Приложение И. Перечень измеряемых показателей и характеристик качества процессов ОУ и результатов его деятельности
20.11.2006 01:23


                Примечание - Звездочкой "*" отмечены показатели государственной аккредитации, вступающие в силу с 1 января 2006 г. и введенные в действие Приказом Рособрнадзора N 1938 от 30.09.05 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19 октября 2005 г., Регистрационный N 7092). Таблица включает показатели и характеристики, традиционно измеряемые в вузе (например, оценки и результаты промежуточных и итоговой аттестаций), а также дополнительно рекомендуемые показатели и характеристики качества образовательного процесса и его результатов.

N п/п

Типовые процессы образовательного учреждения

Измеряемые характеристики и показатели

Метод измерения и оценки и единицы измерения (жирный курсив)

Комментарии

1

2

3

4

5

2

Научно-образовательная деятельность


2.1

Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда

1) Независимые внешние экспертные оценки содержания и перспектив-ности основных образовательных программ (ООП) с учетом требова- ний рынка труда, тенденций развития науки, техники, производства и услуг.
2) Экспертные оценки конкуренто- способности образовательных про- грамм ОУ с учетом количества и качества образовательных услуг, предлагаемых другими ОУ и др. для аналогичных ООП.

Привлечение независимых экспертов и экспертная оценка содержания, перспективности и конкурентоспособности реализуемых и планируемых ООП. При этом могут оцениваться как качественные характеристики ООП, так и некоторые их количественные характеристики, например:
1) Рейтинг ООП по различным специальностям;
2) Оценка количества требуемых специалистов (в данном регионе);
3) Индексы конкурентоспособности ООП и др.

Такие оценки могут производиться независимыми экспертами и отделом маркетинга ОУ по заявкам выпускающих кафедр

2.2

Проектирование и разработка образовательных программ

Показатель 1.1. Содержание и уровень и подготовки*. Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям ГОС по уровню и содержанию.

Экспертная проверка соответствия учебных планов и учебных программ дисциплин требованиям ГОС.

Содержание образовательных про- грамм (ОП) рассматривается практи- чески во всех системах оценки качества образования в сочетании с методикой преподавания и формами обучения. Оценка ОП проводится, как правило, экспертным путем на соответствие их содержания требованиям ГОС, концеп- ции данного ОУ, его целям и задачам.

2.3

Довузовская подготовка и прием студентов

1.2.1. Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам *.

Экспертным путем оценивается уровень требований, предъявляемых к абитуриентам. В качестве измеряемых характеристик могут использоваться:
1) Процент студентов, поступивших в ОУ, из числа прошедших довузовскую подготовку.
2) Конкурс абитуриентов (количество подавших заявления по отношению к количеству вакантных мест).
3) Средний балл аттестата о среднем образовании.
4) Средние оценки на вступительных экзаменах, включая ЕГЭ и др.

Введение данного показателя обусловлено требованиями действующего законодательства, к типу и виду учреждения образования (конкурсная основа приема, доступность и бесплатность высшего образования при условии его получения впервые). При экспертизе оценивается уровень базового, образования абитуриентов, содержание вступительных испытаний, конкурс при зачислении и др.

2.4

Реализация основных образовательных программ

Оценки и результаты проверки знаний и навыков студентов в процессе текущего контроля, промежуточной (зачеты, курсовые, экзамены, практики) и итоговой аттестаций

Методы текущего контроля, зачеты, экзамены, тестирование, защиты курсовых работ и отчетов по практикам, государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Различные средние оценки (по дисциплинам, по учебным группам и т.д.) и характеристики разброса оценок.

По полученным данным могут выводиться некоторые интегральные оценки уровня успеваемости на различных кафедрах, факультетах и по ОУ в целом.

               

               

1.2.2. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ГОС *

Для подготовки экспертного заключения о качестве подготовки оценивается усвоение студентами программного материала, при этом используются:
  • результаты текущего контроля;

  • содержание материалов текущего контроля;

  • результаты самообследования;

  • результаты проверки остаточных знаний;

  • результаты выборочного контроля при аттестации.

Для выборочного контроля используются различные методы оценки:
а) Экспертный опрос с использованием трехбалльной шкалы - соответствует/соответствует в основном/не соответствует.
б) Контрольные (квалификационные) работы с использованием 4-х бальной шкалы: отлично/хорошо/удовлетворительно /неудовлетворительно.
в) Тестирование с использованием 100-бальной (процентной) шкалы. Конкретные рекомендуемые критерии , определяющие наличие в вузе СК приведены в "Методических рекомендациях для независимых экспертов по оценке системы качества образовательного учреждения"

Качество подготовки является наиболее важным показателем работы ОУ. Оценка соответствия качества образования требованиям ГОС, проводится по четырем циклам дисциплин: гуманитарным и социально-экономическим, естественнонаучным и математическим, обще-профессиональным и специальным дисциплинам. Тестовые методы контроля качества, обеспечивающие более объективную и надежную оценку, в последнее время получили широкое распространение в процедурах внешней экспертизы. Использование тестовых тех- нологий позволяет проводить накопление и сравнение данных, создавая основу для развития системы мониторинга качества образования в России. Показатели наличия и эффективности внутривузовского механизма гарантий качества обеспечивают перенос ответственности за качество и оценку качества в ОУ. Эффективная система мониторинга качества образования обеспечивает объективную оценку и доверие к работе ОУ, сокращая расходы на проведение внешней экспертизы./TD>

               

               

1.2.4. Востребованность выпускников* Оценка востребованности ООП ОУ по результатам анкетирования выпускников вуза и потенциальных работодателей (промышленных предприятий и организаций, органов муниципального и государственного управления, организаций социального сектора и др.);
Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ *.
Оценка ОП ОУ и отдельных дисциплин по результатам анкетирования:
- работодателей (промышленных предприятий и организаций),
- студентов;
- профессорско-преподавательского состава ОУ, включая их удовлетворенность качеством содержания, сбалансированности, обеспечения и организации и учебного процесса.

Востребованность выпускников оценивается внешними экспертами по наличию заявок на выпускников, соответствию полученной специальности профилю работы, социальному положению, отзывам потребителей специалистов и изменениям за последние 5 лет. За последние три года используются следующие данные:
  • год выпуска;

  • процент выпускников, направленных на работу;

  • процент выпускников, состоящих на учете в службе занятости;

  • процент выпускников, работающих в данном регионе.

Дополнительно могут оцениваться:
  • средний уровень заработной платы, которую согласны платить работодатели выпускникам, пришедшим на работу;

  • оценка востребованности ОП программ по результатам анкетирования выпускников вуза и работодателей;

Оценивается:
1) Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым ООП*.
По результатам анкетирования заинтересованных сторон могут измеряться средние баллы в выбранной шкале оценки относительно следующих аспектов образовательного процесса:
  • Содержание курса (актуальность, практическая ориентация, адекватность, структура курса).

  • Сбалансированность распределения учебной нагрузки по видам занятий (лекции, практические занятия, лабораторные и групповые работы, самостоятельная работа).

  • Качество преподавателя (доступность в процессе обучения, готовность к ответу на вопросы, заинтересованность в результатах, знания и компетенции, надежность и обязательность).

  • Методика обучения (скорость преподнесения материала, уровень использования технических средств визуализации в процессе лекции, ясность визуализации материала, понятность материала, качество раздаточного материала и т. п.).

  • Качество работы ассистентов и вспомогательного персонала в процессе практических занятий и лабораторных работ (соответствие практических занятий и лабораторных работ теоретическому курсу, доступность, дружелюбие, способность помочь, профессиональная квалификация и компетенция, удобство помещения и техники).


Показатель востребованности выпускников, их успешности в трудоустройстве широко применяется общественными системами оценки как показатель соответствия подготовки выпускников социальному заказу и ожиданиям общества, как показатель социальной защищенности и гарантии адаптации выпускников в новых социально-экономических условиях.

2.5

Воспитательная и внеучебная работа со студентами

Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения*.
1.3.1. Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.
1.3.2. Организация воспитательной работы с обучающимися.й

Экспертная оценка по 10-ти бальной шкале наличия в ОУ условий для внеучебной работы и организации воспитательной работы с обучающимися и формирования стимулов развития личности.
Более подробно критерии оценки внеучебной и воспитательной работы для ссузов приведены в Приказе МО РФ N 3249 от 01.10.2001 с изменениями и дополнениями Приказа МО РФ от 27.12.2002, N 4669.

               

2.6

Проектирование и реализация программ дополнительного образования

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования *.
2.2.3. Реализация образовательных программ, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации научных и научно-педагогических работников *.

Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации (количество чел.).

Показатели спектра реализуемых программ дополнительного образования характеризуют широту образовательной деятельности ОУ и используются для их видовой классификации.

2.7

Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (см. п. 2.6) *.
2.2.1. Реализация программ послевузовского профессионального образования, контингент обучающихся по программам послевузовского профессионального образования и контингент соискателей ученой степени кандидата и доктора наук*.
2.2.2. Диссертационные советы*.

1) Число отраслей наук по специальностям научных работников аспирантуры *.
2) Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения *.
3) Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры *.
4) Для университета - наличие докторантуры и диссертационных советов (количество диссертационных советов)*.
5) Количество защит диссертаций на 100 человек профессорско-преподавательского состава (ППС) и др.

Для количественной оценки видовых определений ОУ (вуза) используются число отраслей наук по специальностям аспирантуры, процент приведенного контингента студентов, обучающихся по каждому профилю и др. показатели, а также эффективность деятельности диссертационных советов как результат качественной реализации программ послевузовского образования.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.