились: мы не только готовим специалистов, но и поднимаем важные вопросы, которые волнуют общество.

Каковы ваши ближайшие планы на международном образовательном рынке?

Поскольку мы являемся площадкой для отработки требований Болонской декларации, важнейшая задача - сделать все возможное, чтобы наши студенты реально могли ездить учиться на семестр или на год в любой европейский университет, вообще в любой университет мира и были к этому готовы. То, что болонский процесс все разрушит, - это миф, ведь никто не уничтожает нашу специфику. Но чтобы студент мог уехать в Европу, а потом вернуться и продолжить обучение или, напротив, приехать на год к нам, а потом вернуться на родину, нужны общие образовательные модули, нужна единая система оценки качества знаний. Вот и все. У нас есть факультеты, которые уже этим требованиям соответствуют, есть те, которые идут в этом направлении. И это очень важно, потому что тогда мы действительно будем притягательны для иностранных студентов, а наши ученики смогут стать полноправными членами международного студенческого сообщества.



Источник: http://www.expert.ru>

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.