Информационная компетентность преподавателя вуза, как фактор повышения качества образовательных программ вуза
20.09.2006 14:45


Катерина Вадимовна Исаева

Зам. начальника управления качеством учебного процесса

РЭА им. Г.В. Плеханова

 

Модернизация системы высшего образования в России является сложной управленческой задачей, предполагающей кардинальное обновление всех сторон и основ образовательного процесса, перехода высшего учебного заведения на новый тип и характер работы.

Основным управленческим принципом модернизации высшего образования является создание в вузах системы менеджмента качества, как основы организации образовательного процесса и фокусировки внимания на достижении наивысшей эффективности деятельности вузов. Именно повышение требований к  качеству образовательной деятельности вузов  должно быть положено в основание процессов модернизации, выбора  стратегии развития и носить инновационный характер.

Основными составляющими качества образовательных услуг являются,  во-первых, качество результата (знания, умение, навыки выпускников) и во-вторых, качество процессов достижения результата (их соответствие государственным образовательным стандартам)

Основными направлениями, обеспечивающими решение задач по внедрению системы менеджмента качества в вузе, являются формирование инновационной корпоративной культуры вуза и внутренней конкурентной среды; подготовка и развитие кадрового потенциала с инновационным типом мышления; использование инновационных педагогических технологий обучения. Тесно связано с этим усиление требований к профессиональной подготовке преподавателей высшей школы является необходимость повышения уровня его информационной компетентности, поскольку сегодня стратегическим фактором развития системы качества в вузе является интенсивное развитие информационных технологий.

Информационная компетентность определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

·                   владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;

·                   знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

·                   умение представить информацию в Интернет;

·                   владение навыками организации и проведения лекций и семинаров с использованием телекоммуникационных технологий;

·                   умение организовать самостоятельную работу студентов посредством Интернет-технологий;

·                   владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Информационная компетентность преподавателя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности и готовить специалистов нового поколения в области экономики, маркетинга, менеджмента, которые свободно владеют всем спектром знаний по профессии, а также информационными технологиями. Становление и развитие профессионализма преподавателей высшей школы на основе органичного встраивания современных технологий в традиционный дидактический процесс - это главная задача, которая стоит перед высшей школой.

В настоящее время предстоит повсеместное, тотальное наступление на использование, овладение и интегрирование в образовательный процесс как Интернет-ресурсов, так и информационных технологий, позволяющих осуществлять экономическую, менеджерскую аналитику экономической ситуации. Исходя из этого перед высшей школой в целом, и перед каждым вузом стоит нелегкая задача коренным образом изменить отношение к существующим методическим материалам по всем преподаваемым дисциплинам и достичь следующих позиций:

·                   обязательное web-сопровождение всех курсов;

·                   формирование в информационно-библиотечных центрах специальной электронной полки методических материалов каждого преподавателя с Интернет-ссылками и ссылками на иностранные источники;

·                   модульные графики обучения должны предусматривать групповую работу с обязательным использованием Интернет-ресурсов и информационных программ.

·                   специализированные компьютерные тренинги, компьютерные симуляции.

·                   разработка и внедрение инновационных, информационных платформ.

Для повышения качества обучения необходимо в вузах создание инновационных информационно-методической системы поддержки тренировочной среды, которая будет работать в режиме On-line технологий и включать несколько, взаимосвязанных модулей:

·                   информационнно-методическая служба;

·                   методический интернет-форум;

·                   виртуальный консультарий.

Комплексное использование информационно-консалтингового Интернет сопровождения учебного процесса является большим самостоятельным блоком на образовательном рынке содержания и технологий.

Смещение акцентов на On-line технологии позволит повысить уровень и качество образовательных программ высшей школы.

 Источник: http://www.rea.ru/portal/main.nsf/index

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.