Петербургский университет ждет значительного увеличения государственного финансирования
11.04.2007 17:33


Петербургский университет ждет значительного увеличения государственного финансирования. Дополнительные инвестиции должны простимулировать трансформацию главного вуза Северо-Запада

Министерство образования и науки планирует придать Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам особые статусы на образовательном рынке. К началу апреля министерство подготовило пакет документов, необходимых для реализации этих планов. В ближайшее время, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, будет разработан соответствующий закон. Внести законодательные корректировки планируется в кратчайшие сроки: в пресс-службе Министерства образования РФ нам сообщили, что ректораты настоятельно просили узаконить особые статусы к новому учебному сезону. Собственно, сами университеты и стали инициаторами предполагаемых изменений - они уже несколько лет лоббируют план университетской реформы, который, если кратко, сводится к следующему: больше автономии и больше финансирования. Государство изначально склонно было вузы поддержать: университетская реформа не только вписывается в национальный проект "Образование", но и может стать его локомотивом.

Важно отметить, что в повышении статуса заинтересован сейчас в первую очередь Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). У Московского государственного университета (МГУ) и так уже есть некое подобие особого статуса - он не подчиняется ни одному из отраслевых ведомств и имеет отдельную строку в госбюджете.

Верхушка пирамиды
Первоначальный план Министерства образования и науки, который ляжет в основу новой системы финансирования высшей школы, заключался в создании трехуровневого, "спортивного" разделения российских университетов. Предполагалось, что в первую, "высшую лигу" вузов войдут МГУ, СПбГУ, а также Сибирский (Красноярск), Южный (Ростов-на-Дону) и Дальневосточный национальные университеты, которые создаются в рамках уже упомянутого нацпроекта "Образование". Эти университеты федерального значения, по замыслу разработчиков проекта, получат соответствующие их уровню преференции - значительное государственное финансирование и относительно широкую автономию. Следующий уровень - "первая лига". Она будет состоять из 55 вузов (среди них несколько петербургских), которые в последние два года получили президентские гранты за победу в конкурсе инновационных проектов. Для этой группы, соответственно, предусмотрено меньшее госфинансирование. Остальные вузы страны смогут рассчитывать лишь на место во "второй лиге" и минимум господдержки.

Однако позже к новой образовательной пирамиде прибавился еще один уровень. Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты добились особого статуса. "С точки зрения распределения ролей это логичное решение. Ни один российский вуз (даже такие крупные и богатые, как, например, Высшая школа экономики или МГИМО) не имеют столь распределенной инфраструктуры, такого имущества, такого штата, такого студенческого потока, как московский и петербургский университеты", - говорит Марина Макеева, руководитель Балтийского филиала Международного института исследования образовательных программ и экономики высшего образования.

Чего дадут?
Что даст СПбГУ особый статус? Во-первых, правительство повысит госфинансирование университета - планируется удвоение инвестиций в рамках отдельной строки в госбюджете. Бюджет СПбГУ на 2007 год составляет более 3 млрд рублей. В следующем году Петербургский университет уже в новом статусе получит от государства около 7 млрд рублей. Кроме того, в госбюджете появится дополнительная расходная строка - строительство и капитальный ремонт студенческих общежитий и учебных корпусов.

Во-вторых, для университетов с особым статусом предусмотрены налоговые льготы - смягчение или полное освобождение от налога на имущество и прибыль (точные параметры льгот еще согласуются с Министерством финансов и Министерством экономического развития и торговли). В-третьих, "особые" вузы и федеральные университеты получат право создавать дочерние организации и предприятия для инновационных проектов. Сегодня вуз как госучреждение ограничен Бюджетным кодексом - он не может заводить "дочек" и становиться их учредителем. Наконец, СПбГУ с большой вероятностью получит право выдавать своим выпускникам дипломы "фирменного" образца. Логика проста: российские вузы предлагают разное качество образования, а значит, их дипломы тоже должны быть разными.

Кроме того, правительство поддержало предложение ректоров создать при МГУ и СПбГУ собственные аттестационные комиссии, которые позволят университетам самостоятельно присваивать ученые степени (сегодня Высшая аттестационная комиссия - ВАК - подчиняется Минобрнауки, визируя все диссертационные работы).
Нерешенным пока остался один вопрос - Минобрнауки предлагает, отменив систему избрания ректоров вузов с особым статусом, назначать их на уровне правительства. Ректоры, конечно, выступают против, но, как уверены эксперты, вопрос этот сейчас не принципиальный: избрание руководителей крупных университетов де-факто давно проходит только при согласовании с федеральным центром.

Пространство для прорыва
Понятно, что повышение статуса университетов со всеми сопутствующими преференциями не является для государства самоцелью. Это инвестиции в реформы. Особый статус, полагают в Минобрнауки, должен подпитывать внутриуниверситетские преобразования. "В первую очередь следует осуществить реформу подготовки людей. Это ядро. Разобравшись с ядром, надо понять, какие институциональные условия этому будут адекватны - какая схема финансирования, схема управления, оргправовые формы, какая структура этапов и дипломов и т.д. И эти институциональные изменения нужно синхронизировать со сменой способов преподавания. Считать, что изменение подходов к финансированию само по себе что-то изменит, - ошибка. С нашей стороны это лишь стимулятор", - говорит помощник министра образования и науки Андрей Воронов.

"Я с большим уважением и даже некоторым благоговением отношусь к нашим ведущим университетам - МГУ и СПбГУ. Но представьте себе художника, освоившего технику живописи XIX века. Замечательно, что есть такие художники, что сохраняются традиции, но все же мы ждем от искусства и каких-то новых шагов. В этом смысле наши университеты, включая СПбГУ, - как раз оплоты уникального, прекрасного, но отстающего от мировых тенденций искусства. В этом консерватизме есть прелесть, но восхищение прошлым не должно заслонять потребность в трансформации", - говорит Исак Фрумин, координатор проектов в социальной сфере Московского представительства Всемирного банка.

Как уверяет Марина Макеева, крупные российские вузы сейчас не страдают от отсутствия средств (хотя по-прежнему стоит вопрос об эффективности их использования - см. "Эксперт С-З" N38 от 16 октября 2006 года): "Деньги есть, но при правильном целевом использовании дополнительные вложения не помешают. Они гарантируют больше пространства для прорыва. В случае с СПбГУ есть объективное несоответствие между формальным статусом университета и реальным. Это исторически образовательный центр города, действительно огромная институция. Однако отдача от нее не соответствует реальному потенциалу, которым должны обладать узловые региональные и национальные университеты".

Отстаем
Действительно, крупнейший петербургский вуз является безусловным лидером по числу выпускников. Однако устоявшиеся международные рейтинговые системы давно не ставят этот показатель во главу угла. Оценивается общая занятость выпускников вузов по отдельным специализациям, уровень цитирования научных работ, уровень международных связей, объем инвестиций в материально-техническую базу и т.д. Авторитетные международные рейтинги руководители российских университетов не очень жалуют (главный аргумент - страны, которые представляют вузы, имеют разный уровень экономического развития, а потому и сравнивать их некорректно).

Тем не менее факт остается фактом: по последнему рейтингу Times Higher Education Supplement - 2006 СПбГУ ни по одной из категорий не поднимается выше 64 места (а по некоторым направлениям, например в World's top 100 in technology, вообще не упоминается).

Безусловной репутации ведущих университетов МГУ и СПбГУ не имеют и среди участников российского рынка. Так, например, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорит, что сама по себе идея выделить группу университетов, которые сохранили исследовательский потенциал, качество преподавания и репутацию, заслуживает поддержки: "Государство обязано концентрировать ресурсы на тех, кто достоин звания лучших. МГУ и СПбГУ, конечно, входят в первую когорту российских вузов, но вовсе не являются лидерами по всем направлениям: например, в рамках конкурса инновационных вузов они не заняли первых мест".

Центр влияния
Итак, университету надо меняться. Эксперты отмечают два направления развития, которые приоритетны сейчас для главного вуза Северо-Запада. Прежде всего, значительные дополнительные средства, которые получит СПбГУ, необходимо направить на создание и развитие новых принципов взаимодействия с городским бизнесом. "Бизнес придется привлекать, работать над собой, совершенствовать образовательные программы, искать новых преподавателей, а не только чинить фасады", - говорит Макеева. "Ни одна страна мира уже не содержит систему высшего образования исключительно за счет бюджетных денег. А деньги из бизнеса никогда не придут в образование, если оно не продемонстрирует инвестиционную привлекательность, если не покажет, каких результатов для экономики и лично для человека может реально достичь", - отмечает Андрей Воронов.

Надо отдать должное: университет уже давно работает над этой задачей. Яркий продукт партнерства университета, государства и бизнеса - Высшая школа менеджмента СПбГУ (см. "Эксперт С-З" N47 от 18 декабря 2006 года), у которой есть все шансы поднять статус университета не только на региональном, но и на российском рынке. Перспективной с точки зрения взаимодействия с бизнесом кажется работа университета, профинансированная за счет инновационных грантов в рамках национального проекта "Образование" (см. "Конкуренция ради инновации" на стр. 15).

Как отмечает Исак Фрумин, практика ряда стран показывает: университеты все активнее становятся агентами изменений окружающей среды. У них появляется потенциал, позволяющий артикулировать проблемы социально-экономического развития и продвигать реформы (инновации), решающие эти проблемы. Это может происходить (как, например, случилось с Технологическим университетом Монтеррей в Мексике), когда инновационный потенциал существующих государственных и бизнес-структур недостаточен, когда в университете объединяются интеллектуальные и общественные лидеры с сильным и ясным видением будущего (как в университете POSTECH в Республике Корея). Как правило, такие университеты имеют существенное негосударственное финансирование, тесные связи с индустрией и некоммерческими организациями, децентрализованную структуру, гибкие программы распространения знаний.

Идеальный вариант - когда университет начинает оказывать влияние на экономическое развитие своего региона. "Понятно, что если университет занимается прикладными исследованиями, то он играет важную роль в развитии региональной экономики, сам выполняет заказы и производит ценные коммерческие разработки. И здесь наши университеты сильно отстают от западных, хотя есть некоторые удачные примеры, - говорит Фрумин. - В Санкт-Петербурге это ЛЭТИ, Университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, Горный институт, они в этом плане заметно опережают СПбГУ. Но есть и другая роль - в условиях диверсификации бизнеса университеты становятся территорией встречи бизнесменов. На Западе они проводят конференции, дискуссии, обеспечивают представителям бизнеса возможность говорить друг с другом и обсуждать общие проблемы. Наши университеты в этом плане опять-таки отстают".

Университет в большом городе
Университету важно понимать свою городскую роль. "Про это часто забывают, говоря о развитии и реформе университетского образования. Представители университетов и государства зачастую рассматривают стратегию крупных государственных вузов в национальном масштабе, забывая о локальном городском контексте. Между тем университет, по сути, традиционно продукт городской среды. Даже в мегаполисе такой разветвленный университет, как СПбГУ, претендует на роль если не градообразующего предприятия, то института, существенно влияющего на экономические, социальные и политические процессы. Правильный университет становится интеллектуальным, общественным и научным городским узлом, так же, например, как порт - узлом транспортным", - говорит Марина Макеева.

Это, как отмечают эксперты, соответствует общей для современного образовательного рынка тенденции - крупные университеты все меньше ориентируются на национальный рынок и все больше на региональный. Тенденция эта затрагивает разные составляющие университетской жизни. Например, как сообщается в отчете аналитической службы лондонского City University, в мировых университетах-гигантах основную роль начинают играть местные попечители (в зависимости от месторасположения - либо городские, либо окружные), растет запрос на локальные исследования, увеличивается число совместных проектов с бизнесом. "Фактор децентрализации становится определяющим в развитии как средних, так и крупных университетов разного профиля", - отмечается в отчете City University.

СПбГУ еще придется учесть эту тенденцию. Собственно, только ради трансформации университета в более гибкую структуру, способную быстро воспринимать изменения образовательного рынка, и стоило затевать "игру в статусы". В любом случае уже сейчас ясно, что дополнительные госинвестиции в главный городской университет - бонус не для отдельно взятой (пусть и очень большой) организации, а для всего Северо-Запада.




Источник: http://www.stq.ru>

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.