"Методические подходы к измерению в системе менеджмента качества вуза" В.В.Левшина, Н.В.Кошкарева, Е.В.Ершова
22.09.2006 16:21


 

 Дата публикации 08-Июл-2004
Раздел 8 "Измерение, анализ, улучшение" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 называют "блоком совести". Он является "индикатором" успешности внедрения системы менеджмента качества (СМК) и ее результативности. Появление этого раздела обусловлено применением принципов всеобщего менеджмента качества: процессного подхода и постоянного улучшения. Раздел 8 отражает одно из основных ключевых изменений в концепции стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года по сравнению со стандартами 1994 года: переход от выполнения установленных требований к обеспечению результативности и эффективности деятельности организации.
В разделе 8 пункт 8.2 освещает вопросы мониторинга и измерений в СМК. Этот пункт разбит на четыре подпункта: удовлетворенность потребителей (8.2.1), внутренний аудит (8.2.2.), мониторинг и измерение процессов (8.2.3), мониторинг и измерение продукции (8.2.4).
В [1] представлено определение термина "мониторинг" - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.  В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2001 нет определения термина "измерение", но есть определение "процесса измерения" - этосовокупность операций для установления значения величины.
Рахлиным К.М. [2] был сделан анализ многочисленных трактовок понятия "измерение", в результате которого он классифицировал уровни измерений как физические и внефизические (метрические и неметрические) К внефизическим относятся все экономические и социально-экономические измерения. Именно эти измерения, в основном, и осуществляются в СМК организации.
Измерение в СМК организации происходит в двух направлениях. Первое - это  измерение и последующая оценка результативности и эффективности СМК в целом и ее влияние на экономические результаты функционирования организации. Второе - измерение и оценка результативности и эффективности каждого процесса или отдельной совокупности и их влияние на результативность СМК. Наибольшее значение имеет первое направление, так как эффективность СМК в целом всегда больше, чем эффективность суммы отдельных процессов, что обусловлено системным или синергетическим эффектом [2].
Известно, что цели процессов организации  должны быть измеряемыми, а основной показатель оценки качества процессов СМК - результативность определяется в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 как степень "реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов". Следовательно, как основу измерения СМК можно предложить следующую логическую модель:  Политика в области качества - стратегическая цель организации - ее развертывание на измеряемые цели процессов СМК.
В результате многолетней деятельности вузов в каждом из них  сложились свои системы качества, во многом имеющие общие черты. Каждый  вуз, создавая эту систему, разрабатывает также и систему показателей для ее измерения. Ежегодный анализ деятельности вуза основывается на измерении (оценки) работы по направлениям деятельности: учебно-воспитательная, научная, методическая и другие. Это, в основном, совпадает с основными   процессами СМК. Собираются сведения,  осуществляется измерение показателей выше указанных процессов, которые затем сравниваются с плановыми показателями, с лицензионными и аккредитационными показателями, с критериями отбора ведущих вузов России и другими. Особое внимание уделяется динамичному развитию вуза. Следовательно, можно утверждать, что при измерении деятельности вуза используется процессный подход, так как основное внимание уделяется измерению процессов.
Но, кроме измерения процессов, в вузах осуществляется определение рейтинга факультета, кафедры, в некоторых вузах - преподавателей и сотрудников, дифференцированных на различные группы. То есть, в данном случае можно говорить о применении объектно-ориентированного подхода.
В настоящее время область применения СМК СибГТУ в настоящее время меньше, чем система менеджмента вуза в целом, так как она не охватывает все бизнес-процессы, и не включает финансовую деятельность, социально-экономическую и ряд других.  В дальнейшем, при ее совершенствовании согласно требований ГОСТ Р ИСО 9004-2001,  СМК СибГТУ будет приближаться к системе менеджмента вуза. Но, следует отметить, что в СМК СибГТУ декомпозируется бизнес-процесс высшего профессионального образования на сеть процессов более низкого уровня (проектирование, учебно-организационная деятельность и другие) и разрабатывается система измерения этих более "мелких", по сравнению с традиционно анализируемыми процессами вуза (учебно-воспитательная, методическая, научная деятельность). Эта детализация позволяет более точно осуществлять измерение и мониторинг в СМК. Однако, существующая система показателей измерения системы менеджмента вуза в целом имеет более широкий охват процессов.
Необходимо упомянуть еще об одной проблеме - существовании в вузах как бы "параллельных" систем показателей измерения: лицензионные и аккредитационные показатели и рейтинг Минобразования России, внутривузовский рейтинг подразделений; показатели, используемые руководством вуза при ежегодном анализе деятельности системы менеджмента в целом. Внедрение СМК в вузе требует  детализации и расширении этих показателей.  Следовательно, кроме сближения СМК вуза и его системы менеджмента в целом, должна произойти интеграция существующих и требуемых систем показателей измерения.
Разрабатываемая система показателей измерения является, прежде всего, инструментом управления для высшего руководства вуза. Для них основными целями измерения являются: оценка деятельности вуза в целом (динамика развития, сравнение с показателями, предлагаемыми Минобразования России, критерии ведущих вузов России и другие); отдельных процессов вуза (научный, учебно-воспитательный, работы  конкретных подразделений вуза, работы каждого  руководителя вуза, работы каждого преподавателя и сотрудника. Поэтому мы предлагаем следующий подход к построению системы показателей измерения в вузе (рисунок). Известно, что СМК строится "сверху вниз", то система показателей измерения должна формироваться "снизу вверх": от оценки работы преподавателей и сотрудников к оценке деятельности вуза в целом. При этом используется переход от объектно-ориентированного подхода к процессному.
 
Литература:
 
1.Современный словарь иностранных слов - СПб.: "Дуэт", 1994. - 754 с.
2. Рахлин К.М. Методология измерения в системах менеджмента качества /В кн. Мониторинг и измерения по ИСО 9000:2000. Серия "Все о качестве. Отечественные разработки". Выпуск 11, 2001. - М.: НТК "Трек", 2002, С.8-18



Источник: http://www.quality21.ru

 

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.