Руководство по обеспечению качества и соблюдению стандартов в высшем образовании. (Выдержка)
19.09.2006 17:06


("Code of practice for the assurance of acadIic quality and standards in HE" - материал, подготовленный Агентством по обеспечению качества Великобритании /QAA - Quality Assurance Agency/)

Совместная подготовка специалистов и гибко-распределенная система обучения (включающая электронное обучение) - сентябрь 2004 года

Предыдущий вариант Раздела 2 был принят в июле 1999 года

Предисловие

1. Настоящий документ является вторым изданием Руководства для совместной подготовки специалистов и содержит также Указания по обеспечения качества дистанционной образования. Он представляет собой составную часть комплекса документов под общим названием Руководство для обеспечения академического качества и стандартов высшего образования (далее Руководство), предназначенного для учреждений высшего образования, входящих в систему Агентства по обеспечению качества высшего образования (далее Агентства).

2. Первый вариант Руководства, включающий 10 разделов, был разработан Агентством в 1998-2001 годах в ответ на предложение Национального комитета по надзору за высшим образованием. Целью данного Руководства является обеспечение общенациональной системы контроля качества высшего образования. В нем содержатся комплекс общих требований, призванных обеспечить поддержание должного уровня стандартов высшего образования. Руководство представляет собой официальный документ, задающий стандарты качества, на которые учреждения высшего образования должны ориентироваться, разрабатывая свои учебные программы и формулируя квалификационные требования.

3. Руководство имеет своей целью унификацию общих принципов организации высшего образования Великобритании, но в то же время предоставляет каждому высшему учебному заведению значительную свободу их конкретной реализации, в частности - создания собственной системы обеспечения стандартов и качества обучения. В процессе разработки Руководства широко использовались разнообразные мнения и предложения практиков, имеющих значительный опыт работы в данной области.

4. Настоящий Руководство не включает в себя те официальные требования, которые содержаться в действующих законодательных актах, например в Законе 2001 года о специальных образовательных нуждах инвалидов. Предполагается, что учреждения высшего образования хорошо знакомы с этими требованиями и действуют с их учетом. Однако при разработке данного Руководства его составители старались привести его в полное соответствие с имеющимся законодательством.

5. После 2001 года в сфере образования возник ряд новых тенденций, что побудило Агентство взяться за пересмотр некоторых разделов Руководства. Было также решено модифицировать структуру документа, в частности, не просто формулировать требования и нормативы, а стараться разъяснять смысл всех требований, чтобы обеспечить их сознательное выполнение. При этом сотрудники Агентства руководствовались рекомендациями, содержащимися в докладе Специальной комиссии по вопросам совершенствования высшего образования (ноябрь 2003 г.).

6. Обновленные разделы Руководства теперь имеют вид набора требований, сопровождаемых соответствующими разъяснениями. Требования формулируют принципиальные общие положения, которые профессиональное сообщество считает важными для обеспечения высоких образовательных стандартов. Вузы должны будут продемонстрировать те меры, которые они предприняли для реализации этих требований с учетом особых условий работы и сложившихся традиций. Разъяснения призваны показать важность соблюдения выдвигаемых требований.

7. Руководство представляет собой обобщение передового опыта, получившего уже одобрение со стороны педагогического сообщества. Именно на него Агентство будет ориентироваться при проведении соответствующих проверок. А конкретные образовательные учреждения должны руководствоваться данным Руководствоом и его требованиями при разработке и реализации своей собственной политики.

8. Разъяснения призваны помочь вузам при разработке их собственной образовательной политики, а также показать меру ту свободы, которая им предоставляется для учета конкретных условий, в которых они работают. Важно подчеркнуть, что при проведении проверок и аудита представители Агентства будут всегда ориентироваться лишь на сами требования, а не на сопровождающие их разъяснения.

9. От преподавательского состава не требуется подробного знакомства с данным документом во всех его деталях. Но ожидается, что им известна общая система требований, принятая в их вузе, и те требования, которые прямо относятся к их собственной деятельности.

10. Чтобы облегчить работу с документом, в Приложении N1 к данному разделу Руководства приводятся все требования без сопровождающих пояснений.

11. Первый вариант данного раздела Руководства, а также Руководство по обеспечению качества дистанционного обучения, были опубликованы в 1999 году. Подготовке данного варианта документа предшествовали консультации с представителями различных вузов, которые высказали свои соображения и замечания, основанные на опыте работы с предыдущим вариантом. Это помогло отразить в документе особенности современного этапа развития высшего образования в стране.

Введение

Настоящий документ является обобщением передового опыта организации совместных учебных программ в системе британского высшего образования. Он также представляет собой образец должной организации учебного процесса в системе гибкого и распределенного обучения, проводимого в рамках одного или нескольких учебных заведений. Поскольку большинство систем гибкого и распределенного обучения активно используют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), такой формата обучения будет в дальнейшем обозначаться как "электронное обучение".

Определение основных понятий

13. В данном разделе Руководства термин "совместная учебная программа" обозначает такую организацию обучения, при которой обучение, в конечном итоге приводящее к получению соответствующего диплома, осуществляется в рамках сотрудничества учебного заведения, выдающего диплом, с некоторой другой партнерской организацией. Термин "гибкое и распределенное обучение" (ГРО) обозначает такой способ организации обучения, дающего в итоге возможность получения соответствующего диплома, который обычно не требует от учащегося посещения занятий и других учебных мероприятий, проводимых в определенном месте и в определенное время. Дальнейшее обсуждение так понимаемого ГРО будет идти в параграфах 22-26 данного Руководства.

14. Если речь идет о возможности получения диплома в результате прохождения некого курса обучения, то встает вопрос о необходимом количестве кредитов, требуемых при организации совместных учебных программ или ГРО. Этот вопрос должен решаться самим учебным заведением с ориентацией на данный раздел Руководства. Важно отметить, что данное Руководство задает лишь общие принципы, которыми следует руководствоваться при определении конкретных норм и требований. Каждое учебное заведение при решении этих вопросов должно исходить из особенностей своей деятельности при учете общих требований данного Руководства. Конечной целью должно быть обеспечение качества подготовки кадров и ориентация на поддержание высоких академических стандартов деятельности.

Совместные учебные программы и система ГРО

15. Данный раздел Руководства состоит из двух частей. Часть А касается ответственности британских вузов за организацию совместных учебных программ, ведущих к получению соответствующего диплома или свидетельства. Часть из этих положений относится и к организации системы ГРО, что каждый раз специально оговаривается. Часть Б рассматривает различные специфические аспекты организации программ ГРО, которые могут осуществляться в рамках сотрудничества с партнерами или без оных. Основанием для рассмотрения этих двух видов обучения в одном разделе является то обстоятельство, что совместные учебные программы и ГРО имеют много общих особенностей в плане обеспечения качества и стандартов. На практике ГРО часто осуществляется в рамках более традиционных форм совместного обучения (см. параграф 24 ниже). Поэтому эти два вида обучения рассматриваются вместе. Но формулируются также требования к ГРО, которые должны соблюдаться при его реализации в рамках одного учебного заведения.

16. Данный раздел Руководства основывается на базовом принципе, согласно которому как организация совместных учебных программ, так и система ГРО, призваны, в любом случае, обеспечить расширение образовательных возможностей без снижения качества обучения и соответствующих академических стандартов. Далее, любые учебные программе, реализуемые в режиме партнерских отношений и ГРО, должны разрабатываться столь же тщательно и реализовываться столь же серьезно, как и программы, идущие в рамках одного вуза с применением более традиционных обучающих технологий. Нужно только учитывать, что сам характер подобных программ требует от вуза, выдающего соответствующие дипломы и сертификаты, особого внимания к ним именно в виду сложности их организации. Данный раздел Руководства призван помочь учебным заведениям успешно преодолеть этим трудности, обеспечив должный уровень подготовки специалистов при использовании совместных учебных программ и системы ГРО.

17. Британские вузы, как правило, имеют партнерские отношения с различными организациями в стране и за рубежом. Эти отношения складываются и развиваются постепенно на протяжении ряда лет. Результатом бывают достаточно доверительные отношения с организациями-партнерами, в свете которых некоторые из формулируемых здесь требований могут показаться излишними. И, тем не менее, следует подчеркнуть, что учреждение, выдающее диплом о высшем образовании, несет всю ответственность за качество подготовки специалистов. Поэтому, несмотря на отношения равноправия и доверия между партнерами, которые могут быть вполне обоснованными, важно соблюдать выполнение всех формальных требований партнерского соглашения. Это поможет обеспечить должный уровень доверия и защиты всех участников, включая защиту интересов учащихся.

Процесс и результаты

18. Часть А является пересмотром соответствующего раздела Руководства, впервые опубликованного в июле 1999 года. Новый вариант документа учитывает те изменения, которые претерпела за это время британская система высшего образования в целом. Так, в старом варианте Руководства подчеркивался тот факт, что сотрудничество должно быть равноправным и взаимовыгодным. В качестве основных инструментов создания отношений подобного рода предлагались различные формы валидации и аккредитации учебных программ. Таким образом, акцент делался на обеспечения должного качества учебного процесса. В настоящее время главное внимание уделяется результатам этого процесса. Предполагается, что средства достижения результата могут быть самые разные. Таким образом, новые правила дают вузам большую степень свободы в определении способов обучения при условии обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.

19. Но, несмотря на сказанное выше, сравнение разных условий обучения всегда полезно. Имеет смысл оценивать эффективность различных форм межвузовского партнерства и организации ГРО путем сопоставления их с более традиционными педагогическими технологиями, реализуемыми в основном учебном заведении, осуществляющем подготовку по данной специальности. Например, при сравнении двух аналогичных программ есть смысл задать себе вопрос, имеют ли студенты, обучающие на совместной или дистанционной программе, те же возможности, что и студенты, проходящие традиционный курс обучения. Если окажется, что разные методы обучения ведут к заметным различиям в результатах, то следует подумать о том, как эти различия могут быть устранены.

Система "цепочка"

20. "Цепочкой" называются такая система организации партнерских отношений между образовательными учреждениями, когда организация-партнер получает право заключать подобные соглашения с другими учебными заведениями, выдавая их выпускникам дипломы основной организации. Опыт проведения проверок со стороны Агентства показывает, что такая передача ответственности не обеспечивает должного контроля основной организации над качеством обучения и приводит к девальвации соответствующих дипломов. Поэтому Агентство выступает против создания сложных партнерских союзов по типу "цепочки". Требования А19 и А20 предполагают, что учебное каждое заведение, выдающее дипломы, должно иметь непосредственный контроль над качеством подготовки на всех программах, дающих право на получение его дипломов. В противном случае оно теряет способность знать, что делается от его имени.

Язык обучения и система проверки знаний

22. Некоторые вузы открывают дочерние программы, которые ведут обучения на языках, отличных от того, на котором проводится обучение в головном учебном заведении. Это позволяет значительно расширить круг потенциальных студентов, но одновременно порождает специфические трудности контроля над качеством обучения. Аналогичным образом, возникают проблемы оценки студенческих работ, выполненных на иностранном языке. Те учебные заведения, которые разрешают своим организациям-партнерам проводить экзамены и принимать письменные работы на других языках, чем тот, на котором они сами ведут преподавание, должны позаботиться о том, чтобы иметь достаточное количество квалифицированных внешних экзаменаторов, в достаточной степени владеющих обоими рабочими языками. Если данное условие не выполняется и приходится прибегать к услугам переводчика, что это существенным образом снижает надежность и достоверность суждений о качестве работы. Вуз, присуждающий степени и выдающий дипломы, должен быть особенно внимателен к тому, чтобы перевод, если к нему всё же приходится прибегать, не изменял условий оценки реальных знаний студентов.

Гибкое и разделенное обучение

22. Часть Б данного Руководства в значительной мере заимствована из Руководства по обеспечению качества дистанционного обучения, впервые опубликованного Агентством в 1999 году. Данный переработанный вариант учитывает изменения, которые произошли в этой области на протяжении последних лет. Он исходит их того, что сфера гибкого и разделенного обучения не ограничивается только дистанционным или компьютерным обучением. Обучающие технологии, входящие в две последние категории, рассматриваются как разновидности этой более широкой категории обучения, ставящей особые проблемы в плане обеспечения качества и стандартов. Кроме того, как уже отмечалось, в новом варианте Руководства упор делается не столько на анализ процесса обучения, сколько на его конечные результаты.

23. Термин "гибкое и разделенное обучение" используется здесь для характеристики того подхода к организации учебного процесса, который:

  • не требует, чтобы студент реально (физически) находился в том учебном заведении, программа которого предусматривает на выходе получение соответствующей квалификации;

  • не означает, что обучающая программа реализуется непосредственно тем вузом, который, в конечном счете, будет присваивать искомую квалификацию;

  • не означает, что в процессе обучения студент получает необходимую помощь со стороны персонала соответствующего учебного заведения, выдающего диплом;

  • не означает, что работа протекает преимущественно в студенческой группе;

  • не обязательно предполагает, чтобы оценка учебных достижений студента проходила в стенах самого головного вуза.

Разнообразие организационных форм

24. Сегодня в сфере гибкого и разделенного обучения используется широкий набор общих дидактических принципов и конкретных обучающих технологий. На одном полюсе этого континуума находятся такие формы обучения, при использовании которых учащийся получает всю необходимую помощью со стороны преподавателей того учебного заведения, которое затем принимает решение о присуждении соответствующей квалификации. Другой полюс представлен индивидуальным учащимся, который занимается в условиях отсутствия непосредственного контакта с головным вузом, его преподавателями и другими студентами. Сама учебная программа может реализовываться какой-то дочерней организацией, а необходимая поддержка осуществляться какой-то третьей относительно независимой организацией. Но по окончании программы диплом выдается от имени головной организации. Между этими полюсами находятся различные формы ГРО, организуемого как в стенах головного вуза, так и вне его при участии каких-то независимых или ассоциированных организаций. Кроме того, студент, где бы он реально не находился, имеет возможность пользоваться различными компьютерными или сетевыми ресурсами, что превращает этот тип овладения знаниями, умениями и навыками в так называемое электронное обучение. Таким образом, любая реальная учебная ситуация может быть охарактеризована как функция размера учебной группы, места проведения обучения и степени опоры на различные технические средства.

25. Все эти параметры гибкости оправдывает отход от традиционного способа структурирования Части Б данного раздела Руководства. Вместо этого, за отправную точку анализа тут берется конкретный студент, осваивающий учебную программу данного типа, а затем добавляются еще ответственность и функции головного вуза за организацию такой программы, которая даст возможность на выходе получить необходимый диплом или сертификат. Соответственно, Часть Б включает описание трех относительно независимых компонентов:

  • организацию самой программы гибкого и разделенного обучения;

  • организацию необходимой помощи студентам в процессе ее освоения;

  • организацию контроля степени усвоения учебного материала с ориентацией на существующие образовательные стандарты.

26. Хотя в Части Б речь идет об образовательной программе, т.е. об учебном плане, призванном обеспечить усвоение целого комплекса знаний, умений и навыков, предусмотренным неким образовательным стандартом, учащийся реально имеет чаще всего дело с отдельными ее компонентами - учебными курсами и модулями, реализуемыми с помощью технологии ГРО. Читателям следует помнить, что основной целью данного раздела Руководства является стимулирование творческого подхода к организации процесса обучения, в частности - рационального подхода к использованию элементов гибкого и разделенного обучения наряду с более традиционными образовательными технологиями. Речь не идет об определении масштабов использования технологий ГРО, которые делают обращение к данному Руководству обязательным. Любые наличные элементы этих технологий следует оценивать с точки зрения изложенных ниже базовых требований.

Часть А: Ответственность головного вуза в отношении совместных учебных программ обучения, по которым он выдает свои дипломы, и в отношении программ ГРО, если таковые используются в образовательной деятельности данного вуза

Ответственность за обеспечение единых образовательных стандартов

А1 Головное учебное заведение несет ответственность за обеспечение образовательных стандартов относительно любых дипломов и сертификатов, выдаваемых от его имени.

Право любого английского вуза выдавать дипломы и сертификаты установленного образца влечет за собой также ответственность за обеспечение систематического и неослабного контроля над соблюдением принципа их полного соответствия установленным академическим стандартам.

А2 Академические стандарты, положенные в основу присуждения дипломов и сертификатов в рамках партнерских отношений с другими учебными заведениями, должны отвечать требованиям, выработанным профессиональным сообществом Соединенного Королевства. Это в равной мере относится и документам, выдаваемым на базе реализации программ ГРО.

Документ под названием "Академическая инфраструктура" содержит комплекс критериев, позволяющих обеспечить сопоставимые академические стандарты в разных высших учебных заведениях при сохранении права на автономию и своеобразие. Обращение к этому документу позволяет вузам, студентам, работодателями и широкой общественности быть уверенными, что выдаваемые дипломы соответствуют базовому уровню профессиональной квалификации, принятому в качестве такового на территории Соединенного Королевства.

Цели и задачи учебной программы, реализуемой в формате межвузовского сотрудничества, а также методы обучения и способы проверки знаний обычно описываются в преамбуле к учебному плану. Они должны соответствовать тем требованиям к содержанию учебной программы, которые зафиксированы в документе, озаглавленном "Свод квалификационных требований в сфере высшего образования".

Любой диплом, выданный британским вузом, он рассматривается как британский диплом и должен соответствовать принятым в этой стране квалификационным требованиями. Правда, бывают ситуации, когда особый культурный контекст вынуждает зарубежного партнера несколько отойти от существующих британских требований и ориентироваться в большей степени на собственные национальные критерии. Это вполне допустимо при организации совместной программы, если только все подобные отступления делаются вполне осознано и специально оговариваются в описании программы. В противном случае возможны досадные недоразумения. Рекомендации по корректному описанию учебных программ можно найти по адресу http://www.qaa.ac.uk/progspec/contrnts.htm.

Политика, процедуры и информация

А3 Совместные программы должны осуществляться в соответствии с принципами и процедурами, официально утвержденными учебным заведением, выдающим соответствующие квалификационные документы.

Открытию любой совместной программа должны предшествовать переговоры между руководителями организаций, собирающихся заключить между собой партнерское соглашение. При этом, чем детальнее будут прописаны все общие принципы и конкретные процедуры, тем меньше будет споров и конфликтов в дельнейшем. См. также ниже пункт А10.

А4 Каждое высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в рамках партнерского сотрудничества с другими учебными заведениями и организациями, обязано представлять полную и регулярно обновляемую информацию об этой стороне своей деятельности для контроля со стороны официальных органов и широкой общественности. Данное требование распространяется и на любые программы гибкого и распределенного обучения.

Общественный престиж каждого конкретного вуза во многом зависит от его готовности информировать общество о характере и результатах своей деятельности. Участие в совместных образовательных программах не должно быть препятствием для проведения подобной политики, не должно бросать тень на репутацию данного вуза. Здесь также важна полная открытость и гласность. Относительно элементов ГРО, реализуемых в данном вузе, не всегда имеется возможность представить полный их перечень. Однако для тех программ, которые основаны целиком или преимущественно на принципах ГРО, будет полезно придерживаться этого общего правила.

А5 Учебное заведение должно информировать вышестоящие инстанции о любом планируемом или реальном партнерстве с другими организациями, предоставляя им соответствующие документы (проспекты совместны программ и соглашения о сотрудничестве). Это в полной мере относится и к тем программам, в которых широко используется ГРО. Потенциальные студенты, интересующиеся данной конкретной программой обучения, должны знать, кем именно она была одобрена или лицензирована.

Вышестоящие инстанции нередко специально оговаривают условия, при которых их одобрение имеет силу. Может случиться, что такого рода дополнительные условия лишают полноценного статуса учебные программы, реализуемые в рамках партнерских соглашений или в формате ГРО. Очень важно, чтобы студенты или абитуриенты были в курсе всех этих тонкостей. Соответствующая информация не должна утаиваться от них сознательно или по недосмотру. В сомнительных случаях их следует отсылать к вышестоящей организации.

А6 Учебное заведение, осуществляющее выдачу дипломов, должно всеми имеющимися в его распоряжении средствами противодействовать любым попыткам обойти существующие правила, направленные на поддержание высоких академических стандартов и обеспечение должного качества обучения.

Партнерские соглашения о совместной подготовке кадров иногда открывают путь к возможным нарушениям официально установленных правил ведения образовательной деятельности, совершаемым из корыстных побуждений. Если подобное происходит, то это приводит к девальвации соответствующих дипломов, бросает тень на репутацию данного учебного заведения, а также все системы английского высшего образования. Случаи такого рода могут стать предметов судебного разбирательства и привести к серьезным финансовым издержкам. Поэтому очень важно предусмотреть адекватные меры контроля и проверки, распространяющиеся на любые партнерские соглашения и на программы ГРО, реализуемые вне стен головного вуза.

А7 В отношении любых совместных образовательных программ требуется соблюдение строгой финансовой дисциплины и отчетности. В равной степени это относится и к программам ГРО.

Смысл данного требования заключается в том, чтобы напомнить вузам, осуществляющим выдачу дипломов, что участие в совместных программах и программах ГРО может быть сопряжено со значительными финансовыми рисками, особенно в тех случаях, когда доход от подобной образовательной деятельности составляет значительную часть бюджета вуза. Обязанность каждого учебного заведения, принимающего участие в деятельности подобного рода, состоит в том, чтобы обеспечить над ней строгий финансовый контроль, исключить возможность любого рода злоупотреблений, гарантировать высокое качество преподавания и защиту интересов учащихся.

Вузы, получающие государственное финансирование, могут столкнуться с практикой официальных ограничений на осуществление некоторых форм образовательной деятельности в режиме партнерских соглашений с другими организациями или в формате ГРО. Сотрудничество с зарубежными вузами может также налагать определенные финансовые обязательства в соответствии с законодательством этих стран.

Выбор организации-партнера или агента

А8 Образовательные цели организации-партнера должны быть совместимыми с целями учебного заведения, выдающего дипломы.

Совпадение образовательных целей является важным условием обеспечения такого типа сотрудничества, при котором каждый из партнеров расширяет свои возможности. При отсутствии этого условия само сотрудничество во многом теряет смысл, а сама деятельность подобного рода влечет за собой серьезные негативные последствия для студентов, учебных программ и престижа соответствующих дипломов.

А9 Высшее учебное заведение, которое рассматривает возможность организации совместных программ с потенциальным партнером, должно со всей серьезностью и ответственностью подойти к задаче оценки его реальных возможностей в плане полноценного выполнения выпадающих на его долю функций. Важно, в частности, убедиться, что нет никаких формальных обстоятельств, делающих ожидаемое соглашение недействительным с точки зрения существующего законодательства.

Опыт показывает, что имеется ряд сфер организации учебной деятельности, где должная осмотрительность и предварительная разведывательная работа важна для обеспечения такого рода партнерских отношений, которые смогут создать условия для взаимного удовлетворения сотрудничеством. К ним относятся:

  • официальный статус и престиж потенциального партнера или агента в своей стране;

  • репутация потенциального партнера или агента в Соединенном Королевстве, исходя из того опыта общения с ним, которые другие образовательные учреждения имели в прошлом, а также из тех документов, которые имеются в распоряжении Агентства или иных официальных органов относительно участия данного учреждения в совместных проектах подобного рода;

  • финансовое положение потенциального партнера;

  • способность потенциального партнера обеспечить человеческие и материальные ресурсы, необходимые для успешного функционирования программы;

  • способность потенциального партнера обеспечить адекватные и безопасные условия для студентов, обучающихся по данной программе;

  • в случае международного сотрудничества или ГРО, способность потенциального партнера действовать в соответствии с правовыми и культурными требованиями данной страны, обеспечивая, в то же время, выполнение общих правил, сформулированных в комплексе документов, именуемом "Академическая инфраструктура".

Письменные соглашения с организацией-партнером или агентом

А10 Необходимо иметь оформленное по всем правилам письменное соглашение, фиксирующее права и обязанности сторон, подписанное руководителями вуза, выдающего дипломы и организации-партнера или агента.

Понимание всеми участниками взаимодействия своих прав и обязанностей является одним из условий успешной совместной деятельности. Поэтому обязательно требуется иметь должным образом оформленное письменное соглашение сторон. При составлении такого документа желательно получить консультацию опытного юриста. Ниже приводится перечень тех вопросов, которые следует оговорить при составлении контракта относительно организации совместной учебной программы с целью обеспечения качества обучения и академических стандартов. К ним относятся:

  • необходимость различать аспекты организации программы, относящиеся к институциональному уровню сотрудничества, и те аспекты программы, которые относятся к ее непосредственному осуществлению;

  • уточнение меры участия организации-партнера в организации совместной учебной программы и в реализации ее различных компонентов;

  • необходимость договориться о том, кто и где будет готовить материалы, регулирующие вопросы обеспечения качества учебного процесса;

  • необходимость определения функций, ответственности и субординации участников совместного проекта;

  • необходимость согласования вопросов, связанных с авторскими правами и правами на интеллектуальную собственность;

  • уточнение роли внешних экзаменаторов по обеспечению соответствия академических стандартов тем квалификационным требованиям, которые выдвигает вуз, присуждающий дипломы;

  • условия прекращения совместной деятельности и финансовые обязательства, которые берет на себя каждая из сторон;

  • указание на юридические процедуры, с помощью которых будут разрешаться возникающие спорные вопросы;

  • включение положений, позволяющих каждому из участников досрочно прекращать действие договора в ситуации, когда другая сторона не выполняет своих обязательств;

  • положения, защищающие права студентов в подобных ситуациях, включая обязательство головного вуза дать возможность всем студентам завершить обучение и получить соответствующие дипломы или сертификаты;

  • возможность заключения формального соглашения о взаимной ответственности между студентами, головным вузом и организацией-партнером.

Приведенный перечень вовсе не является исчерпывающим, но будет полезен при подготовке соглашения о сотрудничестве.

А11 Соглашение или договор должны включать указания на то, что любые дальнейшие соглашения, заключаемые организацией-партнером с какими-то третьими сторонами, в которых оговаривается право организации-партнера передавать какие-то компоненты совместных учебных программ или элементы ГРО, имеют силу лишь при получении в каждом случае письменного согласия на то головного учреждения. Головное учреждение, со своей стороны, обязано предпринять усилия по сохранению достаточного контроля за качеством подготовки специалистов, которым будут вручаться его дипломы (см. также пункт 20 Введения).

Система, получившая называние "цепочка", несет с собой значительный риск утраты контроля со стороны головного вуза над качеством подготовки специалистов, которые в конечном итоге смогут претендовать на его дипломы. Престиж дипломов британских университетов делает подобные схемы особенно привлекательными для представителей зарубежных коммерческих структур. Опыт же показывает, что выпутаться из сомнительных предприятий этого рода в дальнейшем бывает довольно трудно. Поэтому приходится снова и снова напоминать об опасности, связанной со стремлением организаций-партнеров искать потенциальных "субподрядчиков", привлекаемых возможностью получения престижных британских дипломов. Имеет смысл еще раз подчеркнуть, что в любом случае передачи права на предоставление образовательных услуг организации-субподрядчику, главная ответственность за качество этих услуг продолжат лежать на том вузе, который выдает соответствующие дипломы (см. требование А12 ниже). Существенная опасность, связанная с использованием многоступенчатой системы передачи ответственности, связана с тем, что при этом почти неизбежно происходит утрата контроля над образовательными стандартами со стороны головного вуза.

Обеспечение образовательных стандартов и качества подготовки специалистов

А12 Вуз, выдающий свои дипломы, несет полную ответственность за качество образовательных программ, осуществляемых под его эгидой, и за соблюдение квалификационных требований, положенных в основу присуждения академических степеней. Это в полной мере относится и к подготовке специалистов по системе ГРО.

Образовательное учреждение, осуществляющее выдачу дипломов, несет ответственность за обеспечение качества программ, ведущих к получению его дипломов, но может передавать некоторые технические моменты в ведение организации-партнера, если в него имеется уверенность в том, что данный партнер способен и готов адекватно осуществлять эти функции. Тем не менее, головному вузу следует помнить, что в его обязанности вменяется регулярный сбор информации (с последующим представлением ее всем заинтересованным органам), подтверждающей, что партнерам в должной мере выполняются все переданные им функции. Сам же головной вуз должен со всей серьезностью определить, где проходит грань между преимущественно техническими задачами организации педагогического процесса, которые можно передать партнеру, и стратегическими целями обеспечения стандартов качества образования, которые непременно должны остаться в его руках.

А13 Если совместная подготовка специалистов предполагает выдачу двойного или общего диплома, то следует прежде всего убедиться в том, что второй диплом действительно будет иметь юридическую силу. Далее, следует получить гарантии того, что содержание учебной программы соответствует критериям, сформулированным в британских "Правилах разработки квалификационных требований в сфере высшего образования". И это независимо от того, какие квалификационные требования выдвигает организация-партнер, выдавая свои дипломы.

Программы профессиональной подготовки, предусматривающие получение двойного диплома, должны удовлетворять требованиям, формулируемым каждым из вузов-партнеров. Поскольку содержание учебных курсов и требования к уровню знаний в этом случае унифицируются, важно удостоверится, что оно полностью отвечает академическим стандартам, на которые ориентируется каждый из организаторов учебной программы. Хотя сама программа является совместной, ответственность за присуждение дипломов при соблюдении установленных квалификационных стандартов лежит на выдающей их организации и не подлежит делегированию. Поэтому очень важно иметь полную уверенность в том, что организация совместной программы ни в коей мере не размывает принятых стандартов качества и не девальвирует выдаваемых после прохождения ее дипломов.

Если присвоение двойного диплома осуществляется на основании системы кредитов, необходима уверенность в том, что система исчисления кредитов является достаточно унифицированной и что не происходит удвоения кредитов при их подсчете (особенно при переходе с одной программы на другую).

Совместный диплом, присуждаемый по окончании образовательной программы, организованной двумя или более партнерами на условиях сотрудничества, может вызывать вопросы, связанные с юридической корректностью использования подобной системы объединения квалификационных полномочий. Прежде чем соглашаться на нее, следует убедиться, что подобный шаг является правомочным и не создает двусмысленность в трактовке присуждаемых квалификаций.

А14 Описание программы, реализуемой в формате совместного проекта, должно четко и понятно излагать ее содержание и способы контроля знаний учащихся, которые предполагается использовать для проверки их соответствия принятым образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Это в равной степени относится и к программам ГРО.

Студенты, абитуриенты, работодатели и другие заинтересованные лица должны иметь возможность составить себе представление о содержании программы, предлагаемой в качестве совместной или ГРО программы, и убедиться, что она полностью отвечает нормам и критериям, действующим в отношении других образовательных программ аналогичного уровня. В связи с этим, описание учебной программы должно содержать ссылки на соответствующие нормативные документы.

А15 Вуз, выдающий дипломы, должен постоянно сверять свою деятельность, проводимую в рамках сотрудничества с организациями-партнерами, с настоящим Руководством для того, чтобы убедиться, что она не противоречит сформулированным здесь принципам. Разделение обязанностей между головным вузом и его партнерами должно обеспечивать выполнение всех требований, содержащихся в данном Руководстве. Всё сказанное в равной степени относится и к программам ГРО.

Смысл данного положения состоит в том, чтобы подчеркнуть, что настоящий документ призван служить общим руководством в деле обеспечения должного качества обучения и высоких академических стандартов. В том случае, когда подготовка кадров осуществляется в условиях сотрудничества с организациями-партнерами, головной вуз обязан донести формулируемые здесь требования до своих партнеров и сделать всё от него зависящее для организации совместной образовательной деятельности в данном ключе.

А16 Заключая соглашение о сотрудничестве или об организации ГРО со своими партнерами, головной вуз обязан продумать и реализовать систему мониторинга и контроля выполнения требований и условий, оговариваемых в соответствующем документе.

Смысл данного положения состоит в том, чтобы напомнить, что само по себе существование письменного соглашения о принципах совместной деятельности не является гарантией того, что эти принципы будут полностью реализованы на практике. Регулярные контрольные проверки, проводимые в соответствии с условиями договора на уровне организации в целом или на уровне конкретной образовательной программы, чрезвычайно важны в этом плане. Характер и частота проверок должна определяться в каждом конкретном случае исходя из реальной целесообразности.

А17 Вуз, выдающий свои дипломы, должен удостовериться в том, что преподаватели, участвующие в реализации совместной программы, имеют достаточную квалификацию для успешного выполнения той роли, которая на них возложена, а сама организация-партнер располагает нужными средствами для контроля качества преподавания. Это в равной степени относится и к персоналу, обслуживающему программы ГРО.

Качество преподавания и общая организация учебного процесса чрезвычайно важны для суждения об эффективности любой образовательной программы, в каком бы формате она не реализовывалась. Важно, чтобы студенты видели, что их учат квалифицированные и знающие преподаватели, которые готовы помочь им справиться с любыми возникающими проблемами. Поэтому вопрос обеспечения совместной программы квалифицированными преподавателями и последующий мониторинг этого аспекта совместной образовательной деятельности является важным компонентом усилий по поддержанию требуемых образовательных стандартов. С учетом того, что педагогический опыт обычно приобретается непосредственно в процессе преподавания, следует обратить специальное внимание на разработку и осуществление программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

А18 Головной вуз должен сделать всё необходимое для того, чтобы процедура набора студентов на совместные программы и программы ГРО соответствовала требованиям Раздела 10 Руководства 2001 года или другим аналогичным документам, которые придут ему на смену.

Качество процедур приема студентов является важным аспектом качества образовательной деятельности вуза в целом. Совместные учебные программы и программы ГРО, особенно если они осуществляются в рамках международного сотрудничества, нередко создают в этом отношении известные проблемы. Особого внимания здесь необходимо обратить на следующие моменты:

  • вступительные требования и необходимый уровень предыдущей подготовки;

  • признание иностранных сертификатов и кредитов;

  • учет характера предыдущий академической подготовки и практического опыта работы;

  • уровень владение языком, на котором ведется обучение;

  • информация, которую студенты получают в отношении будущих дипломов;

  • культурные традиции, в том числе и касающиеся методов обучения в вузе.

Оценка знаний и умений учащихся

А19 Головной вуз несет ответственность за то, чтобы знания и умения студентов по окончании учебной программы, реализуемой совместно или в формате ГРО, соответствовали общим требованиям, формулируемым "Сводом квалификационных требований в сфере высшего образования", и стандартам, разработанным для соответствующих учебных дисциплин.

Документ, озаглавленный "Свод квалификационных требований в сфере высшего образования", имеет силу в отношении любых британских вузов и любых форм образовательной деятельности, осуществляемых ими. Это касается как их собственный учебных программ, реализуемых в стенах этих вузов, так и программ, реализуемых ими в сотрудничестве с организациями-партнерами (британскими или зарубежными) в любом формате, включая формат ГРО. Для обеспечения единства требований важно, чтобы система оценки знаний и умений учащихся действовала эффективно и в строгом соответствии с принципами Английской академической инфраструктуры - с учетом "Правил разработки квалификационных требований в сфере высшего образования" и стандартов, разработанных для отдельных учебных дисциплин и специальностей.

А20 Вуз, выдающий дипломы, должен обеспечить знание, понимание и исполнение организацией-партнером требований к содержанию и качеству знаний студентов, принятых им самим и отвечающих принципам, сформулированным в соответствующем разделе настоящего Руководства (см. Раздел 6).

Все британские вузы по закону являются полностью самостоятельными организациями, обладающими широкими полномочиями в плане определения требования к знаниям и умениям, ожидаемым от студентов на выходе. Все эти требования должны распространяться и на деятельность организации-партнера, участвующей в реализации совместной программы подготовки специалистов. Поскольку сами эти требования могут быть новыми и непривычными для организации-партнера (особенно в случае международного сотрудничества), очень важно предпринять специальные усилии по ознакомлению с ними всех, кто, так или иначе, занимается оценкой знаний и умений учащихся. Особенно важно выяснить все возможные пункты расхождения между двумя системами оценки знаний (британской и местной) и привести эту практику в полное соответствие с требованиями образовательного учреждения, выдающего свои дипломы.

Деятельность внешних экзаменаторов

А21 Внешние экзаменаторы в своей деятельности должны ориентироваться на нормы и правила оценки знаний студентов, разработанные и используемые тем вузом, который осуществляет выдачу дипломов. Это в полной мере относится и к работе в формате ГРО.

Использование внешних экзаменаторов, характерное для британской системы высшего образования в целом, является важным механизмом поддержания требуемого уровня образовательных стандартов. Этой полезной практики следует неуклонно придерживаться и во всех совместных программах, включая те из них, которые осуществляются в формате ГРО. Любые отступления от нее должны заранее оговариваться и обсуждаться на самом высшем уровне. Альтернативные варианты допустимы лишь в тех случаях, когда имеется полная уверенность, что они не приведут к отступлению от принятых образовательных стандартов и не повлекут за собой снижения качества подготовки специалистов.

А22 Окончательная ответственность за назначение и деятельность внешних экзаменаторов лежит на головном вузе. Выбор и назначение внешних экзаменаторов необходимо проводить в соответствии с Разделом 4 данного Руководства, где эти вопросы специально оговариваются.

Отбор и назначение внешних экзаменаторов - это один из главных механизмов обеспечения должного качества обучения и соблюдения образовательных стандартов, задаваемых квалификационными требованиями. В отдельных случаях допускается передача указанной функций вузам-партнерам, но только тогда, когда у головного вуза имеется полная уверенность в том, что данный конкретный партнер будет выполнять эту важную роль со всей ответственностью и компетентностью.

А23 Для эффективного выполнения своих функций, внешние экзаменаторы должны пройти соответственный инструктаж и получить от головного вуза всю необходимые материалы. Это в полной мере относится и к программам ГРО.

Головной вуз должен быть уверен, что внешние экзаменаторы хорошо понимают свою роль и обладают достаточной квалификаций и достаточным опытом для того, чтобы успешно справиться с возлагаемой на них ролью.

Внешние экзаменаторы должны быть готовы пройти инструктаж, организуемый головным вузом или организациями-партнерами. Головной вуз призван сделать всё от него зависящее для того, чтобы выполнить требование 8 Раздела 4 настоящего Руководства, в котором говориться, что "… внешние экзаменаторы должны соответствующим образом быть подготовлены организацией, которая их нанимает в качестве таковых, к выполнению своих обязанностей". В случае программ ГРО, необходимо, чтобы внешние экзаменаторы были хорошо знакомы с этой формой обучения и контроля знаний студентов. Например, различие в часовых поясах может создавать дополнительные трудности в тех случаях, когда для проверки письменных работ используется Интернет.

Сертификаты и приложения

А24 Вуз, выдающий дипломы, должен обеспечить выполнение следующих условий:

  • только он имеет право выдавать дипломы и приложения к ним лицам, прошедшим обучение в рамках совместной программы. Это в полной мере касается и программ ГРО;

  • в сертификате и (или) в приложении указывается а) основной язык, на котором велось обучение (если обучение велось не на английском языке) и б) язык, на котором производилось оценивание (если это был не английский язык*). Если эта информация содержится только в приложении к сертификату, то в самом сертификате должна быть соответствующая запись;

  • сам сертификат и (или) приложение к нему должны содержать указание на название и местоположение организации-партнера, участвовавшей в реализации образовательной программы.

* кроме образовательных программ или их элементов, относящихся к изучению иностранного языка, где язык оценивания совпадает с тем языком, на котором проводится обучение.

Сертификаты и приложения к ним являются основными документами, подтверждающим факт присвоения квалификации. Они представляют собой ценные документы, которые могут стать объектом кражи или подделки. Сохранность и недоступность бланков этих документов для посторонних лиц должна быть обеспечена тем учебным заведением, которому принадлежит право их выдачи. Если головной вуз желает передать право выдачи этих дипломов своему партнеру по образовательной деятельности, он должен сохранить за собой возможность действенного контроля над процессом выдачи сертификатов и приложений к ним, осуществляемым от его имени.

Важно, чтобы сам сертификат и приложение к нему содержали полную информацию о достижениях конкретного студента. Агентства по обеспечению качества высшего образования оказывает консультативную помощь по вопросам правильного оформления приложений к диплому. Имеется соответствующий европейский документ, также оговаривающий эти вопросы и дающий соответствующие рекомендации. Язык, на котором велось преподавание и проводилось оценивание (если им являлся не английским), должен быть обязательно указан в дипломе и в приложении к нему. Отсутствие этой информации рассматривается как грубое нарушение существующих правил и в некоторых странах может стать основанием для отказа в признании любых сертификатов, присваиваемых вузом-нарушителем.

Информация для студентов

А25 Минимальный уровень информации, которые абитуриенты и студенты должны иметь о совместной программе, сводится к описанию данной учебной программы, одобренному головным вузом. Это в равной мере касается и программ ГРО.

Доверие к стандартам и качеству обучения, гарантируемым вузом, выдающим свои дипломы, в значительной мере зависит от полноты и точности той информации о нем, которая доступна всем желающим. Официальное описание учебной программы является основным источником подобной информации. Оно должно позволять потенциальным и реальным студентам составить себе исчерпывающее представление относительно характера программы, ее содержания, академического уровня и диплома, который выдается после ее окончания.

А26 Студенты, обучающиеся на совместной программе, должны быть проинформированы о существующих процедурах рассмотрения жалоб, а также о контактных адресах и телефонах руководителей головного вуза. Это в равной мере относится и к студентам, обучающимся на программах ГРО.

Степень ответственности головного вуза за студентов, обучающихся на совместных программах и программах ГРО, может отличаться от той, которая существует в отношении студентов на основных программах. Важно, чтобы это было доведено до сведения всех студентов и абитуриентов. Студенты также должны знать, какая из организаций отвечает за какой раздел их учебной деятельности. Это поможет избежать путаницы и ненужных обид. См. также раздел 5 настоящего Руководства, где излагаются правила разрешения все возникающих споров.

А27 Головной вуз должен осуществлять постоянный контроль над той информацией, которую организации-партнеры распространяют среди студентов, обучающихся на совместных программах, и абитуриентов, желающих поступить на эти программы. Это в равной мере относится и к программам ГРО.

Порой случается, что, несмотря на все предпринимаемые усилия, та информация, которую организация-партнер предоставляет студентом, является неполной или неадекватной. Поэтому необходим регулярный контроль со стороны головного вуза над той информацией, которая распространяется о совместной программе, на предмет ее полноты и точности.

Информация и реклама

А28 Головной вуз должен стараться осуществлять эффективный контроль над всей информацией и рекламными материалами, которые относятся к совместным образовательным программам и программам ГРО.

В условиях растущей конкуренции в сфере образования, особенно в сфере ГРО, вопросы информации и рекламы приобретают особую значимость. В этой ситуации нередко возникает соблазн использовать все дозволенные и недозволенные средства для обеспечения себе преимущественного положения на рынке образовательных услуг. Но дезинформация любого рода тут должна быть полностью исключена, ибо, в конечном счете, будет страдать репутация не только отдельных вузов, но и британского образования в целом. Поэтому важно, чтобы головной вуз контролировал всю информацию, касающуюся совместных программ, реализуемых с его участием и ведущих к присуждению его дипломов. Это особенно в отношении той информации, которая публикуется от его имени другими организациями. Только таким путем удастся обеспечить честное и правдивое информирования общественности о характере и статусе образовательных программ, осуществляемых от его имени.

Часть Б: Аспекты, связанные с организацией гибкого и распределенного обучения

Введение

27 В данном разделе рассматриваются особенности организации программ ГРО в разных вариантах: и в том случае, когда подобного рода курсы организуются головным вузом для собственных студентов, и в случае, когда осуществляется дистанционное обучение в рамках программ сотрудничества или в какой-либо иной форме. Реализация программ ГРО, осуществление необходимой поддержки учащимся и оценка учебных достижений может при этом находиться в ведении либо самого головного вуза, либо организаций-партнеров. Но эти три функции в данном разделе Руководства будут рассматриваться отдельно. Возможен такой вариант, когда все они функции сосредоточены в специальном подразделении головного вуза, которое осуществляет и подготовку учебных материалов, и поддержку по ходу обучения, и проверку письменных работ студентов. Но даже в этом случае имеет смысл разводить эти аспекты обучения и в плане организации учебного процесса, и в плане ориентации студентов.

Электронное обучение

28 Развитие новых форм обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий (тек называемое электронное обучение) остро ставит вопрос о создании адекватных методов контроля качества знаний. Действительно, этот формат обучения порождает некоторые весьма специфические проблемы организации учебного процесса. Но в целом имеет смысл анализировать и эти формы обучения с использованием стандартной схемы: обучение, поддержка, оценка знаний. Поэтому при подготовке данного Руководства было решено не выделять рекомендации в отношении обеспечения качества электронного обучения в самостоятельный раздел, а включить их в настоящий раздел, отмечая подобные места в самом тексте. При возникновении чисто технических вопросов, связанных с обеспечением качества электронного обучения, даются ссылки на соответствующие публикации Британского института стандартов.

Обучение

29 Помещенные ниже рекомендации Б1 и Б2 касаются проблем обеспечения качества образовательных программ, реализуемых в формате ГРО. Они формулируются в терминах обеспечения прав студентов, обучающихся на этих программах, и не указывают однозначно, кто именно должен заниматься организацией соответствующих сторон учебного процесса. Но в любом случае на головном вуза лежит ответственность за распределение конкретных функций участников и за обеспечение соответствия качества обучения существующим образовательным стандартам.

Б1 Студенты должны иметь доступ к:

  • документам, определяющим разделение ответственности между головным вузом и организацией-партнером в деле реализации программы ГРО или некоторого ее элемента;

  • описанию всей программы ГРО или ее отдельных модулей с перечислением целей обучения, приемов и методов подачи материала, способов контроля знаний учащихся;

  • учебно-тематическому плану и графику проведения контрольных мероприятий.

Еще до начала учебы студенты, занимающиеся по системе ГРО, должны быть ознакомлены с программами курсов, чтобы иметь возможность подготовится к восприятию их содержания и должным образом распределить свое время. В этом им должны помочь информационные материалы, касающиеся объема, структуры и содержания не только программы в целом, но и ее отдельных модулей. Кроме того, учащиеся должны хорошо представлять себе сроки проведения и характер контрольных мероприятий, относящихся к промежуточной и итоговой аттестации, а также способы и график получения помощи со стороны тьюторов.

Желательно, чтобы указанная информация была доступна в различной форме и по различным каналам, что поможет обеспечить ее получение студентами, находящимися в разных ситуациях (материальное положение, наличие соответствующего оборудования, ограниченные возможности передвижения, сенсорные дефекты).

Б2 Головной вуз, работая самостоятельно или в содружестве с партнерами, должен обеспечить следующие условия реализации программ ГРО:

  • все технические компоненты системы обучения должны быть заранее отлажены и проверены на предмет надежности их функционирования, а на случай отказов или сбоев должны быть предусмотрены запасные или альтернативные варианты;

  • технические средства, используемые в системах ГРО, должны быть доступны всем учащимся, а программное обеспечение должно быть адекватно поставленным задачам и реальным условиям его использования;

  • средства связи, предназначенные для дистанционного обучения, должны быть доступными и надежными, обеспечивающими, кроме всего прочего, подтверждение получения отосланных материалов;

  • учебные материалы, вне зависимости от выбранного способа их подачи (традиционный устный, рассылка по почте или через Интернет), должны соответствовать принятым образовательным стандартам и обеспечивать приемлемое качество усвоения;

  • все программы ГРО должны периодически проверяться на предмет адекватности их содержания принятым целям обучения в соответствии с положениями Раздела 7 настоящего Руководства, оговаривающего правила утверждения, мониторинга и продления срока действия учебных программ.

Технические средства, используемые для организации дистанционного обучения, должны быть адекватны его целям и задачам, а также учитывать реальные возможности студентов, включая степень их владения соответствующими техническими устройствами, а также индивидуальные особенности конкретных учащихся, включая особые образовательные нужды. На этапе предварительной отладки системы все риски этого плана должны быть выявлены и по возможности устранены или минимизированы. При реализации программы дистанционного обучения с помощью компьютеров, организация, непосредственно проводящая обучения, должна позаботится об установке антивирусной программы и системы защиты информации путем выдачи всем пользователям индивидуальных паролей.

Следует специально продумать меры по обеспечению бесперебойной работы всей используемой техники, а также альтернативных каналов связи на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Студенты должны быть знакомы с заранее утвержденным графиком работ и с особенностями функционирования используемой системой подтверждения своевременного получения отосланных материалов. Они также должны знать, куда им следует обращаться в случае возникновения любых непредвиденных сбоев и задержек.

Студенты, занимающиеся по системе ГРО, должны быть уверены, что все предоставляемые им учебные материалы полностью соответствуют тем стандартам качества, которые головной вуз устанавливает для своих более традиционных программ.

Помощь, оказываемая учащимся

Рекомендации Б3 и Б6 призваны обеспечить должный уровень помощи учащимся в овладении программой ГРО в целом или ее отдельными элементами. Они формулируются в терминах обеспечения прав студентов, обучающихся на этих программах, и не указывают однозначно, кто именно должен заниматься организацией соответствующих сторон учебного процесса. Но в любом случае на головном вуза лежит ответственность за распределение конкретных функций участников и за обеспечение соответствия качества обучения существующим образовательным стандартам.

Если программа содержит элементы поддержки через Интернет, что имеет смысл обратиться к соответствующим разделам специального документа, выпущенного в 2003 году Британским институтом стандартов: BS8426: A code of practice for e-support in e-learning systIs.

Б3 Будущие студенты должны получить соответствующие разъяснения, касающиеся деталей организации учебной деятельности по системе ГРО, включающие информацию и соотношении элементов самостоятельной работы, работы под руководством преподавателей и консультаций.

Будущие студенты, знакомые только с традиционными методами преподавания, должны хорошо себе представлять то, как самостоятельное обучение будет организовано, и что им лично придется в этой связи предпринять. Для этого они должны получить четкие инструкции со стороны организаторов программы не только по содержанию обучения, но и по ожидаемым временным затратам.

В условиях электронного обучения требуется отвести определенное время на освоение новых технологий. В самом начале программы целесообразно провести вводный ознакомительно-тренировочный курс, который поможет не только проверить степень реальной доступности оборудования, но и сформировать у студентов необходимые умения и навыки. Имеет смысл устроить по этому курсу зачет, который позволит убедиться, что каждый студент, обучающийся по системе ГРО, обладает необходимым для этого уровнем компьютерной грамотности.

Б4 Студенты должны иметь:

  • график всех мероприятий, имеющих целью оказание необходимой помощи, например - консультаций и заочных конференций;

  • полную и обновленную информацию относительно всех форм возможной поддержки, которую можно получить или на месте, или по каналам связи;

  • документы, в которых формулируются требования к ним как к участникам программы ГРО, а также излагаются обязательства, которые берут на себе головной вуз и его партнеры, непосредственно занимающиеся организаций учебного процесса на местах.

Академическая, техническая и консультативная помощь может осуществляться и в форме традиционных консультаций, и через Интернет. Важно, чтобы студенты были в курсе всех возможностей получения необходимой помощи. Хорошо, если они заранее проинформированы о том, как часто подобные консультации будут устраиваться и сколько времени потребуется для получения ответа на заданный вопрос, какое оборудование необходимо для доступа в Интернет, какие дополнительные семинары или демонстрации устраиваются в рамках данной учебной программы.

Студенты должны хорошо представлять себе, как они сами могут сделать в плане облегчения себе процесса обучения путем запроса соответствующей информации или участия в индивидуальных и групповых консультациях. Они должны быть также знакомы с правилами установления контактов с тьюторами или с другими студентами, иметь информацию о том, какие мероприятия и виды работы являются обязательными, а какие - добровольными.

Б5 Студенты должны иметь:

  • обязательно с самого начала обучения адрес конкретного человека, к которому они могут обращаться непосредственно или по телефону, факсу или электронной почте в связи с любыми возникающими у них проблемами;

  • возможность контакта с другими участниками программы с целью обмена мнениями, выполнения совместных заданий, обсуждения вопросов совершенствования учебного процесса;

  • возможность давать оценки различным элементам учебной программы и высказывать свои предложения по повышению качества преподавания.

В системах ГРО, где обучение, помощь и оценка разделены между различными инстанциями, получение своевременной и четкой обратной информации о результатах своей деятельности оказывается очень важным фактором успешной адаптации к требованиям программы.

В условиях реализации программ ГРО, очень важно также использовать любые возможности для общения между студентами либо в форме специальных групповых занятий, либо через Интернет. Организация подобных занятий сильно зависит от характера программы, ее целей и задач, а также от ее конкретного формата.

У студентов должна быть возможность сообщать руководителям образовательной программы свои отзывы и соображения не только в плане общей организации учебного процесса, но и в отношении содержания и трудности ее различных модулей. При этом информация может поступать непосредственно или через преподавателей, работающих на местах. Специальные опросы или конференции могут проводиться с использованием Интернета или электронной почты. Конкретные методы должны отбираться с учетом их адекватности поставленным задачам и с соблюдением, где это уместно, принципа конфиденциальности получаемой информации. В случае совместных программ ГРО, когда головной вуз передает своим партнерам право непосредственно вести обучение и оказывать студентам всю необходимую текущую помощь, особенно важно знать, кто именно будет заниматься обработкой обратной информации, получаемой от студентов, и сообщать им о том, как на них реагирует руководство.

Б6 Головной вуз, независимо от того, работает ли он в непосредственном контакте со студентами или же осуществляет необходимую им помощь через организацию-партнера, должен позаботиться о том, чтобы:

  • преподаватели, которые работают в качестве тьюторов на программах ГРО, обладали необходимой базовой квалификацией и, кроме того, владели специфическими педагогическими технологиями, широко используемыми в данном формате обучения;

  • та помощь, которая осуществляется студентам либо в местных консультационных пунктах, либо по каналам удаленного доступа, обеспечивала необходимое качество подготовки специалистов, соответствующее принятым образовательным стандартам.

Профессиональная компетенция преподавателей, работающих в режиме ГРО, предполагает владение особыми техническими средствами, используемыми при этом виде обучения, а также опыт их применения для организации процесса ГРО, индивидуальной помощи студентам и оценки выполняемых ими учебных заданий. Студенты, занимающиеся в режиме ГРО, должны быть уверены, что разработчики подобных учебных программ обладают необходимой методической подготовкой и достаточным опытом в этой области. А головной вуз обязан сделать со своей стороны всё необходимое для того, чтобы эти требования реально выполнялись. Часто для этого приходится создавать специальную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Занимаясь по традиционным программам в условиях дневного обучения, студенты обычно имеют в своем распоряжении различные вспомогательные службы: библиотеки, компьютерные центры, помощь консультантов по трудоустройству и всевозможным психологическим проблемам, связанным с учебой. Головной вуз, выдающий свои дипломы студентам, обучающимся в режиме ГРО, должен продумать вопрос о том, как можно сделать эти службы доступными и для студентов-заочников. Перечень услуг, предоставляемых либо головным вузом, либо его партнерами, должен быть доступен всем студентам, обучающимся в режиме ГРО. От головного вуза требуется внимательно рассмотреть под этим углом зрения все разделы настоящего Руководства, и в частности Раздел 8, в котором речь идет о различных шагах, предпринимаемых вузом по обеспечению успешного трудоустройства своих будущих выпускников.

Оценка знаний

Рекомендации Б7 и Б8, приводимые ниже, касаются вопросов организации оценки знаний учащихся в образовательных программах, реализуемых в формате ГРО. Они сформулированы в терминах тех гарантий, которые должны иметь студенты, обучающиеся в этом режиме, относительно используемых процедур оценки результатов их деятельности.

Если те образовательные программы, которые предлагает головной вуз, содержат элементы компьютерного контроля знаний, то полезные советы и рекомендации можно найти в документах BS7988: A code of practice for the use of information technology (IT) и BS8426: A code of practice for e-support in e-learning systIs, подготовленных Британским институтом стандартов в 2002 и 2003 годах.

Б7 Студенты должны иметь доступ к:

  • информации относительно тех методов оценки знаний, которые предполагается использовать, и относительно того веса, который оценка по каждому блоку или модулю будет иметь при выведении общей оценки за весь курс;

  • своевременной информации по результатам каждого зачетного мероприятия, чтобы иметь представления о тех требованиях, которые к ним предъявляет учебное заведение, и чтобы, основываясь на ней, наилучшим образом организовывать свою последующую деятельность.

Как правило, общая информация о методах оценки знаний и требованиях к уровню последних включается в описание образовательной программы, но более конкретные указания на этом счет содержатся в спецификации отдельных ее элементов. Рекомендации 7 и 10 Раздела 6 настоящего Руководства, посвященного вопросам оценки знаний учащихся, содержат критерии оценивания студенческих работ и требования, которым должны отвечать промежуточные и итоговые работы. Знакомство с ними на самых ранних стадиях обучения поможет студентам, поступающим на программы ГРО, наиболее рациональным образом планировать свою деятельность.

Студенты дневных отделений вузов имеют возможность регулярно обсуждать с преподавателями результаты своей учебы в режиме непосредственного общения. Для лиц же, обучающихся в режиме ГРО, должна быть продумана специальная система обратной связи, позволяющая им своевременно получать информацию о степени соответствия достигнутого ими уровня знаний и умения тем требованиям, которые зафиксированы в существующих образовательных стандартах.

Б8 Вуз, осуществляющий выдачу дипломов, работая автономно или в содружестве с другими образовательными учреждениями, непосредственно реализующими курируемые им образовательные программы, должен позаботиться о том, чтобы:

  • студенческие работы четко идентифицировались, особенно при пересылке их экзаменаторам по электронной почте, чтобы исключить всякую возможность путаницы или подтасовки;

  • сами экзаменаторы могли быть уверены, что работы, выполненные конкретным студентом, поступают им на проверку всегда в той форме, в которой они были первоначально выполнены;

  • любые каналы электронной или иной почты, используемые для пересылки работ экзаменаторам, функционируют с должной степенью надежности и позволяют гарантировать своевременное получение отправленных материалов.

Если материалы пересылаются по электронной почте, студенты должны быть заранее проинструктированы о принятом формате и о тех мерах, которые используются для обеспечения надежности коммуникации. Компьютерные системы, которые служат для передачи и хранения информации, должны быть снабжены специальными устройствами, гарантирующими доступ к ним только лиц, имеющих на то право.

Головному вузу следует предусмотреть способы выявления случаев подлога и плагиата в предоставляемых письменных работах студентов. В частности, при проведении контрольных мероприятий в режиме удаленного доступа, должна быть предусмотрена возможность проверки аутентичности представленной работы. Здесь можно еще раз сослаться на упоминавшийся выше документ BS7988. В самом начале обучения рекомендуется ознакомить всех студентов с правилами поведения в подобных ситуациях и с наказаниями, которые влечет за собой их нарушение, а также взять с них обязательство соблюдать эти правила.

Методы регистрации полученных студенческих работ должны отвечать требованиям достаточной надежности этого процесса и предусматривать информирование самого студента о своевременном получении отосланных материалов. Если ответственность за учет своевременной сдачи работ передается нижележащим инстанциям, головной вуз должен иметь уверенность, что система при этом продолжает действовать должным образом. В любом случае студентам рекомендуется при пересылке по электронной почте любых материалов, подлежащих оценке, оставлять у себя копию отправленного документа.

Словарь терминов (Приложение)



Источник:http://www.bridgeproject.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.