1.4. Структура типовой модели СК ОУ в контексте общей системы управления вузом
20.11.2006 20:32


                Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4] менеджмент качества - это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

               Система качества образовательного учреждения является частью системы менеджмента организации, и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон.

               Цели в области качества дополняют другие цели ОУ, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Различные части системы менеджмента ОУ могут быть интегрированы вместе с СК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.

               СК ОУ является основой постоянного улучшения процессов ОУ и предназначена для практической реализации стратегии ОУ по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.

               В узком смысле управление качеством образования - это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ.

В соответствии с терминологическим словарем в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования [11] под системой качества ОУ понимается "система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей". Обобщенная типовая модель СК ОУ представлена на рисунке 1.4. Предлагаемая модель в целом соответствует Стандартам и Директивам ENQA [3], а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) [4-6] и представляет собой упорядоченную совокупность рекомендаций, которые не предполагают строгое их исполнение, и не должны интерпретироваться как предписание, не подлежащее изменениям. В том случае, когда типовая модель затрагивает области, которые регламентируются требованиями ГОС, органов лицензирования и аккредитации, стандартами и директивами ENQA, образовательное учреждение должно гарантировать, что надлежащие механизмы гарантии качества действуют и доступны для независимой экспертизы.

               Модель включает пять взаимосвязанных и взаимодействующих групп компонентов, составляющих требований по различным ее аспектам:

               1. Ответственность руководства - деятельность руководства, включающая совокупность организационных мероприятий в рамках СК ОУ, а также разработку политики и целей в области качества деятельности ОУ.

               2. Процессы и деятельность ОУ.

3. Документации СК ОУ, регламентирующая основные виды деятельности и процессы ОУ (на рисунке 1. не показана).

               4. Измерения, мониторинг, анализ и улучшение процессов.

               5. Менеджмент ресурсов, обеспечивающий функционирование всех 4-х предыдущих групп компонентов.

Рисунок 1.- Обобщенная типовая модель СК ОУ.

               Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4] менеджмент качества - это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. На рисунке 2. показана структура СК ОУ с учетом типовой модели, представленной на
рисунке 1.

               На рисунке 3. показана детализированная структура СК ОУ с учетом выделенных выше пяти групп компонентов, составляющих требований по различным ее аспектам.

Рисунок 2. - Структура системы качества ОУ

Рисунок 3. - Совокупность групп компонентов, составляющих требования по различным аспектам типовой модели СК ОУ

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.