1.3. Особенности терминологии в области управления качеством образования
20.11.2006 20:52


                При рассмотрении такой относительно новой области, как качество образования очень важно четко определить используемую терминологию. В рамках выполнения проекта по разработке типовой модели СК ОУ (Госконтракт от 15 сентября 2005 г. N 715) был разработан Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования [11].

                Терминологический словарь содержит основные термины и их определения в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования, а также перечень основных международных организаций и документов в области качества образования со ссылками на соответствующие информационные ресурсы Интернет.

                При составлении словаря сделана попытка адаптации современной терминологии менеджмента качества применительно к проблемам качества в образовании с учетом терминологии, используемой в национальной системе управления качеством образования и Болонском процессе. В основу словаря положен ряд важнейших терминов, основным из которых является " Гарантии качества в образовании" , который фактически является аналогом термина " Менеджмент качества" (в соответствии со стандартами серии ISO 9000:2000) [4-6].

                Введение этого термина было обусловлено требованиями документа "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе" [3], разработанного Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. Согласно упомянутому документу гарантии качества в образовании могут рассматриваться как все виды скоординированной деятельность по руководству и управлению образовательным учреждением (ОУ) применительно к качеству, что, в свою очередь, позволяет провести декомпозицию этой деятельности на:

  • планирование качества, т.е. деятельность, направленную на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования;

  • управление качеством, т.е. методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;

  • оценку качества, т.е. деятельность, направленная на создание уверенности руководства и потребителей, что требования к качеству образования будут выполнены. К данному виду деятельности относится деятельность самого ОУ, заинтересованных сторон и третьей стороны по самооценке и оценке СК ОУ, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов;

  • улучшение качества, т.е. все виды деятельности ОУ, направленные на улучшение способности выполнить требования к качеству образования, при этом требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность, прослеживаемость и др.

  •                 На рисунке 1. представлена структура " Гарантии качества в образовании", как совокупности упомянутых выше направлений деятельности ОУ.

                    При работе над терминологией достаточно важно установить логические связи между основными понятиями, которые основываются на иерархических отношениях между признаками видов, таким образом, чтобы наиболее экономное описание понятия образовывалось путем наименования его видов и описания признаков, отличающих его от стоящих выше или соподчиненных понятий. Такие связи между понятиями удобно представлять графически.

                    Существуют три основных вида связей между понятиями: родовидовые, партитивные и ассоциативные. При родовидовой связи субординатные понятия в рамках иерархии наследуют признаки суперординатного понятия и содержат описания тех признаков, которые отличают их от суперординатных (вышестоящих) и координатных (соподчиненных) понятий, например связь понятий " весна", "лето", "осень" и "зима" с понятием " время года" .

                    При партитивной связи субординатные понятия в рамках одной иерархической системы являются частью суперординатного понятия, например понятия "весна", "лето", "осень" и "зима" могут быть определены как части "года" . Партитивные отношения изображаются в виде грабель, при этом единичные части изображаются одной чертой, а множественные - двумя.

                    Ассоциативные связи не столь экономичны, как родовидовые и партитивные связи, однако они помогают определить природу взаимоотношений между двумя понятиями в рамках системы понятий, например причина и следствие, действие и место, действие и результат, инструмент и функция, материал и продукция.

    Рисунок 1. - Структура понятия "Гарантии качества в образовании".

                    Ассоциативные связи изображаются одной чертой с двунаправленными стрелками -
    Рисунок 2.

    Рисунок 2 - Графическое представление ассоциативной связи

                    На рисунке 3. представлены логические связи между основными понятиями, положенными в основу настоящего терминологического словаря [11].

    Рисунок 3. - Логические связи между основными понятиями в области качества образования.

    Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.