3.1. Формирование организационной структуры СК ОУ
27.11.2006 02:46


                Ответственность руководства распространяется на мероприятия по инициации создания СК ОУ, формированию организационной структуры СК ОУ, разработке политики и целей в области качества, процессов стратегического планирования, а также регулярного контроля функционирования СК ОУ. Приверженность высшего руководства идеям качества и его способность выделять соответствующие ресурсы в основном определяет успешность реализации планов по внедрению СК ОУ.

                Управление СК вуза (ссуза), как составная часть общей системы менеджмента ОУ основывается на:

  • четком определении функций всех должностных лиц и сотрудников;

  • определении их взаимодействия при выполнении своих функций;

  • разграничении ответственности и полномочий сотрудников.

                Задача разграничения ответственности и полномочий относится к основным видам деятельности руководства по управлению качеством (см. п. 1.5 плана разработки и внедрения СК ОУ). Гарантии качества в ОУ, как и в любой другой организации, могут быть обеспечены только соответствующей организационной структурой, которая обычно называется организационной структурой системы качества.

                Каждое ОУ в зависимости от поставленных целей в области качества и имеющихся ресурсов выбирает собственную организационную структуру СК, наиболее соответствующую его традициям и сложившейся практике работы. Тем не менее, примеры типовых структур (на базе лучших практик) могут помочь вузам при выборе оптимального для них варианта.

                На рисунке 1 представлен пример возможной организационной структуры СК вуза (ссуза). Ниже перечислены функции, которые могут выполняться отдельными должностными лицами и подразделениями, входящими в организационную структуру СК ОУ.

                1) Представитель руководства вуза по качеству - лицо ответственное за создание, поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение СК ОУ. Функции представителя руководства по качеству сводятся к следующим:

                а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СК;

                б) представление отчетов высшему руководству ОУ о функционировании СК и необходимых улучшениях;

                в) содействие распространению понимания требований потребителей по всему ОУ.

                Обязанности представителя руководства по качеству в ОУ могут быть возложены, например, на одного из проректоров (для вуза) или заместителей директора (для ссуза). Может быть также введена специальная должность, например, проректора по качеству.

                2) Совет по качеству при ректоре вуза (ссуза), может формироваться из представителей руководства (ректората) и уполномоченных по качеству различных подразделений и служб ОУ. В его функции могут входить планирование и координация работ по созданию и совершенствованию СК ОУ, а также решение некоторых принципиальных вопросов ее развития. Заседания Совета по качеству обычно проводятся 1 раз в месяц или по мере необходимости, и на них решаются принципиальные вопросы создания, внедрения и совершенствования СК ОУ. Наиболее важные вопросы могут выноситься на рассмотрение Ученого Совета вуза.

Рисунок 1. Пример организационной структуры СК ОУ

               ) Служба качества вуза (ссуза) может создаваться в случае необходимости и является структурным подразделением, основной функцией которого является непосредственная разработка, внедрение и совершенствование СК и ее документации.

                Основными задачами службы качества могут являться разработка и внедрение СК по следующим этапам:

  • разработка проекта политики руководства ОУ в области качества;

  • разработка плана создания и внедрения СК ОУ;

  • разработка и внедрение организационной структуры СК ОУ;

  • разработка функциональной схемы оказания образовательных услуг с указанием обязанностей и задач всех подразделений, входящих в СК, а также других подразделений, оказывающих прямое или косвенное влияние на качество образовательных услуг;

  • организация проведение внутренних аудитов и самооценки ОУ его структурных подразделений и процессов и подготовка отчетов руководству;

  • разработка предложений руководству по совершенствованию материально-технической базы и документации в соответствии с существующими требованиями;

  • разработка предложений по работе с персоналом (повышение квалификации и аттестация персонала);

  • разработка документации СК ОУ, включая необходимые формы и записи, документированные процедуры, Руководство по качеству, совместно с уполномоченными по качеству и группами качества факультетов, кафедр и других структурных подразделений ОУ;

  • упорядочение рабочих процессов в ОУ, определение измеряемых параметров и характеристик их качества, методов их измерения и сбора информации; участие в процессе сертификации СК (если необходимо);

  • поддержание эффективного функционирования и управления СК ОУ.

                Основные функции службы качества:

  • взаимодействие с внешней средой ОУ в сфере заказчиков и потребителей образовательных услуг;

  • реализация политики в области качества;

  • планирование качества учебного процесса;

  • организация работ по улучшению качества;

  • обучение и мотивация персонала совместно с другими структурами СК вуза (ссуза);

  • проектирование процесса предоставления образовательных услуг;
    проведение различных мониторинговых и контрольных операций контроля качества рабочих процессов и их результатов;

  • методическая и консультационная поддержка работ по внедрению методов менеджмента качества и разработки документации в структурных подразделениях вуза (ссуза);

  • сбор и анализ информации о качестве предоставляемых образовательных услуг;

  • разработка предупреждающих и корректирующих мероприятий:

  • подготовка предложений по устранению несоответствий, повышению квалификации и мотивации персонала, улучшению материальной базы, улучшению управления ОУ и качеством образования.

  • доведение выработанных предложений до руководства;

  • Деятельность службы качества ОУ обычно регламентируется: уставом ОУ;

  • положением о Службе качества ОУ;

  • решениями Ученого совета, приказами и распоряжениями ректора (директора);

  • решениями Совета по качества;

  • рекомендациями международной организации по стандартизации (ISO); приказами и инструктивными документами Минобрнауки РФ и другими документами.

                Служба качества возглавляется руководителем, который может назначаться и освобождаться от должности приказом ректора (директора) ОУ по представлению представителя руководства ОУ по качеству. Служба качества решает возложенные на нее задачи во взаимодействии с руководством ОУ, факультетами, кафедрами, учебно-методическими комиссиями факультетов и другими структурами, включенными в организационную структуру СК ОУ.

                Создание службы качества, как отдельного структурного подразделения ОУ, обычно оформляется приказом Ректора (директора ОУ), который дополняется утвержденным Положением о службе качества. В Приложении А приведен проект такого приказа, а в Приложении Б - примерное Положения о службе качества университета.

                4) Уполномоченные по качеству и группы качества структурных подразделений (факультетов, кафедр и др.) , являются проводниками политики в области качества на всех уровнях структуры ОУ. Совместно со Службой качества они участвуют в разработке документации СК, проведении внутренних аудитов и самооценки, обработке полученных данных, формировании и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий.

                5) Инфраструктура поддержки СК ОУ может включать, в частности:

  • кафедры, проводящие подготовку специалистов в области управления качеством;

  • различные научно-исследовательские институты и центры;

  • органы по сертификации систем менеджмента качества;

  • центры менеджмента качества в образовании или гарантий качества и т. д.

                Так, в частности, Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО) может представлять собой учебно-методическое и консультационное подразделение, в организационной структуре СК ОУ. В функции ЦМКО могут входить:

  • методическая и консультационная поддержка при разработке концепции внедрения принципов и методов менеджмента качества в ОУ, миссии, видения, политики, целей и задач в области качества;

  • разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по вопросам менеджмента качества в образовании или гарантий качества в соответствии со стандартами и директивами ENQA, включая методические указания и рекомендации по построению и внедрению СК ОУ, пособия, курсы лекций, учебники, компакт диски и т. п.;

  • организация и проведение семинаров, циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области гарантий качества для руководителей разного уровня и сотрудников, работников других образовательных учреждений;

  • методическая и консультационная помощь в работе по созданию, внедрению и совершенствованию СК ОУ, включая разработку методик, типовых форм документов, форм анкет для различных групп потребителей и т. п.;

  • организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам управления качества в образовании;

  • содействие работе Совета по качеству ОУ;

  • поддержание в сети Интернет Web-сайта по вопросам качества в образовании;

  • организация и обеспечение консультаций, экспертизы и услуг, предоставляемых образовательными учреждениями по подготовке кадров в области стандартизации, сертификации и управления качеством для всех заинтересованных сторон;

  • организация работы по участию в проведении конкурсов Минобрнауки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов";

  • развитие международного сотрудничества в области гарантий качества в образовании и др.

                Представленный на рисунке 3.1 пример дает лишь общие направления путей построения организационной структуры СК ОУ и оставляет каждому ОУ право выбора собственной структуры.

                Необходимо отметить, что формирование организационной структуры СК ОУ является диалектическим процессом, в том смысле, что заранее, как правило, невозможно однозначно определить требуемую структуру и ввести ее одним приказом по ОУ. По мере разработки и внедрения СК ОУ может возникнуть необходимость в создании дополнительных подразделений или наделения дополнительными полномочиями должностных лиц или существующих подразделений в рамках организационной структуры СК.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.