5. Ответственность руководства
26.09.2006 21:13


5.1. Обязательства руководства

Высшее руководство СевКавГТУ, используя в своей деятельности принципы менеджмента качества:

- демонстрирует приверженность качеству собственным примером;
- доводит до сведения работников университета важность выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
- разрабатывает Политику в области качества;
- устанавливает цели в области качества и определяет стратегию для их достижения;
- ориентируется на потребности всех заинтересованных сторон;
- обеспечивает организацию необходимыми ресурсами.

Высшее руководство анализирует СМК с целью ее постоянной пригодности и результативности.

5.2. Ориентация на потребителя

5.2.1 Структура подготовки специалистов в СевКавГТУ ориентирована на региональные потребности. В качестве потребителей услуг, оказываемых университетом, в СМК приняты:

а) абитуриенты;
б) студенты;
в) работодатели.

5.2.2 Высшее руководство СевКавГТУ обеспечивает определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. В этих целях создан и функционирует отдел мониторинга качества, который совместно с советами факультета и администрацией университета занимаются проведением маркетинговых исследований по изучению спроса и предложений на рынке труда на специалистов по различным направлениям подготовки в университете, а также проводят работу по прогнозированию потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием.
Кроме того, СевКавГТУ постоянно оценивает информацию об удовлетворенности потребителей предоставленными им услугами. Такая информация собирается с использованием различных способов (анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений т.д.) и анализируется высшим руководством университета для принятия корректирующих действий и действий по постоянному улучшению услуг.

5.2.3 Ответственность за сбор и оценку информации об удовлетворенности потребителей в целом по СевКавГТУ возложена на руководителя отдела мониторинга качества.

5.3. Политика в области качества

5.3.1 Политика в области качества согласована с целями СевКавГТУ, приоритетными из которых являются:

- соответствовать мировому уровню в области оказания образовательных услуг;
- удовлетворять потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах для различных отраслей материального и нематериального производства;
- удовлетворять нужды потребителя кадров прежде, чем он осознает эти нужды;
- стремиться обеспечить лидирующие позиции среди ведущих вузов России в качестве подготовки специалистов.

Деятельность в области качества в университете осуществляется непосредственно под руководством ректора. Он принимает на себя всю полноту ответственности за качество предоставляемых услуг, вместе с тем, делегирует руководителям подразделений университета организационную свободу и полномочия для управления деятельностью подразделений по реализации политики в области качества и поручает Представителю руководства по качеству контроль за реализацией этой политики.

5.3.2 Политика в области качества принимается в СевКавГТУ на учебный год, обсуждается на Ученом совете и утверждается ректором университета.

5.3.3 Политика в области качества разрабатывается, утверждается, доводится до персонала, реализуется и корректируется в соответствии с СТУ СМК 02.01-2005. "Управление документацией".

5.3.4 С Политикой в области качества ознакомлен весь персонал СевКавГТУ посредством:

- обучения по СМК;
- размещения текста Политики в подразделениях.
- ознакомления с Политикой вновь принимаемых на работу в университет специалистов.

Кроме того, Политика в области качества доводится до сведения всех клиентов - поставщиков и потребителей СевКавГТУ.

5.3.5 Политика реализуется в результате эффективного функционирования СМК в соответствии с требованиями настоящего Руководства.

5.4 Планирование

5.4.1 Цели в области качества

5.4.1.1 В СевКавГТУ определены цели в области качества
Цели в области качества на уровне СевКавГТУ в целом определены в Политике, которая соответствует стратегическим целям университета по удовлетворению потребностей потребителей и других заинтересованных сторон. Эти цели являются одними из основных входных данных процесса планирования качества предоставляемых услуг.

5.4.1.2 В СевКавГТУ разработана Концепция развития университета, в которой определены стратегические задачи его деятельности:

- создание гибкой структуры специальностей и специализаций подготовки в соответствии с требованиями рынка;
- совершенствование содержания образования и учебно-методической работы;
- осуществление образовательного процесса с использованием информационных технологий;
- развитие высококвалифицированного кадрового потенциала;
- эффективные фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационные научные разработки;
- оптимизация научно-исследовательской работы со студентами;
- обновление учебно-методического и информационного обеспечения;
- качественное и количественное совершенствование материально-технической базы.

5.4.1.3 Ежегодно на Ученом совете университета утверждается План первоочередных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности университета на текущий учебный год. План включает в себя следующие разделы: организационная и организационно-методическая работа, учебная и учебно-методическая работа, научно-исследовательская и инновационная работа, работа с кадрами, финансово-хозяйственная, коммерческая и производственная деятельность, материальная база.

5.4.1.4 Ежемесячно по факультетам составляются текущие календарные планы, в которые включаются первоочередные мероприятия по качеству.

5.4.1.5 Цели в области качества по отдельным процессам устанавливаются при определении состава и назначения процессов СМК.

5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества

5.4.2.1 Планирование создания СМК направлено на определение и разработку процессов, требующихся для результативного и эффективного достижения целей в области качества и выполнения требований к качеству, соответствующих стратегии университета. Применение таких процессов позволяет СевКавГТУ решать следующие задачи:

- установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
- разработка Политики и целей в области качества;
- установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
- определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
- разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
- применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
- разработка и применение процессов для постоянного улучшения СМК и предоставляемых услуг.

5.4.2.2 Для решения этих задач в университете определены три вида процессов, обеспечивающих результативность и эффективность функционирования СМК и деятельности университета в целом, а именно:

- основные (ключевые) процессы;
- вспомогательные процессы;
- процессы управленческой деятельности

К основным процессам в университете отнесены: учебная работа, научно-исследовательская деятельность сотрудников и студентов, воспитательная работа.
Для обеспечения функционирования основных процессов в университете используются вспомогательные процессы, связанные с использованием ресурсов. К таким процессам отнесены процессы управления: документацией, записями, внутренним обменом информацией, подготовкой персонала, зданиями, сооружениями и коммуникациями, оборудованием, транспортными средствами, производственной средой, финансовыми ресурсами и т.д.
Процессы управленческой деятельности в основном связаны с разработкой Политики в области качества и планирования качества. Эти процессы осуществляются под непосредственным руководством высшего руководства университета. Решения по таким вопросам принимаются Ученым советом СевКавГТУ.
К процесса управленческой деятельности относятся также все виды оценок, включая внутренние аудиты, корректирующие и предупреждающие действия.

5.4.2.3 Входными данными для результативно и эффективного планирования СМК являются:

- стратегия и цели университета;
- определенные потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
- возможности (технические, интеллектуальные) по улучшению;

Такие данные готовят руководители соответствующих процессов (подразделений).

5.4.2.4 Выходные данные планирования СМК определяют основные (ключевые) и вспомогательные процессы, с установлением в них в общем случае:

- необходимых навыков и знаний персонала;
- ответственности и полномочий персонала для результативного осуществления процессов и их улучшения, включая определение руководителей процессов;
- поставщиков и потребителей процессов, входа и выхода конкретного процесса, критериев оценки;
- необходимых ресурсов ( финансовые ресурсы и инфраструктура);
- совокупность показателей для оценки улучшения деятельности университета;
- необходимости проведения улучшений с указанием способов и методов;
- потребности в документации, включая записи.

5.4.2.4 Виды процессов СМК, определенных в СевКавГТУ, их состав и взаимодействие приведены в приложении В.

5.4.2.5 Ответственность за организацию работ по созданию и развитию СМК несет Представитель руководства по качеству.

5.5.Ответственность, полномочия, обмен информацией

5.5.1. Ответственность и полномочия

5.5.1.1 Управление подразделениями СевКавГТУ осуществляется в соответствии с его организационной структурой, утвержденной ректором

5.5.1.2. Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала СевКавГТУ определены и документированы в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и настоящего Руководства в соответствующей документации СМК.

5.5.1.3 Функции, задачи и взаимодействие подразделений СевКавГТУ изложены в соответствующих положениях.

5.5.1.4 Распределение ответственности персонала СевКавГТУ в системе менеджмента качества в обобщенном виде представлены в Матрице распределения ответственности (приложение Г).

5.5.1.5 Ответственность за координацию деятельности по СМК в целом по СевКавГТУ возложена на руководителя учебно-методического управления.

5.5.1.6 Ответственность за координацию деятельности по СМК по отдельным факультетам, кафедрам (или подразделениям) возложена на их руководителей, или исполнителей, назначенных для этого соответствующим распоряжением.

5.5.2 Представитель руководства

5.5.2.1 Ректором СевКавГТУ назначен Представитель руководства, который несет ответственность и имеет полномочия, распространяющиеся на:

- организацию и проведение внутренних аудитов по системе менеджмента качества;
- установление и поддержание связи с внешними сторонами по вопросам СМК с целью ее актуализации и совершенствования;
- возможность запрашивать у руководителей подразделений СевКавГТУ любые документы или данные по качеству;
- требование отчетности о ходе работ по разработке, внедрению и функционированию СМК у руководителей всех уровней;
- представление ректору СевКавГТУ предложений о поощрении работников университета, вносящих позитивный вклад в повышение эффективности СМК.

Полномочия, которыми наделен Представитель руководства по качеству, документированы в "Положении о представителе руководства по качеству", утвержденном ректором СевКавГТУ.

5.5.2.2 По вопросам внедрения, функционирования и совершенствования СМК представитель руководства по качеству подчиняется непосредственно ректору СевКавГТУ.

5.5.3 Внутренний обмен информацией

5.5.3.1 Обмен информацией по вопросам СМК осуществляется на всех уровнях управления и включает использование различных способов и средств информирования.

5.5.3.2 В качестве способов и средств доведения до персонала политики в области качества, достижений отдельных работников и коллективов, предложений по совершенствованию деятельности университета используются:

- информирование, проводимое руководством университета, факультетов, кафедр и прочих подразделений СевКавГТУ;
- конференции, собрания, совещания и прочие мероприятия;
- средства наглядной агитации (доска объявлений), газета университета;

5.5.3.3 Ответственность за процесс внутреннего обмена информацией по вопросам СМК возложен на Представителя руководства по качеству.

5.5.3.4 Ответственность за обмен информацией по функционированию отдельных процессов СМК возложена на руководителей процессов.

5.6 Анализ со стороны руководства

5.6.1.Анализ системы менеджмента качества с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности в СевКавГТУ осуществляется на следующих уровнях:

- университет в целом;
- факультет;
- кафедра (или иное структурное подразделение)

5.6.2 Анализ на уровне университета в целом проводится 2 раза в год под руководством ректора СевКавГТУ. Входными данными для анализа являются:

- оценка по внутренним аудитам СМК;
- оценка удовлетворенности потребителя;
- экономические показатели;
- показатели качества услуг;
- оценка выполнения планов по качеству

Информация для анализа предоставляется руководителю УМУ.
Выходные данные анализа:

- мероприятия по повышению результативности СМК и ее процессов;
- мероприятия по определению потребности в ресурсах.

Записи о результатах анализа хранятся в УМУ в течение 3-х лет.
Ответственность за проведение анализа СМК на уровне университета в целом возложена на Представителя руководства по качеству.

5.6.3 Анализ на уровне факультетов, кафедр (или иных структурных подразделений) проводится 2 раза в год и рассматривается на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня. На совещаниях также оцениваются результаты работы по качеству и вырабатываются решения по управлению несоответствиями в СМК, проведению корректирующих и предупреждающих действий и улучшению СМК.
Результаты анализа и принятые решения документируются и доводятся до персонала способами, указанными в п.5.5.3
Ответственность за проведение анализа СМК на уровне факультета, кафедр (или иных структурных подразделений) возложена на их руководителей.

Источник: ГОУ ВПО "СевКавГТУ" "Система менеджмента качества: Руководство по качеству. РК СМК 01.01-2005"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.