Введение
05.12.2006 02:29


                В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393).

                Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

  • реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах и ссузах в 80-х-90-х годах ХХ века, обусловленное рядом известных объективных причин;

  • переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования, а также систем управления и контроля качества для ссузов;

  • усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;

  • вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

  • регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования "Системы обеспечения качества подготовки специалистов" и других региональных конкурсов по качеству.

                При рассмотрении понятия "качество образования" следует учитывать ряд моментов. Под "качеством" в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников ОУ. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

                Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого ОУ, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.

                Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском образовании", постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими ОУ.

                С 2006 года в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1938 от 30.09.2005 г.) или систем управления и контроля качества для ссузов.

                По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе (ссузе), что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, которую в дальнейшем будем называть системой качества (СК) образовательного учреждения. Однако сами критерии наличия и эффективности СК ОУ в настоящее время четко не определены, что существенно затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации ОУ.

                Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему:

  1. Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса [1-2].

  2. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.

  3. Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

  4. Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

  5. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

                Целью настоящих методических материалов является помочь вузам (ссузам) в разработке и внедрении типовой модели системы качества образования при ее апробации, наиболее приемлемой для каждого конкретного ОУ. При этом необходимо сохранить принцип вариабельности моделей СК ОУ, при соблюдении основных требований стандартов и директив гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса и использовании большого положительного опыта, накопленного в управлении качеством образования на базе известных моделей систем качества. В связи с этим в основу настоящих практических рекомендаций положены принципы построения СК ОУ, базирующиеся на следующих документах и моделях систем качества образования:

  1. "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе" [3], разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.

  2. Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [4-6].

  3. Модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования "Системы обеспечения качества подготовки специалистов".

  4. Модель самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) [7].

                Принципы, на которых построены упомянутых выше документы и модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов ОУ и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента организации.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.