3.2. Формулировка миссии, видения, политики и целей в области качества
26.11.2006 22:03


                Согласно требованиям стандартов ENQA [3] учебные заведения должны иметь политику, цели и соответствующие процедуры гарантии качества. Стратегия, политика и процедуры должны обладать официальным статусом и должны находиться в свободном доступе. На основе всестороннего изучения и оценки текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы, других потребителей и заинтересованных сторон, включая персонала ОУ, руководство ОУ должно сформулировать доктрину в области качества ОУ, которая определяет:

  • политику ОУ в области качества образовательной и научной деятельности,

  • стратегические цели деятельности ОУ, включая внедрение системы качества,

  • ожидаемые результаты и механизмы их достижения,

  • гарантии реализации доктрины.

                Дополнительно, доктрина может включать в себя формулировку миссии, основных ценностей, видения будущего, целей и задач ОУ с проекцией этих целей и задач на конкретные подразделения и мероприятия. При этом под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50 слов), определяющее:

  • позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?);

  • стержневые цели существования организации (для чего мы существуем?);

  • основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?);

  • ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой продукции и/или услуг (что мы гарантируем и за счет чего?).

                Миссия должна подчеркивать специфику и уникальность данного ОУ, по сравнения с другими, и является основой для дальнейшей разработки политики ОУ. В Приложениях В и Г в качестве примера представлены Миссии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" и Томского политехнического университета.                 В число основных ценностей данного ОУ могут включаться: потребители и другие заинтересованные стороны (студенты, работодатели, общество и т. п.), персонал вуза и научные школы, имидж вуза на региональном, национальном и международном уровнях, открытость вуза для общества, материально-техническая база, современные технологии обучения и др.

                Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния ОУ по всем его основным направлениям деятельности на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5, 10 и 20 лет. Часто при формулировке видения определяются наиболее важные для ОУ области развития, о которых необходимо заботиться для достижения долговременного успеха. Видение должно вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных перспектив и является основой для разработки стратегического плана развития ОУ.

                Политика в области качества - общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
                Политика должна:

  • соответствовать стратегическим целям организации;

  • включать требования по постоянному улучшению деятельности;

  • постоянно анализироваться на пригодность;

  • быть доведена до сведения всего персонала.

                Политика в области качества включает в себя широкую постановку намерений и целей ОУ. Она определяется высшим руководством ОУ, излагается в письменной форме, должна быть официально провозглашена (опубликована) руководством и доведена до сведения всего персонала ОУ (его подразделений).

                В Приложении Д в качестве примера приведен проект приказа по университету об утверждении Политики в области качества, а В Приложении Е - Политика в области качества Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ".

                Миссия, видение и политика в области качества должны быть понятны и приниматься всеми. При этом важно, чтобы поставленные цели имели конкретное выражение в виде некоторых измеряемых показателей и характеристик, что позволяет четко контролировать степень достижения целей. Цель в области качества - то, чего добивается или к чему стремится ОУ в области качества.

                Необходимо разрабатывать достижимые и измеримые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.