Информационная поддержка СК ОУ
22.11.2006 02:12


                Одно из основных требований к системе качества ОУ согласно стандартам ENQA и стандартам серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001- обеспечение ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов, жизненного цикла продукции и процессов составляющих основу создания, поддержания и постоянного улучшения СК организации и их мониторинг.

                Поскольку СК ОУ тесно связана со всей управленческой инфраструктурой организации, для информационного обеспечения СК следует использовать, по возможности, все имеющиеся в ОУ информационные системы.

                Система качества образовательного учреждения является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон.

                Цели в области качества дополняют другие цели ОУ, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Различные части системы менеджмента ОУ могут быть интегрированы вместе с системой качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.

                Система качества ОУ является основой постоянного улучшения процессов ОУ и предназначена для практической реализации стратегии ОУ по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.

                В узком смысле управление качеством образования - это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ.

                Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования (стандарты и директивы ENQA) должны быть положены в основу построения систем качества ОУ наряду с другими современными подходами и принципами менеджмента качества, такими как участие в конкурсах и премиях по качеству, проведение самооценки деятельности и т.д.

                Для создания эффективно действующей СК образовательного учреждения требуется внедрение высокотехнологичных информационных систем на основе всего имеющегося потенциала организации. Это нашло отражение и в Стандартах и Директивах ENQA. Можно выделить два основных Стандарта, к которым имеет непосредственно отношение внедрение современных информационных технологий. В их числе:

                Стандарт 1.6 - "Информационные системы" устанавливает:

                Учебные заведения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью.
                Директивы стандарта 1.6:

                Самообследование учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений.

                Информационные системы, относящиеся к качеству, в некоторой мере зависят от местных условий, но они, по крайней мере, должны охватывать:

  • прогресс студентов и уровень успеваемости;

  • спрос на выпускников на рынке труда;

  • удовлетворённость студентов учебными программами;

  • эффективность преподавания;

  • состав студентов и его анализ;

  • доступные обучающие ресурсы и их стоимость;

  • главные показатели деятельности данного учебного заведения.

                Также очень важно сравнение учебных заведений с другими аналогичными организациями Европейского союза и за его пределами. Это позволяет заведениям углубить уровень самопознания и найти различные методы саморазвития.

                Стандарт 1.7 - "Общественная информация" устанавливает:

                Учебные заведения должны регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную), о предлагаемых ими программах и сертификатах.

                Директивы стандарта 1.7:

                В осуществлении своей общественной роли, ВУЗы несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, квалификациях, которые они присваивают, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам. Публикуемая информация также может содержать описание достижений выпускников и характеристику обучающихся на данный момент студентов. Данная информация должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной. Данная информация не должна использоваться только в качестве маркетинговой акции. ВУЗ должен проверить, что информация соответствует ожидаемому результату в отношении беспристрастности и объективности.

                При разработке структуры средств информационной поддержки (СИП) СК необходимо учитывать требования указанных выше стандартов ENQA, а также учитывать наличие в ОУ и функциональные возможности информационных систем и другие программных средства, используемые в деканатах, кафедрах и подразделениях.

                При разработке структуры средств информационной поддержки СК необходимо учитывать:

               - требования указанных выше стандартов ENQA;

               - наличие в ОУ систем автоматизированного сбора и хранения данных, информационных систем (ИС), информационно-управляющих и иных программных средств, используемые в различных подразделениях ОУ;

               - функциональные возможности всех ИС ОУ, используемых в ОУ, и данные, необходимые для работы СИП СК, имеющиеся в этих системах;

               - структуру и принципы функционирования информационных ресурсов всех ИС ОУ.

                Существует достаточно жесткая связь между степенью автоматизации управления вуза и успешностью внедрения СК. Можно утверждать, что чем выше уровень автоматизации (внедрения информационных технологий) тем эффективнее действует СК. Это объясняется тем, что в процессе автоматизации происходит формализация всех видов деятельности вуза и тем самым, создается база для сертификации СК. Понятно также, что процессы создания СК и ее информационной поддержки должны быть жестко увязаны. Приступать непосредственно к процессу внедрения СК имеет смысл тогда, когда все подразделения вуза преодолели некоторый заданный порог автоматизации. В настоящее время во многих вузах имеются серьезные наработки в вопросах мониторинга, критериев качества, поддержки процессного подхода, процедур принятия решений и т.п.

                Разрабатываемая система информационной поддержки СК должна обеспечивать выполнение следующих функций:

               - информационно-справочная система;

               - управление документацией, включая ведение записей;

               - анализ СК и принятие решений по ее улучшению руководством ОУ;

               - обеспечение внедрения процессного подхода;

               - проведение мониторинга процессов и отдельных показателей;

               - выработка предупреждающих и корректирующих действий;

               - управление несоответствиями и др.

                СИП СК может функционировать параллельно с ИС ОУ и поддерживаться на отдельном сервере. Порядок, формы и периодичность обновления информации в СИП определяются ее информационными потребностями, выбранными протоколами связи и обмена информации и требованиями защиты данных.

                Структурно в составе СИП СК можно выделить шесть подсистем:

                1) Информационно-справочная система по вопросам менеджмента качества.

                Система содержит полный комплект электронных форм документов СК, включая все электронные документы, на которые имеются ссылки (приказы федерального уровня, стандарты предприятия, должностные инструкции и т.д.).

                Можно выделить два уровня в ИСС - внешние документы (по отношению к вузу) и электронная версия документации собственно СК. Электронная версия документов СК в свою очередь, распадается на несколько уровней: руководство по качеству, стандарты предприятия, спецификации процессов, документированные процедуры, должностные инструкции и др.

                2) Подсистема мониторинга. Подсистема мониторинга в СИП СК должна охватывать все основные и вспомогательные процессы (учебный, научный, воспитательный, методический и т.д.).

                Основными объектами мониторинга являются студенты, преподаватели, функционирование вуза в целом. Отдельные элементы системы мониторинга уже существуют в каждом вузе в: мониторинг деятельности преподавателя, непрерывная аттестация студентов и др. Данная подсистема будет использовать часть данных из ИС ОУ.

                3) Подсистема поддержки проведения внутренних аудитов. Подсистема должна охватывать все подразделения ОУ и в ней должны отражается выявленные несоответствия, меры по их устранению, а также предложения по улучшению функционирования подразделений.

                4) Подсистема управления документацией (записями) СК. Данная подсистема СК в значительной мере опирается на общую систему управления документооборотом ОУ. Отличительная особенность - управлению подлежат лишь те документы, которые непосредственно входят в СК, требуются для анализа функционирования и принятия решений по улучшению СК.

                5) Подсистема анализа и принятия решений. Основное назначение подсистемы - обеспечить обоснованные решения руководителей всех уровней ОУ по корректирующим и предупреждающим действиям, а также по улучшению СК.

                В подсистеме проводится анализ результатов аудитов и мониторинга СК, выявляются причины тех или иных несоответствий, выдаются рекомендации по возможным решениям.

                Основой для создания подсистемы анализа и принятия решений являются экспертные системы, основанные на использовании вероятностных и нечетких методов. Одной из задач, решаемых данной подсистемой является управления несоответствиями.

                6) Подсистема проектирования и планирования процессов.
                Подсистема может содержать как традиционные средства описания и моделирования процессов (например, BPwin, ARIS и другие), так и специально разработанные для информационной поддержки СК ОУ, дополняющие указанные выше в части проведения оптимизации процессов по вероятностным и нечетким показателям, а также принятия решений.

                Поддержка планирования процессов осуществляется при помощи управления нормативной документацией и записями, где обозначены требования к процессам и продукции, в данном случае - результатам обучения, а также результаты проверки выполнения этих требований. При этом под планированием понимается поддержка документированных процедур СК, регламентирующих основные рабочие процессы вуза, включая возможность их задания и хранения в PDM-системе. Под управлением нормативной документацией подразумевается ее хранение в виде документов в PDM-системе (как привязанных к другим объектам, так и самостоятельных), хранение и отслеживание выполнения учебных планов, рабочих программ дисциплин, задание рабочих инструкций в виде шаблонов потоков работ, а также требований к знаниям и навыкам студентов, полученных в процессе обучения.

                Поддержка выполнения процессов реализуется при помощи автоматизированного управления потоками работ, составляющими основные рабочие процессы вуза: лекции, практические занятия, семинары, процессы ресурсного обеспечения и др.

                Поддержка проверки процессов и продукции (этап проверки) осуществляется при помощи хранения информации о характеристиках процессов и их результатов и, в некоторых случаях, их автоматизированного контроля, например, на основе текущего или итогового компьютерного тестирования студентов. В частности, проверка процессов включает отслеживание их выполнения (мониторинг), что обеспечивается подсистемой управления потоками работ PDM-системы. Поддержка "измерения" качества "продукции" происходит в данном случае через ввод, хранение и управление информацией о знаниях и навыках конкретных студентов, выраженной в виде их оценок, рейтингов и т.п.

                Стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5] выделены следующие основные процессы (группы процессов), входящие в модель СК организации:

               - реализующие ответственность руководства организации, то есть группа процессов управления организацией в целом и СК - в частности;
               - управления ресурсами и инфраструктурой организации;
               - взаимодействия с потребителями;
               - проектирования и разработки;
               - производства и предоставления услуг, включающие все контрольные операции, а также сбор и обработку данных о продукции и процессах;
               - совершенствования системы управления организацией и СК, как ее составляющей.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.