Приложение Ж. Учебная программа курса "Управление качеством в образовании"
20.11.2006 16:20


Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ"

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________ Ф.И.О.
"____"_____________2006 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса

"Управление качеством в образовании"
для слушателей, проходящих повышение квалификации

Всего аудиторных занятий - 72 часа
Из них лекций - 39 часов, практических занятий -33 часа

ВВЕДЕНИЕ

                Целью изучения данного курса является формирование у слушателей - руководителей, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений (вузов) понимания принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях, умений и практических навыков построения систем качества, в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения (СК ОУ) и применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе.
                Значительное внимание в курсе уделяется вопросам государственных и внутренних механизмов обеспечения качества высшего профессионального образования (ВПО) в контексте Болонского процесса, включая изучение базовой Модели совершенствования деятельности вуза и его самооценки при аттестации и государственной аккредитации. Курс базируется на глубокой классической теоретической подготовке в области менеджмента качества в сочетании с большим количеством групповых практических работ, которые позволяют закрепить теоретический материал и получить навыки решения конкретных практических задач, возникающих в процессе внедрения методов менеджмента качества в образовательных учреждениях и создании СК ОУ в соответствии с типовой моделью.
                В основу курса положен реальный практический опыт авторов по разработке и внедрению систем менеджмента качества в вузах, опыт их работы в качестве экспертов конкурса Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов", опыт разработки документов типовой модели СК ОУ в рамках выполнения государственного контракта:

  • "Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов";

  • "Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях";

  • "Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования";

  • "Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности";

  • "Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах",

а также опыт проведения подобных курсов повышения квалификации для работников промышленных предприятий, организаций сферы услуг и образовательных учреждений. В результате изучения данного курса слушатели должны:

                1. ЗНАТЬ:
  • цели, задачи и основные принципы менеджмента качества;

  • базовые принципы Всеобщего управления качеством (TQM);

  • стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в Европейском регионе Европейской ассоциации гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;

  • требования и рекомендации международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и особенности их применения в образовании;

  • модель организационного совершенства Европейского фонда по качеству (EFQM) и ее адаптации для сферы образования, включая Модель совершенствования деятельности вуза и его самооценки;

  • системные методы и алгоритмы обеспечения, поддержания и улучшения качества;

  • основные цели, задачи и методы проведения самооценки деятельности вузов в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза и моделью конкурса Рособразования и Рособрнадзора "Системы обеспечения качества подготовки специалистов";

               2. УМЕТЬ:
  • устанавливать и измерять характеристики, определяющие качество процессов и результатов образовательной деятельности;

  • структурировать, описывать, планировать и улучшать основные рабочие процессы вуза;

  • применять методы стратегического планирования и управления в вузе;

  • организовывать работу по формированию политики, целей и задач в области качества (вуза, факультета, кафедры и других структурных подразделений);

  • разрабатывать и внедрять системы качества в вузах, включая их организационную структуру и документацию в соответствии с типовой моделью СК ОУ;

  • разрабатывать формы документов, планировать и проводить самооценку вузов в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза и моделью конкурса Рособразования и Рособрнадзора "Системы обеспечения качества подготовки специалистов";

  • применять основные инструменты менеджмента качества, включая методы статистической обработки, для контроля и улучшения процессов деятельности образовательных учреждений;

  • применять методы системного и ситуационного анализа ("мозговой штурм", "обратный мозговой штурм" и др.) при решении практических задач менеджмента качества.

               3. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
  • об основных принципах, концепциях и моделях менеджмента качества, историческом развитии вопроса, особенностях применения стандартов и моделей менеджмента качества в образовательных учреждениях;

  • о перспективах модернизации Российского образования в контексте Болонского процесса и формирующихся требованиях к качеству образования в едином Европейском образовательном пространстве.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.