Уровни совершенства EFQM (Глоссарий)
18.09.2006 10:42


Основные термины

Benchmark - точка отсчета - измеряемое, "лучшее в своем классе" достижение; эталон для проведения сравнения. Данные показатели в работе считаются стандартом делового совершенства для определенного бизнес-процесса.

Benchmarking - бенчмаркинг - систематический и постоянный процесс измерения; процесс постоянного сравнения бизнес-процессов организации с бизнес-процессами передовых организаций других стран в целях получения информации, которая могла бы помочь организации улучшить показатели своей работы.

Core competencies - главная область компетенции -хорошо налаженная деятельность внутри организации, определяющая конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы

. Corporate Governance - руководство организацией - выработка и осуществление системы правил, процессов, процедур и связей для управления организацией и выполнения юридических, финансовых и этических обязательств с ее стороны.

Corporate Social Responsibility - корпоративная социальная ответственность - ориентация практической деятельности организации на измерение ее воздействия на окружающую среду и общество и управление им, репутация, которой она пользуется с этой точки зрения, и двустороннее взаимодействие с обществом и заинтересованными сторонами.

Creativity - креативность -- генерирование идей для улучшения или создания новой практики работы и/или разработки новых видов продукции и услуг.

Critical success factors - решающие (критические) факторы успеха - условия, выполнение которых необходимо для достижения поставленных задач.

Culture - культура - полный набор поведенческих и этических норм, ценностных установок, которые передаются, исполняются и совершенствуются членами организации.

Empowerment - наделение полномочиями - наделение сотрудников необходимыми деловыми навыками, знаниями, информацией и полномочиями таким образом, чтобы они могли предпринять необходимые действия для эффективного и результативного производства определенной продукции.

End to end processes - сквозные процессы - поток ценностей, пересекающий границы отделов и организаций в целях создания или поставки продукции или предоставления услуг.

Equal opportunities - равные возможности - практика работы, обеспечивающая справедливое и равное отношение ко всем сотрудникам и пользователям услуг.

Ethics - этика - нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации.

Excellence - деловое совершенство - передовая практика управления организацией и достижения результата, основанная на комплексе основополагающих принципов, включающих ориентацию на результат, особое внимание к потребителю, лидерство и постоянство целей, менеджмент на основе процессов и фактов, вовлеченность персонала, постоянное улучшение и инновации, взаимовыгодное партнерство, корпоративную социальную ответственность.

External customers - внешние потребители - внешние потребители организации. Они могут включать не только непосредственных, но и других потребителей в цепочке сбыта.

Finances - финансы - оборотные средства, необходимые для повседневного функционирования бизнеса, и капиталовложения из различных источников, необходимые для долгосрочного финансирования организации.

Fundamental Concepts of Excellence - фундаментальные концепции делового совершенства - комплекс принципов и идеалов, на которых базируется модель делового совершенства EFQM (указанные концепции перечислены в термине "Excellence").

Good/best practice - хорошая/лучшая практика работы - испытанная и оформленная документально практика безошибочной работы, которая превышает параметры общепринятой деятельности в определенной сфере бизнеса.

Governance - руководство - внутренняя структура власти и контроля в организации.

Innovation - инновации - практическое воплощение идей в новую продукцию, услуги, процессы, системы и социальное взаимодействие.

Intellectual capital - интеллектуальный капитал - ценность организации, которая не находит отражения в традиционных финансовых отчетах. Она состоит из нематериальных активов организации и отличается от рыночной или бухгалтерской стоимости.

Key Performance results - ключевые результаты деятельности - основные финансовые и нефинансовые результаты деятельности организации.

Knowledge - знания - это часть организационной структуры, состоящей из данных, информации и знаний. Данные - это "сырые" сведения о фактах. Информация - это данные в контексте и перспективе. Знания - это информация, содержащая руководство к действию.

Lagging indicators - отдаленные (запаздывающие) показатели - отражают конечный результат предпринятого действия, как правило, через значительный период времени после его завершения. Отдаленным показателем продаж и затрат является доходность. Показатели восприятия также обычно относится к отдаленным (запаздывающим) показателям.

Leading indicators - ведущие показатели, или диагностические показатели - обычно их используют чаще, чем отдаленные показатели. Они определяются в ходе процесса измерений, которые проводятся самой организацией и полностью ею контролируются, например, при измерении времени цикла процесса. Ведущие показатели до некоторой степени позволяют предсказать результаты. Хотя показатель удовлетворенности персонала и считается отдаленным, однако он крайне важен с точки зрения поддержания и повышения морального духа сотрудников. Поэтому он по своей значимости приравнивается к такому показателю, как удовлетворенность потребителя.

Learning - обучение - приобретение и осмысление информации, применение которой может привести к улучшению. Примером организованного обучения может служить проведение бенчмаркинга, внутренних или внешних оценок и/или аудиторских проверок, знакомство с наилучшей практикой работы. К индивидуальному обучению относится участие в семинарах и повышение профессиональной квалификации.

Management System - система менеджмента - совокупность процессов и процедур, применяемых для того, чтобы организация могла выполнить задачи, необходимые для достижения стоящих перед ней целей.

Mission - миссия - цель или предназначение организации. Определяет, для чего был создан конкретный бизнес или осуществляется определенная деятельность.

Organization agility - гибкость организации - способность организации положительно реагировать на необходимость изменения интенсивности и главного направления деятельности, пересмотра задач, конкретных мероприятий и графиков работы с целью получения заданного результата.

Partnership - партнерство - рабочие отношения между двумя или более сторонами, создающие дополнительную ценность для потребителя. Партнерами могут быть поставщики, дистрибьюторы, совместные предприятия и объединения. Поставщики не всегда могут рассматриваться как официальные партнеры.

People - персонал - все лица, занятые в организации, включая сотрудников на полной и неполной ставке, временно занятых и работающих по договору.

Perception - восприятие - мнение отдельного лица или группы сотрудников.

Performance - результат деятельности - степень достигнутого в работе отдельным лицом, группой лиц, организацией или процессом.

Policy and Strategy - политика и стратегия - это то, как организация выполняет свою миссию, реализует видение руководства, исходя из потребностей основных заинтересованных сторон и на основе соответствующих планов, задач, целей и процессов.

Process - процесс - последовательность действий, добавляющих ценность и обеспечивающих достижение требуемого результата путем преобразования различных ресурсов на входе.

Process indicators - показатели процесса - основные показатели, характеризующие процесс.

RADAR - Results, Approach, Deployment, Assessment, Review - результаты, подход, развертывание, оценка, анализ и пересмотр.

Stakeholders - заинтересованные стороны (стейкхолдеры) - те, кто заинтересованы в деятельности организации и ее результатах. К ним могут относиться потребители, партнеры, сотрудники, акционеры, владельцы, правительство страны и регулирующие органы.

Society - общество - все те, чьи интересы затрагивает деятельность организации, не считая сотрудников, потребителей и партнеров.

Supply chain - цепочка поставок - единая структура действий, на основе которой обеспечивается, производится и поставляется продукция и оказываются услуги потребителям. Можно сказать, что цепочка начинается с поставщиков ваших поставщиков и оканчивается потребителями ваших потребителей.

Sustainable excellence - устойчивое деловое совершенство - превосходные результаты в работе с точки зрения потребителей, сотрудников и общества, достигнутые сотрудниками и партнерами с использованием ресурсов и процессов на основе политики и стратегии, сформулированных лидерами организации.

Values - ценности - понимаемое и ожидаемое поведение сотрудников организации, на основе которого строятся все деловые отношения (например, доверие, взаимовыручка и честность в работе).

Vision - видение - отражает то, какой организация хочет видеть себя в будущем.



Источник: материалы отчетов ЯрГУ

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.