"Методические подходы к разработке системы менеджмента качества дополнительного профессионального образования" Г.П.Карлов, В.В.Левшина, В.М.Корнев
22.09.2006 17:14


 

Дата публикации 04-Июл-2004


Изменение парадигмы образования, основанное на переходе от обучения и воспитания к развитию личности и ее постоянному совершенствованию, повышает роль непрерывного образования в современном обществе. Его миссия состоит в том, чтобы стать основой социального единства и занятости. В разрабатываемой Концепции непрерывного образования России отмечается, что современная образовательная политика ориентируется на систему непрерывного образования, которая предусматривает не столько решение задач формального образования, сколько комплексное развитие человека и повышение его вклада в культурный потенциал общества.
 
Дополнительное профессиональное  образование является одной из стремительно развивающихся форм непрерывного образования.  Это связано со значительным  качественным и количественным изменением научно-технической информации,  повышением мобильности специалистов под воздействием рынка трудовых ресурсов. Демографическая ситуация, складывающаяся на ближайшие десятилетия, подвигает вузы на развитие перспективного сегмента рынка образовательных услуг - послевузовское образование. В настоящее время в России насчитывается 1525 учреждений дополнительного профессионального образования, 30 % из них находятся в вузах.
 
К числу особенностей дополнительного профессионального образования следует отнести повышенные требования к его качеству. В основном, дополнительные профессиональные образовательные услуги являются платными. Источником финансовых средств может быть организация, направляющая на обучение своего сотрудника  или он сам. В обоих случаях потребителя интересуют не только сумма знаний, умений и навыков, получаемых в результате образовательного процесса, но и сама система обеспечения его качества: качество преподавателей и вспомогательного персонала, материально-техническая база, условия, в которых осуществляются занятия и другие характеристики системы. Еще до заключения договора на обучение потребитель хотел бы получить убедительные свидетельства и гарантии получение образовательной услуги требуемого качества. Одним из способов реализации этого является формирование системы качества учреждения дополнительного профессионального образования и ее сертификация. Получение сертификата на систему менеджмента качества (СМК) способствует повышению конкурентоспособности образовательных услуг дополнительного профессионального образования. А это, в связи с быстро увеличивающемся числе учреждений дополнительного профессионального образования, является актуальным.
 
Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ) с 2000 г. разрабатывает организационно-методические подходы к формированию СМК на примере своего вуза. В 2003 г. был получен сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, областью применения которой являются образовательные услуги высшего профессионального образования. В феврале 2004 г. в университете был издан приказ, согласно которого началась разработка СМК дополнительного профессионального образования.
 
Для СибГТУ нами определена сеть процессов вуза, представленная на рисунке. Здесь мы использовали процессы следующей классификации: по назначению (бизнес-процессы, обеспечивающие и процессы менеджмента) и по структуре (вертикальные и горизонтальные). К бизнес-процессам (горизонтальным процессам) мы отнесли образовательную деятельность, выделив отдельно процесс дополнительного образования, а также научно-техническую деятельность. В настоящее время бизнес-процесс научно-технической деятельности (продукцией которого являются научно-технические разработки) нами не рассматривается.
 
Нами впервые определено, что бизнес-процесс высшего профессионального образования  декомпозируются на следующие макропроцессы второго уровня: процессы, связанные с потребителями; проектирование, довузовская подготовка, отбор абитуриентов, учебно-организационная деятельность, методическая деятельность, образовательный процесс, процесс распределения выпускников.
 
Вертикальные процессы (процессы менеджмента и обеспечивающие процессы) нами были определены на основании классификации, предложенной Ивановым В.Н., а в дополнение к предлагаемым им  обеспечивающим процессам, для вуза нами были декомпозированы процессы управления инфраструктурой: управление аудиторным фондом, обеспечение безопасности, материально-техническое обеспечение, планово-финансовая деятельность, управление информационными ресурсами  библиотеки, управление информационными и техническими ресурсами, а также планово-финансовая деятельность, необходимая для обеспечения планирования штатов сотрудников.
 
Известно, что проектирование СМК начинается с разработки сети ее процессов. Нами определено, что для СМК дополнительного профессионального образования эта сеть состоит из тех же обеспечивающих процессов, реализуемых общевузовскими структурными подразделениями. Следовательно, документированные процедуры, разработанные для СМК высшего профессионального образования могут быть использованы во вновь  формируемой системе. Перечень процессов менеджмента останется тем же, но они реализуются структурными подразделениями и руководителями Института дополнительного профессионального образования. Поэтому раздел 5 Руководства по качеству дополнительного профессионального образования имеет различия с этим же разделом Руководства по качеству высшего профессионального образования. Максимальные отличия были установлены при сравнении бизнес-процессов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Последний включает процессы, связанные с потребителями, проектирование, набор слушателей, учебно-организационную деятельность, методическую деятельность, образовательный процесс, аттестацию, взаимодействие после обучения. Причем только лишь процесс методической деятельности для обоих бизнес-процессов выполняется по одинаковой процедуре.
 
Резюмируя выше изложенное, можно утверждать, что для "достраивания" СМК СибГТУ, необходимо внести изменения и дополнить раздел 5 "Ответственность руководства" Руководства по качеству вуза, а также разработать такие документированные процедуры, описывающие бизнес-процесс дополнительного профессионального образования, как проектирование, учебно-организационная деятельность, а также разработать Политику и цели в области качества дополнительного профессионального образования и его систему показателей для измерения и мониторинга.

Рисунок  - Сеть процессов СМК СибГТУ

Источник: http://www.quality21.ru

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.