Бизнес и кадры: вкладываясь - получаем?
27.06.2008 16:20


Заявленное реформирование системы образования заставляет уральские вузы быстро включаться в федеральную дискуссию по этому вопросу. На второй план ушла тема создания Большого Евразийского университета. Нет, возможно, такой университет и будет создан, но совершенно очевидно, что срок отодвигается. Теперь же, территории конкурируют за право создания Федеральных университетов. Об этом говорилось на круглом столе "Кадровое обеспечение инновационного развития Уральского региона", который провели Трубная Металлургическая Компания и УГТУ-УПИ при поддержке Общественной палаты РФ.

По большому счету, как называется высшее учебное заведение, не так важно, если от перестановки букв итог не меняется. Как пояснил Накануне.RU ректор УГТУ-УПИ Анатолий Матерн, от идеи Евразийского университета никто отказываться не спешит, просто она должна реализовываться поэтапно. "Эта глобальная, перспективная задача остается. Первый шаг для ее реализации - Федеральный университет как центр интеграции науки, производства и образования. Легче сделать план на 50 лет, чем на среднесрочную перспективу. Создать Евразийский университет планируется за 30 лет, а мы сейчас продумываем ближайшие шаги в реформе профессионального образования", - сказал Анатолий Матерн.

Напомним, что решение о создании сети федеральных университетов было закреплено в указе Президента Дмитрия Медведева от 7 мая. Решение по двум Федеральным университетам уже принято - Сибирский и Южный объединили региональные вузы Красноярского края и Ростовской области. На "подходе" - еще один, Дальневосточный. На днях Председатель Правительства РФ Владимир Путин посетил Московский государственный институт стали и сплавов, на базе которого, возможно, также будет создан федеральный технологический университет.

Эксперты подчеркивают, что уровень подготовки специалистов в большинстве вузов не отвечает реальным потребностям инновационной экономики. Решить эту проблему можно благодаря развитию в регионах современной образовательной системы, центром которой становится Федеральный университет, отличающиеся особой моделью управления и системой финансирования. Вокруг них должна будет сформироваться сеть технопарков, венчурных производств. В их структуру вольются научные организации, как отраслевые, так и академические. Кроме того, Федеральные университеты будут вести обучение на основе новых стандартов профессионального образования. Более того, они их и разработают.

По мнению участников мероприятия, в уральском регионе этот вуз может быть создан на основе УГТУ-УПИ, Уральского государственного университета и Уральского отделения Российской академии наук. На сегодняшний день УрФО как территория инновационного развития обладает уникальным комплексом академических НИИ Уральского отделения РАН, ведущих университетов, крупных инновационных предприятий и компаний.

Тот факт, что российское образование нуждается в реформе у участников круглого стола не вызывало сомнений. "За 1990-е годы появилось более тысячи институтов, которые претендуют на то, чтобы называться университетами. Но, по сути, они таковыми не являются, хотя бы по то, что не располагают материально-технической, преподавательской базой, чтобы готовить специалистов. Конечно, российское образование нуждается в реформах. Только за один год Госдумой принято десять законодательных актов об образовании, которые должны способствовать преодолению барьеров между университетами и академией наук, так как без исследовательских компонентов вряд ли возможно познакомить будущих специалистов с современными достижениями науки ", - говорит председатель УрО РАН Валерий Чарушин.

Концепция старого-нового учебного заведения должна отвечать существующим потребностям работодателей в квалифицированных кадрах, дефицит которых испытывают большинство предприятий. Причем, имеются в виду именно инновационные кадры, работающие гораздо эффективнее, и способные реализовать президентскую задачу по переходу на инновационный путь развития и повышению производительности труда.

Мастер на все руки, Гоша он же Гога, он же Юра, он же Жора из "Москвы слезам не верит", - это мечта не только всех советских женщин, но и российских предпринимателей. Если даже тогда таких, как он было мало, то теперь их вообще днем с огнем не сыщешь. "Гоша - пример единичный, а нам нужен хор таких Гош!", - заметил ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадий Романцев. Именно для того, чтобы таких мастеров-интеллектуалов стало больше, активно продвигается идея реформирования высшего профессионального образования.

Директор института инноватики УГТУ-УПИ Всеволод Кортов подчеркнул, что в 1990-е годы качество образования упало, ослабла связь между вузами и предприятиями. "Техническое образование стало более академическим, то есть книжным. Обветшала материально-техническая база образовательных учреждений, а преподаватели,- в основном, говорящие со студентами "седые головы", - сетует Всеволод Кортов. По его словам, все это во многом из-за того, что педагоги не мыслят рыночными категориями. Директор института инноватики УГТУ-УПИ привел пример, когда среди преподавателей провели опрос: "Что вы делаете, когда получаете новый результат?" И все как один ответили: "публикуем", тогда как на Западе профессора свои инновации не публикуют, а, первым делом патентуют. "В Южной Корее на базе университета работают 60 малых предприятий, на которых профессора со студентами реализуют свои идеи", - отметил Всеволод Кортов.

Председатель УрО РАН Валерий Чарушин бросил еще один камень в огород российских преподавателей: "Научная активность одного преподавателя равна 0,003% работ в год, тогда как по требованиям она должна быть в 30 раз выше!"

Тем не менее, усилий одних только преподавателей для создания инновационных кадров недостаточно. Если бизнесу нужны профессионалы, то без его помощи не обойтись - уверены участники круглого стола. Компании нуждаются в привлечении молодежи, способной к инновационному мышлению, поэтому уже сейчас уделяет внимание образовательной реформе и подготовке профильных специалистов.

"Сегодня у бизнеса возникают новые требования к качеству образования, необходимо чтобы студенты уже в процессе обучения с первого-второго курсов приобретали профессиональные компетенции, в которых нуждается инновационное производство. Когда образовательный процесс будет связан с одной стороны - с производством, с другой - с научно-исследовательской деятельностью, можно будет говорить о переходе на более высокий уровень качества образования. Пока же бизнес вынужден самостоятельно доучивать, переучивать и давать дополнительное образование выпускникам вузов, которые приходят на работу", - заявил член Общественной палаты РФ Дмитрий Пумпянский.

На круглом столе обсуждалась идея создания корпоративных учебных заведений при предприятиях, однако если речь идет о малом или среднем бизнесе, то это просто не эффективно. "Говорят, что вузы и техникумы не могут подготовить кадры для предприятий. Чепуха! Предприятиям проще помочь вузам, чем создавать собственные учебные заведения", - уверен ректор Российского государственного педагогического университета Геннадий Романцев. Но далеко не все предприятия, даже нуждаясь в кадрах, готовы и могут себе позволить тратить деньги на переобучение студентов. Хоть бизнес и заинтересован в специалистах, самостоятельно готовить их - не является его обязанностью. Поэтому участники круглого стола предложили дифференцировать налог на прибыль, чтобы "сэкономленные" деньги направлять именно на подготовку кадров.

Стоит напомнить, что российское образование ждет еще череда разного рода изменений, и связано это со стремительным вхождением нашей страны в Болонский процесс. Обеспокоены, прежде всего, вузы, сама суть образовательной практики может в корне поменяться. Основным новшеством должен стать переход на двухуровневую систему обучения: бакалавр-магистр. Студент учится в вузе четыре года, а затем получает квалификацию бакалавра. Если он желает продолжить обучение, то поступает по конкурсу в магистратуру.

Для того, чтобы успеть вступить в этот процесс (а переходить на двухуровневую систему обучения к 2010 году придется всем высшим учебным заведениям, хотят они этого или нет), ряд уральских вузов уже ввели деление на бакалавриат и магистратуру. И как отмечали участники круглого стола "Кадровое обеспечение инновационного развития Уральского региона", подавляющее большинство студентов решали продолжить обучение. Так было до нынешнего года, когда в магистратуру перестали пускать всех желающих, в УрГУ конкурс стал два человека на место. Причем, поскольку во многих вузах магистратуры попросту не будет, и большинство университетов будет обучать лишь бакалавров, спрос на магистров естественно возрастет.

Кстати, как говорили участники круглого стола, во Франции, где двухуровневая система образования уже существует, бакалавров доучивают на предприятиях, но за счет государства. В России же такой вариант пока не обсуждается.

С переходом на двухуровневую систему образования существует еще одна проблема. Проректор по учебной работе УГТУ-УПИ Александр Соболев заметил, что государственные стандарты программ для бакалавров и магистров пока еще не созданы, поэтому назрела необходимость их разработки и соответствующего методического сопровождения, а это ляжет на плечи руководителей кафедр, которые становятся тормозом внедрения двухуровневой системы.

По мнению участников обсуждения, комплексный подход к реформе образовательного процесса невозможен без сотрудничества всех заинтересованных сторон: студентов и их родителей, профессионального сообщества и работодателей, только в этом случае возможны динамичные изменения как в организационной структуре профессионального образования, так и в программах обучения.



Источник: http://www.nakanune.ru/

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.