6.1. Общие принципы разработки системы измерений, мониторинга, анализа и улучшения процессов
07.12.2006 04:06


                Одним из основных принципов менеджмента качества является "Принятие решений, основанное на фактах и данных" [4]. Это означает, что эффективные управленческие решения основываются на анализе фактов, данных измерений и информации. Это предполагает построение в рамках СК ОУ действенной системы измерений, сбора и анализа информации обо всех процессах и аспектах деятельности ОУ и его взаимоотношениях с "внешней средой". Такая информация должна включать все определенные и "измеряемые" показатели качества всех процессов и результатов деятельности ОУ и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане развития.

                В целом процесс измерений, мониторинга и сбора данных в ОУ символически представлен на Рисунке 1.
                Все измеряемые показатели и характеристики качества процессов ОУ и результатов его деятельности можно условно разделить на три группы:
                1) Характеристики потенциала ОУ.
                2) Характеристики результатов деятельности ОУ, включая показатели качества подготовки специалистов (уровень их компетенций).
                3) Характеристики и оценки деятельности ОУ, полученные по результатам анкетирования всех заинтересованных сторон (студентов, выпускников, работодателей, представителей органов управления образованием и т.д.).
                С другой стороны, все измеряемые показатели и характеристики качества работы ОУ, как это показано на рисунке 6.1 можно условно разделить на:

  • внутренние характеристики качества процессов ОУ, используемые в основном для управления этими процессами в рамках СК ОУ и контроля степени достижения целей по различным процессам;

  • показатели аттестации и государственной аккредитации ОУ, используемые для внешней экспертизы и определяющие аккредитационный статус ОУ.

Рисунок 1. Процесс измерений, мониторинга и сбора данных о характеристиках качества процессов ОУ, включая показатели государственной аккредитации

                Граница между показателями последних двух групп достаточно размыта, т. к. постоянно проходит пересмотр показателей аттестации и государственной аккредитации, при этом в число этих показателей добавляются показатели, характеризующие и качество процессов работы ОУ и оценки этого качества со стороны потребителей. Такова общая тенденция.

                Действующий перечень показателей государственной аккредитации охватывает основные направления деятельности ОУ, но далеко не все. В процессе обсуждения находятся вопросы о введении показателей эффективности международного сотрудничества российских ОУ, результативности научных исследований по наличию патентов и свидетельств об открытиях, специфических показателей для профильных ОУ, например, медицинских, военных, ОУ искусств и т. д.

                С развитием системы образования, изменением социально-экономических условий будет совершенствоваться и модифицироваться перечень измеряемых показателей. Еще более гибко могут реагировать на состояние системы образования критериальные значения показателей аккредитации, расчет которых производится в определенный период времени. Процедура ежегодного обновления данных о деятельности ОУ позволяет проводить мониторинговые исследования состояния системы образования и судить о приоритетных направлениях ее развития. Но важно понимать, что показатели, используемые для принятия решения, будут выступать в качестве вектора целенаправленного движения всей системы образования и определять ее развитие.

                Хотя все показатели государственной аккредитации, так или иначе, влияют на качество образовательного процесса и его результатов, непосредственно с внутривузовским механизмом гарантии качества образования связан только показатель 1.2 "Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества".

                В приложении И приводятся возможные измеряемые показатели и характеристики качества процессов ОУ и результатов его деятельности, включая показатели аттестационной экспертизы и государственной аккредитации, в привязке к выделенным основным рабочим процессам ОУ, перечисленным в реестре рабочих процессов ОУ.

                При этом звездочкой "*" отмечены показатели государственной аккредитации, вступившие в силу с 1 января 2006 г. и введенные в действие Приказом Рособрнадзора N 1938 от 30.09.05 [12].

                Таблица включает показатели и характеристики, традиционно измеряемые в вузе (например, оценки и результаты промежуточных и итоговой аттестаций), а также дополнительно рекомендуемые показатели и характеристики качества образовательного процесса и его результатов.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.