4. Система менеджмента качества
26.09.2006 21:15


4.1. Общие положения

Система менеджмента качества СевКавГТУ разработана и поддерживается в рабочем состоянии как средство реализации Политики в области качества образования, достижения целей этой в области и обеспечения уверенности в том, что качество предоставляемых услуг соответствует требованиям потребителей и соответствующей нормативной документации.
Система менеджмента качества разработана применительно к действующей в СевКавГТУ организационной структуре, утвержденной ректором университета. Организационная структура системы менеджмента качества СевКавГТУ представлена в приложении А.
При внедрении СМК реализован процессный подход:

а) определены процессы, необходимые для СМК;
б) установлены последовательность и взаимодействие процессов;
в) установлены критерии и методы для оценки и повышения эффективности процессов;
г) предусмотрены ресурсы и информация, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов;
д) осуществляется мониторинг, измерения и анализ процессов;
е) осуществляются действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

Состав процессов СМК университета приведен в разделе 5.4 настоящего Руководства по качеству.
Для каждого процесса определен руководитель, ответственный поставщик, потребитель, входы, выходы, критерии.
При построении системы менеджмента качества СевКавГТУ сформулированы ее основные принципы:

1.Ориентация всей деятельности университета на потребителе, от удовлетворения которых зависит его конкурентоспособность.
2. Непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессов образовательной деятельности.
3. Обеспечение участия всего профессорско-преподавательского состава университета, а также студентов в решении проблем качества образования.
4. Построение СМК с централизацией главных функций и задач повышения качества образования (принцип первого лица).
5. Создание системы мотивации качества образования, как для преподавателей, так и для студентов.
6. Разработка и использование современных технологий качества образования.
7.Создание системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения.
8.Установление соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе.
9. Формирование информационного обеспечения управления качеством образования.
10. Исследование и прогнозирование тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве.
11. Унификация терминологического аппарата качества образования, позволяющего вести сравнительный анализ уровня и особенностей качества.

4.2 . Требования к документации

4.2.1. Общие положения

4.2.1.1 Комплект документов СМК определяет организационную структуру, процессы, процедуры и ресурсы для управления качеством образования в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 с учетом особенностей, свойственных высшему учебному заведению.

4.2.1.2. Документы СМК взаимосвязаны между собой и обеспечивают:

- установление и совершенствование политики и целей в области качества и методов их реализации;
- установление текущих и будущих требований потребителей и требований по постоянному улучшению качества образования;
- четкое регламентирование требований, положений и процедур СМК, включая распределение прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, структурных подразделений и исполнителей за обеспечение качества, управление качеством, а также организацию их взаимодействия с поставщиками и потребителями;
- описание процедур по обеспечению качества, управлению качеством и улучшению качества;
- определение критериев оценки деятельности университета и конкретных исполнителей по вопросам качества и отражение информации о результатах этой деятельности;
- установление потребностей в необходимых ресурсах, включая персонал и его подготовку;
- возможность объективной оценки результативности СМК потребителем и проверяющей организацией.

4.2.1.3 Документация СМК включает документы внутреннего и внешнего происхождения.
К документам внутреннего происхождения, разработанным СевКавГТУ, относятся:

- документально оформленное заявление руководства о политике и целях в области качества;
- Руководство по качеству;
- процедуры СМК (стандарты университета, положения, методические рекомендации, рекомендации, правила, инструкции и пр.)
- организационно-распорядительные документы (включая положения о подразделениях, должностные инструкции );
- программные документы;
- договора (контракты), финансово-экономические и бухгалтерские документы);
- записи о качестве.

Делопроизводство в СевКавГТУ ведется на основании Промерной номенклатуры дел высшего учебного заведения. Примерной инструкции по делопроизводству в вузе, сводной номенклатуры СевКавГТУ, утвержденной ректором.
Перечень внутренних документов СМК приведен в приложении Б.
К документам внешнего происхождения относятся - законы, постановления, государственные стандарты образования, отраслевые правила, рекомендации, справочники, классификаторы, документированная информация о конкретных требованиях потребителей и других заинтересованных сторон.

4.2.2. Руководство по качеству

4.2.2.1. Назначение.
Руководство по качеству описывает разработанную и внедренную в СевКавГТУ систему менеджмента качества и содержит:

- область применения СМК, включая обоснование исключений;
- документированные процедуры, разработанные для СМК, или ссылки на них;
- описание взаимодействия процессов СМК.

Руководство по качеству предназначено для использования специалистами университета в процессе их деятельности по достижению требуемого качества, а также для представления СМК потребителю.

4.2.2.2. Порядок разработки.
Руководство по качеству разрабатывает Учебно-методическое управление (УМУ) на основе действующих документов, он же вносит в него изменения.
Руководство по качеству утверждается ректором СевКавГТУ.
УМУ оформляет подлинник РК, ведет учет, хранение и изготовление копий.
Руководство по качеству подлежит переизданию, если объем внесенных изменений превысит 60%.
Руководство по качеству рассылается должностным лицам университета под роспись в соответствии с листом рассылки.

4.2.2.3. Порядок внесения изменений.
Внесение изменений в Руководство по качеству производится заменой листов. При этом на замененном листе указывается порядковый номер изменения.
Порядковый номер и дата внесения изменения указываются в листе регистрации изменений.
Изменения вносятся во все учтенные копии Руководства по качеству.
Ответственность за внесение изменений в Руководство по качеству несет УМУ.
Разрешение на внесение изменения в РК дает Представитель руководства по качеству.

4.2.3. Управление документацией

4.2.3.1 Управление документацией осуществляется с целью обеспечения ею подразделений и должностных СевКавГТУ для осуществления всех видов деятельности.

4.2.3.2 Порядок управления документами в зависимости от их вида имеет особенности, но общими для управления документами любого вида являются следующие требования:

а) утверждение документов до начала их применения;
б) анализ и актуализация документов с установленной периодичностью и их переутверждение;
в) внесение изменений, их регистрация и обеспечение информацией по каждому документу;
г) обеспечение наличия необходимых действующих документов в местах их использования;
д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
е) обеспечение идентификации документов внешнего и внутреннего происхождения и управление их рассылкой;
ж) обеспечение предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и применение для них соответствующей идентификации, если они используются для каких-либо целей.

4.2.3.3 Для обеспечения выполнения требований п. 4.2.3.2 в СевКавГТУ введено в действие Положение об Ученом совете.

4.2.3.4 Порядок работ по управлению документацией СМК регламентирован СТУ СМК 02.01-2005 "Управление документацией"

4.2.3.5 Ответственность за управление документацией СМК в целом по СевКавГТУ возложена на руководителя УМУ, в подразделениях - на руководителей подразделений.

4.2.4. Управление записями

4.2.4.1.Записи по качеству ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии для:

- предоставления свидетельств соответствия выполненной услуги установленным требованиям;
- проведения анализа причин выявленных несоответствий и разработки корректирующих и предупреждающих действий;
- анализа претензий потребителей;
- оценки результативности функционирования СМК.

4.2.4.2 Обязательные записи по качеству и порядок управления ими определены в СТУ СМК 02.02-2005 "Управление записями", а также в процедурах (или других документах) по управлению соответствующими процессами и видами деятельности.

4.2.4.3 Ответственность за управление записями СМК в целом по СевКавГТУ возложена на руководителя УМУ, в подразделениях - на руководителей подразделений.

Источник: ГОУ ВПО "СевКавГТУ" "Система менеджмента качества: Руководство по качеству. РК СМК 01.01-2005"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.