8. Измерение, анализ, улучшение
26.09.2006 21:10


8.1. Общие положения

8.1.1. В системе менеджмента качества СевКавГТУ определены процессы и процедуры мониторинга, анализа и улучшения для:

- подтверждения соответствия образовательной деятельности;
- обеспечения соответствия СМК;
- постоянного улучшения результативности СМК.

8.2. Мониторинг и измерение

8.2.1. Удовлетворенность потребителей

8.2.1.1 Мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей основывается на анализе информации, связанной с потребителями.

8.2.1.2. В деятельности университета по повышению удовлетворенности потребностей учитывается информация о:

- результаты мониторинга развития системы образования;
- перспективные требования к образовательной деятельности;
- потребности рынка;
- требования конкретных потребителей;
- конкурентах (вузах аналогичного профиля).

8.2.1.3 В качестве источников информации об удовлетворенности потребителей используются:

- отзывы потребителей;
- анкетирование, опросы;
- сообщения в различных средствах информации и т.д.

8.2.1.4 Сведения, полученные из указанных выше источников информации (п.8.2.1.3), используются при анализе СМК руководством университета (п.5.6) и проведении корректирующих и предупреждающих действий (п.п.8.5.2, 8.5.3).

8.2.1.5 Ответственность за оценку удовлетворенности потребителей и инициирование соответствующих действий по повышению удовлетворенности потребителей возложена на руководителя УМУ.

8.2.2. Внутренние аудиты

8.2.2.1. Целью проведения внутренних аудитов системы менеджмента качества СевКавГТУ является:

- проверки соответствия деятельности в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и документально оформленным процедурам;
- проверки соответствия запланированным мероприятиям по СМК;
- оценки результативности и поддержания СМК в рабочем состоянии;
- оценки возможности предоставления новых видов услуг;
- совершенствования СМК в соответствии с новыми требованиями по качеству.

8.2.2.2 Объектами внутренних аудитов являются СМК, ее процессы и отдельные виды услуг, оказываемых СевКавГТУ.

8.2.2.3 Внутренние аудиты могут быть плановыми и оперативными.
Плановые аудиты проводятся не реже двух раз в год при условии проверки в течение года всех процессов СМК, установленных в Руководстве по качеству.
Оперативные аудиты СМК назначаются распоряжение ректора СевКавГТУ по предложению Представителя руководства по качеству при существенных изменениях в организации образовательной деятельности или в структуре университета, введении новых процессов, документов (процедур) СМК.
Оперативные аудиты могут проводится также в случаях ухудшения показателей, характеризующих конечные результаты деятельности по качеству подразделений и университета в целом.

8.2.2.4 По выявленным в процессе внутренних проверок несоответствиям проводятся корректирующие действия, после реализации которых проводится оценка их эффективности.

8.2.2.5 Организация и порядок планирования, подготовки и проведения внутреннего аудита, ответственность и полномочия, требования к персоналу для проведения проверок (аудиторов) определены в СТУ СМК 02.03-2005 "Внутренние аудиты".

8.2.2.6 Ответственность за планирование и проведение внутренних аудитов возложена на Представителя руководства по качеству.

8.2.3. Мониторинг и измерение процессов

8.2.3.1 В СевКавГТУ составлен план менеджмента процессов, включающий:

- требования к входу и выходу процесса;
- критерии пригодности входной и выходной продукции ;
- виды деятельности внутри процесса и наименование нормативных документов на процесс;
- анализ процесса;
- верификацию и валидацию процесса.
8.2.3.2 Мониторинг и измерения при осуществлении процедур анализа, верификации и валидации проводятся на соответствие установленным критериям и в соответствии с нормативными документами на процесс.

8.2.3.3 В нормативных документах на процесс предусмотрены:
- проведение, при необходимости, корректирующих и предупреждающих действий;
- действия по улучшению;
- управление изменениями, относящимися к процессам.

8.2.3.4 Ответственность за проведение мониторинга и измерений процессов и проведение корректирующих (предупреждающих) действий и действий по улучшению возложена на руководителей процессов.

8.2.4. Мониторинг и измерение продукции

8.2.4.1 Под "мониторингом и измерением продукции" в СМК университета понимается мониторинг развития системы образования.
Его осуществление ведут отдел мониторинга качества, входящий в структуру УМУ. Основные цели из деятельности:

- организация учебного процесса и мониторинг качества образования в университете с целью выработки комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования; обеспечение всех уровней управления информацией о качестве высшего профессионального образования;
- организация учебно-методического руководства подготовкой педагогических кадров по специальности высшего профессионального образования;
- информационное обеспечение анализа и прогнозирование состояния и развития системы образования;
- координация работы факультетов по разработке образовательных моделей и их методического обеспечения, использованию новых образовательных технологий с применением компьютерных программ, моделей и т.д.;
- проведение исследований в рамках госбюджетного финансирования, грантов. Научно-исследовательских программ и проектов по проблемам повышения качества профессионального обучения, психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса; управлению качеством образования;
- организация научно-методического сопровождения образовательного процесса с целью содействия созданию оптимальных условий для эффективной работы преподавателей, студентов, аспирантов и соискателей.

8.2.4.3 Среди основных направлений деятельности по управлению качеством образования выделены приоритетные, в числе которых: установление нормативов качества обучения, определение оптимальной стратегии в области обеспечения качества подготовки специалистов; изучение организации, планирования и хода образовательного процесса, рейтинговая оценка качества проведения всех видов учебных занятий; подготовка и разработка методик диагностики качества образования и пр.

8.2.4.4 Ответственность за проведения мониторинга развития системы образования возложена на руководителя УМУ.

8.3.Управление несоответствующей продукцией

8.3.1 Несоответствующей продукцией (услугой) применительно к деятельности СевКавГТУ являются нарушения установленного порядка работ при оказании услуг потребителям, а также невыполнение требований государственных образовательных стандартов.

8.3.2 Организация управления несоответствующей продукцией (услугой) включает:

- выявление несоответствий, ошибок и т.д.;
- анализ несоответствий для определения целесообразных средств их устранения;
- устранение несоответствий.

8.3.3 Несоответствия в СевКавГТУ выявляются:

- при анализе поступивших претензий потребителей;
- при контроле качества руководством подразделений;
- при проверке деятельности университета внешними организациями и его руководством;
- при проведении внутреннего аудита системы менеджмента качества

8.3.4 Порядок управления несоответствующей продукций (услугой) установлен в СТУ СМК 02.04-2005 "Управление несоответствующей продукцией".

8.4.Анализ данных

8.4.1 СевКавГТУ собирает и анализирует соответствующие данные о своей деятельности с целью демонстрации пригодности системы менеджмента качества и определения направлений деятельности по постоянному улучшению ее результативности.

8.4.2 Результаты анализа данных содержат информацию по:

а) удовлетворенности потребителей (п.8.2.1);
б) соответствию услуг установленным к ней требованиям (7.2.1);
в) характеристикам и тенденциям процессов и возможностям для проведения предупреждающих действий;

8.4.3 Результаты анализа используются для определения экономических и финансовых показателей, путей улучшения деятельности университета.

8.4.4 Ответственность за проведение анализа данных по соответствующим процессам (видам деятельности) возложена на руководителей процессов (подразделений), которые представляют информацию Представителю руководства по качеству для анализа ее руководством.

8.5.Улучшение

8.5.1. Постоянное улучшение

8.5.1.1 СевКавГТУ постоянно улучшает результативность системы менеджмента качества посредством использования политики в области качества (п.5.3), целей в области качества (п.5.4.2), результатов аудитов (п.8.2.2), анализа данных (п.8.4), корректирующих (п.8.5.2) и предупреждающих действий (п.8.5.3) и анализа, проводимого руководством п.5.6).

8.5.1.2 Порядок осуществления деятельности по постоянному улучшению и ответственность за эту деятельность установлены в соответствующих процессах, указанных в п.8.5.1.1.

8.5.2. Корректирующие действия

8.5.2.1 Корректирующие действия в СМК СевКавГТУ осуществляются для устранения причин несоответствий или других нежелательных ситуаций во избежание их повторного появления и рассматриваются как одно из средств улучшения деятельности университета.

8.5.2.2 Источником информации для планирования и осуществления корректирующих действий являются:

- претензии потребителей (п.8.2.1);
- отчеты о внутренних аудитах (п.8.2.2);
- результаты анализа данных (п.8.4);
- данные оценки измерений по удовлетворенности потребителей (п.8.2.1));
- соответствующие записи о функционировании СМК (5.5.1.3);
- результаты мониторинга и измерений процессов (п.8.2.3) и продукции (8.2.4)

8.5.2.3 При планировании корректирующих действий оценивается важность проблем, связанных с несоответствиями, т.е. оценивается потенциальное воздействие несоответствий на образовательную деятельность.

8.5.2.4 Процедура корректирующих действий включает:

- анализ несоответствий;
- определение (установление) причин несоответствий;
- оценку необходимости проведения соответствующих действий для избежания повторных несоответствий;
- определение и осуществление необходимых действий;
- регистрация результатов предпринятых действий;
- анализ предпринятых корректирующих действий;

8.5.2.5 Организация и порядок осуществления корректирующих действий установлен в СТУ СМК 02.05-2005 "Корректирующие действия".

8.5.2.6 Ответственность за осуществление корректирующих действий несет руководитель процесса (подразделения), на которое возложена ответственность за соответствующий процесс СМК.

8.5.2.7 В том случае, если для устранения причин несоответствий необходимо проведение корректирующих действий по нескольким процессам, ректор университета назначает ответственного исполнителя по из проведению.

8.5.2.8 ответственность за контроль осуществления корректирующих действий в целом по предприятию возложена на Представителя руководства по качеству.

8.5.3. Предупреждающие действия

8.5.3.1 Предупреждающие действия осуществляются для устранения потенциальных несоответствий или других потенциально нежелательных ситуаций во избежание их появлений и рассматриваются как одно из средств улучшения деятельности университета.

8.5.3.2 Источниками информации для планирования и осуществления предупреждающих действий являются:

- результаты анализа риской, связанных с последствиями несоответствий;
- результаты анализа потребностей потребителей (п.7.2.1);
- результаты анализа данных (п.8.4) и анализа, проводимого руководством (п.5.6);
- данные оценки измерений по удовлетворенности потребителей (п.8.2.1);
- результаты мониторинга и измерений процессов (п.8.2..3) и услуги (п.8.2.4);
- обобщенные данные от заинтересованных сторон (п.5.6);
- соответствующие записи о функционировании СМК (п.5.5.1.3);
- результаты накопленного опыта.

8.5.3.3 Указанные в п.8.5.3.2 данные позволяют разработать результативные и эффективные планы предупреждающих действий с учетом приоритетов по каждому процессу и образовательной деятельности в целях удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

8.5.3.4 Процедура предупреждающих действий включает:

- определение (установление) потенциальных несоответствий и их причин;
- оценку необходимости проведения действий для предупреждения возникновения несоответствий;
- определение и осуществление необходимых действий;
- записи результатов предпринятых действий.

8.5.3.5 Организация и порядок осуществления предупреждающих действий установлены в СТУ СМК 02.06-2005"Предупреждающие действия"

8.5.3.6 Ответственность за осуществление предупреждающих действий несет руководитель процесса (подразделения), на которого возложена ответственность за соответствующий процесс СМК.

8.5.3.7 В том случае, если для устранения потенциальных причин необходимо проведение предупреждающих действий по нескольким процессам, ректор университета назначает ответственного исполнителя по их проведению.

8.5.3.8 Ответственность за контроль осуществления предупреждающих действий в целом по университету возложена на Представителя руководства по качеству.

Источник: ГОУ ВПО "СевКавГТУ" "Система менеджмента качества: Руководство по качеству. РК СМК 01.01-2005"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.