Расширенный порядок разработки и внедрения системы качества образовательного учреждения при апробации ее типовой модели
21.11.2006 01:27

                В таблице 2. приведены основные этапы и мероприятии по разработке и внедрению системы качества (СК) образовательного учреждения (ОУ) при апробации ее типовой модели, результаты, получаемые при реализации каждого мероприятия, а также ссылки на документы, являющиеся основой для проведения соответствующих мероприятий, включая:

  • акты Российской Федерации, отражающие требования к лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ, рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации относительно построения, внедрения и оценки типовой модели СК ОУ [7, 9-12];

  • стандарты и директивы Европейской сети (Ассоциации) гарантий качества (ENQA) в сфере высшего образования [3];

  • стандарты серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [4-6] и др. Приведенный перечень этапов и мероприятий по созданию и апробации типовой модели системы качества ОУ не является единственно возможным. Он является лишь основой для построения собственного плана по созданию и апробации СК ОУ с учетом имеющегося состояния СК конкретного ОУ, выделяемых ресурсов и потенциала, выделяемого для этой работы.

                Отдельные этапы и мероприятия порядка апробации могут (и должны) проходить параллельно, хотя в Порядке они перечислены последовательно. Каждое ОУ, в зависимости от уровня развития своей СК, может ограничить план апробации СК ОУ теми мероприятиями, которые реально выполнить в отведенные для проекта сроки. Те не менее, в плане создания и внедрения СК должны быть отражены все мероприятия по полному внедрению СК ОУ (выполненные мероприятия могут быть отмечены "выполнено" с указанием срока выполнения).

                В последующих разделах приведены комментарии и методические рекомендации по реализации отдельных этапов разработки и внедрения типовой модели СК ОУ,

Таблица 1.

Порядок разработки и внедрения системы качества образовательного учреждения при апробации типовой модели

Наименование этапов и мероприятий по разработке, внедрению СК ОУ

Nп/п Этапы и мероприятия

Получаемые результаты Ссылки на документы
1 2

3 4
1 Реализация требований к ответственности руководства ОУ относительно СК
                1.1

Принятие решения высшим руководством ОУ о создании и внедрении СК ОУ Решение Совета ОУ, Приказ Ректора. [9, 10]
                1.2

Проведение начальной самооценки ОУ Отчет по результатам самооценки [10, 6, 7]
                1.3 Разработка плана создания и внедрения СК ОУ План создания и внедрения СК ОУ [5, 9, 10]
                1.4 Назначение высшим руководством ОУ его представителя по качеству (проректор по качеству или один из проректоров) Приказ Ректора о назначении представителя по качеству [5, 9, 10]]
                1.5 Формирование организационной структуры СК ОУ, распределение обязанностей и полномочий в рамках СК ОУ Организационная структура СК ОУ, матрица ответственности и полномочий [5, 9, 10]
                1.6 Проведение SWOT-анализа ОУ Результаты SWOT-анализа, выводы [10]
                1.7 Разработка миссии и видения, формулировка основных ценностей Миссия, видение, основные ценности [1-2]
                1.8 Разработка и документальное оформление заявления о политике и целях в области качества. Приказ ректора о Политике и целях в области качества [1-4, 8-9]
                1.9 Разработка стратегического плана развития ОУ Стратегический план развития ОУ [9, 10]
                1.10 Разработка многоуровневой и взаимосвязанной системы планирования и контроля деятельности ОУ, включающей стратегический план развития ОУ (см. п.1.9), планы факультетов, кафедр, отдельных процессов и проектов Планы подразделений и процессов [7, 9-11, 5-6]
                1.11 Создание многоуровневой системы подготовки и обучения персонала ОУ по вопросам менеджмента качества План подготовки и обучения персонала всех уровней [5, 6, 9, 10]
                1.12 Разработка и внедрение системы регулярного анализа СК ОУ со стороны руководства Порядок или ДП анализа СК ОУ руководством [5, 6, 9, 10]
                1.13 Разработка системы регулярного обмена информацией с персоналом ОУ по вопросам:
  • требований потребителей, рынка образовательных и научно-исследовательских услуг, требований ГОС ВПО, а также о других законодательных и обязательных требованиях;

  • доведение до сведения персонала ОУ его ответственности и полномочий;

  • актуальности и важности деятельности и вкладе персонала ОУ в достижение целей в области качества, функционирования и результативности СК ОУ;

  • изменения требований к предоставляемым услугам и создаваемой научно-технической продукции.

Описание механизмов информирования персонала ОУ по всем перечисленным вопросам [5, 6, 9, 10]
2 Общие требования к реализации процессного подхода
                2.1 Выделение, классификация и идентификация рабочих процессов ОУ, влияющих на качество. Определение их последовательности и взаимодействия. Определение менеджеров процессов. Реестр процессов ОУ, обобщенная схема взаимодействия процессов, список менеджеров процессов [5, 6, 9, 10]
                2.2 Определение показателей и характеристик процессов, их целевых значений, методов их измерения, анализа степени достижения запланированных целей (для каждого выделенного процесса) Перечень измеряемых показателей и характеристик качества процессов, включая методы их измерения и анализа [5, 6, 9, 10, 12]
                2.3 Анализ ресурсов, необходимых для реализации и мониторинга процессов, выделение дополнительных ресурсов при необходимости Отражается в спецификации процессов (см. далее п. 2.4) [5, 6, 9, 10]
                2.4 Разработка спецификаций и/или ДП процессов (для каждого выделенного процесса) Спецификации и ДП процессов [5, 6, 9, 10]
                2.5 Реализация управления, мониторинга, измерения и анализа степени достижения запланированных целей по всем процессам. Разработка системы мер постоянного их улучшения процессов Модифицируемые приложения к спецификациям процессов [5, 6, 9, 10]
                2.6 Выделение процессов, переданных для выполнения сторонним организациям, разработка мер по контролю таких процессов и управлению ими Перечень внешних процессов, Порядок или ДП контроля и управления ими [5, 6]
3 Разработка документации СК ОУ
                3.1 Классификация, упорядочивание и маркировка документов и записей, используемых в ОУ с учетом дополнительных документов, требуемых типовой моделью СК ОУ Реестр документов и записей ОУ, включая документы и записи СК ОУ [9, 10]
                3.2 Разработка документированной процедуры (ДП) "Управлению документацией СК ОУ", включающей их типовые формы ДП "Управлению документацией" [5, 6, 9, 10]
                3.3 Разработка документированной процедуры "Управление записями", включающей их типовые формы ДП "Управление записями" (см. п..2.4) [5, 6, 9, 10]
                3.4 Разработка спецификаций рабочих процессов ОУ (см. п. 2.4) Спецификации процессов [9, 10]
                3.5 Разработка рабочих инструкций по видам деятельности и процессам Рабочие инструкции [9, 10]
                3.6 Пересмотр и утверждение положений о структурных подразделениях и должностных инструкций с учетом новой структуры документации СК Новые положения о структурных подразделениях и должностные инструкции ии [9, 10]
                3.7 Пересмотр и утверждение необходимых дополнительных порядков и положений с учетом новой структуры документации СК ОУ Новые порядки, положения [9, 10]
                3.8 Разработка документированных процедур, требуемых стандартом ISO 9001-2000, и других ДП, необходимых для ОУ (по его усмотрению) ДП по стандарту ISO 9001-2000, и др. [5, 6, 9, 10]
                3.9 Обсуждение документации СК ОУ в структурных подразделениях и на Ученом совете ОУ. Утверждение документации. Приказ ректора об утверждении документации СК ОУ [9, 10]
                3.10 Разработка и утверждение Руководства по качеству ОУ Утвержденное Руководства по качеству [5, 6, 9, 10]
4 Реализация требований по управлению ресурсами ОУ
                4.1 Определение персонала, выполняющего работу, влияющую на качество деятельности ОУ и определение необходимых требований к его компетенции в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом Реестр персонала ОУ, содержащий сведения об образовании, подготовке, навыках и опыте [1-2, 8-9]
                4.2 Разработка системы постоянного повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала ОУ План и записи о повышении квалификации, подготовке и переподготовке персонала [1-2, 8-9]
                4.3 Разработка системы определения, обеспечения и поддержания в рабочем состоянии необходимой инфраструктуры и производственной среды ОУ Система документов по управлению инфраструктурой и производственной средой [1-2, 8-9]
                4.4 Создание системы управления образовательной средой ОУ Система документов управления образовательной средой [1-2, 8-9]
                4.5 Создание системы информационной поддержки СК ОУ Система информационной поддержки СК ОУ [1-2, 6]
5 Реализация процессов жизненного цикла продукции ОУ (результатов реализации образовательной услуги, научно-исследовательской деятельности и др.)
                5.1 Создание системы маркетинговых исследований, включая систему определения и анализа требований потребителей к предоставляемым образовательным услугам и научно-технической продукции ОУ Система определения и анализа требований потребителей, включая анкеты для предприятий-работодателей, студентов и выпускников, а также методы их обработки и анализа [5, 6, 9, 10]
                5.2 Разработка механизмов реагирования на рекламации предприятий-работодателей по качеству подготовки специалистов ДП или Порядок реагирования на рекламации ОУ [5, 6, 9, 10]
                5.3 Разработка порядка или ДП, регламентирующих процесс разработки основных образовательных программ Порядок или ДП, процесса разработки ООП [5, 6, 9, 10]
                5.4 Разработка и внедрение процедуры управления изменениями образовательных программ всех уровней Порядок или ДП по управлению изменениями в образовательных программах [5, 6, 9, 10]
                5.5 Разработка порядка или ДП, регламентирующих процесс довузовской подготовки и приема студентов в ОУ, включая оценивание поставщиков (средних учебных заведений) Порядок или ДП, процесса довузовской подготовки и приема студентов в ОУ [3, 9, 10]
                5.6 Разработка и внедрение процедуры управления закупками продукции (оборудования, материалов, учебно-методической литературы и т.п.), включая записи результатов оценивания и выбора поставщиков и любых необходимых действий, вытекающих из оценки Порядок или ДП, закупки материально-технических средств и учебно-методической литературы [1-2, 8]
                5.7 Разработка документов, регламентирующих реализацию ООП Документы, регламентирующие реализацию ООП [1-2, 8]
                5.8 Разработка документов, регламентирующих процессы воспитательной и внеучебной деятельности в ОУ ДП воспитательной и внеучебной деятельности в ОУ [1-2, 8]
                5.9 Разработка документации, регламентирующей разработку и реализацию программ дополнительного образования Документация, регламентирующей разработку и реализацию программ дополнительного образования [1-2, 8]
                5.10 Разработка порядка или ДП, регламентирующих процесс разработки образовательных программ для подготовки кадров высшей квалификации Порядок или ДП, регламентирующих процесс разработки образовательных программ для подготовки кадров высшей квалификации [1-2, 8]
                5.11 Разработка порядка или ДП, регламентирующих процесс проведения НИОКР и инновационной деятельности Порядок или ДП процесса НИОКР и инновационной деятельности [1-2, 8]
                5.12 Разработка системы мониторинга качества подготовки специалистов и и научно-технической продукции со стороны работодателей или заказчиков Порядок или ДП по валидации выпускников и научно-технической продукции [1-2, 8-9]
6 Разработка системы измерения, мониторинга, анализа и улучшения процессов
                6.1 Разработка системы сбора данных и анализа удовлетворенности всех потребителей Порядок или ДП по сбору данных и анализу удовлетворенности потребителей [5, 6, 9, 10]
                6.2 Разработка и внедрение системы регулярного проведения внутренних аудитов (проверок) СК ОУ, включая:
  • обучение и формирование группы внутренних аудиторов;

  • разработку и внедрение документированной процедуры по внутренним аудитам.

Группа по проведению внутренних аудиторов, ДП по внутренним аудитам СК ОУ [5, 6, 9, 10]
                6.3 Управление несоответствиями в образовательном процессе, а также студентами, знания и навыки которых не соответствуют установленным требованиям, включая разработку и внедрение документированной процедуры, устанавливающей методы: а) коррекции несоответствий в образовательном процессе;
б) идентификации и управления студентами, знания и навыки которых не соответствуют установленным требованиям;
в) правила допуска к зачетам, экзаменам, переэкзаменовкам, условия отчисления неуспевающих студентов;
г) соответствующую ответственность и полномочия для работы с неуспевающими студентами;
д) соответствующие записи о неуспевающих студентах и любых последующих предпринятых действий, включая полученные разрешения на пересдачи и переэкзаменовки.
Порядок или ДП по управлению несоответствиями в образовательном процессе [5, 6, 9, 10]
                6.4 Разработка и внедрение системы анализа данных относительно: а) удовлетворенности потребителей;
б) соответствия требований к предоставляемым образовательным и научно-исследовательским услугам;
в) характеристикам и тенденциям процессов и предоставляемых услуг, включая возможности проведения предупреждающих действий;
г) поставщиков продукции и абитуриентов (школам, колледжам, лицеям и т.п.).
Порядок или ДП анализа данных [5, 6, 9, 10]
                6.5 Разработка и внедрение системы мониторинга и измерения рабочих процессов ОУ, включая показатели государственной аккредитации и показатели качества, полученных студентами знаний, умений и навыков, включая:
  • измерения качества, полученных студентами знаний, умений и навыков с целью проверки соблюдения установленных требований (ГОС) на соответствующих этапах образовательного процесса;

  • разработка и внедрение системы мониторинга информации об удовлетворенности студентов и выпускников ОУ предоставляемыми образовательными услугами, как части общей системы мониторинга, измерения, анализа и улучшения характеристик качества рабочих процессов ОУ. Определение методов получения и использования этой информации;

  • разработка и внедрение системы мониторинга информации об удовлетворенности предприятий-работодателей ОУ, предоставляемыми им образовательными услугами и качеством, как части общей системы мониторинга, измерения, анализа и улучшения характеристик качества рабочих процессов

Порядки или ДП анализа данных и принятия решений [5, 6, 9, 10]
                6.6 Разработка и внедрение системы корректирующих и предупреждающих действий с целью:
  • устранения причин несоответствий с учетом последствий выявленных несоответствий, включая ДП по корректирующим действиям и соответствующие записи;

  • устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления с учетом последствий потенциальных проблем, включая документированную процедуру по предупреждающим действиям и соответствующие записи.

Порядок или ДП по корректирующим и предупреждающим действиям [5, 6, 9, 10]

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.