3.4.2 Модель совершенствования деятельности вуза (ссуза) в области менеджмента качества
23.11.2006 23:52


                Модель совершенствования деятельности вуза [13-16] (ссуза), в первую очередь, предназначена для стимулирования ОУ к применению принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) [17] и поиску постоянного улучшения СК. Под "Моделью совершенствования деятельности ОУ" понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности ОУ с позиций менеджмента качества, а также описание "уровней совершенства" (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы ОУ, направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель включает 9 критериев, а также 55 подкритериев и составляющих, перечень которых представлен в Таблице 1.

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

1.1 Личное участие руководства ОУ в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества
1.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества (СК) ОУ
1.3 Личное участие руководства ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.)
1.4 Личное участие руководства ОУ в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности
1.5 Личное участие руководства ОУ в подготовке и организации проведения лицензирования, аттестации, государственной и общественно-профессиональной аккредитации
Критерий 2. Политика и стратегия

2.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала ОУ, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.)
2.2 Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования ОУ при формировании его политики и стратегии
2.3 Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы ОУ
2.4 Механизмы информирования персонала ОУ и студентов о проводимой политике и стратегии
Критерий 3. Менеджмент персонала

3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала
3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации
3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ
3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством ОУ
3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала
Критерий 4. Ресурсы и партнеры

4.1 Управление финансовыми ресурсами
4.2 Управление материальными ресурсами
4.3 Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний
4.4 Управление информационными ресурсами
4.5 Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами)
Критерий 5. Менеджмент процессов

5.1 Деятельность по разработке, внедрению и улучшению СК ОУ
5.1.1 Внедрение процессного подхода
5.1.2 Управление документацией
5.1.3 Управление записями
5.1.4 Планирование и построение организационной структуры СК, распределение ответственности и полномочий
5.1.5 Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ
5.1.6 Планирование процессов ОУ
5.1.7 Внутренние аудиты (проверки) и самооценка ОУ и его структурных подразделений
5.1.8 Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия
5.2 Основные процессы научно-образовательной деятельности
5.2.1 Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда
5.2.2 Проектирование и разработка образовательных программ
5.2.3 Довузовская подготовка и прием студентов
5.2.4 Реализация основных образовательных программ
5.2.5 Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми
5.2.6 Проектирование и реализация программ дополнительного образования
5.2.7 Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) (
5.2.8 Научно-исследовательская и инновационная деятельность
5.3 Вспомогательные процессы ОУ
5.3.1 Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса
5.3.2 Кадровое обеспечение
5.3.3 Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов
5.3.4 Управление образовательной средой
5.3.5 Издательская деятельность
5.3.6 Библиотечное и информационное обеспечение
5.3.7 Управление инфраструктурой и производственной средой
5.3.8 Обеспечение БЖД
5.3.9 Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ
Критерий 6. Удовлетворенность потребителей

6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников
6.1.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников
6.1.2 Уровень удовлетворенности студентов и выпускников
6.2 Удовлетворенность работодателей
6.2.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей
6.2.2 Уровень удовлетворенности работодателей
Критерий 7. Удовлетворенность персонала

7.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала
7.2 Уровень удовлетворенности персонала
Критерий 8. Влияние ОУ на общество

8.1 Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество
8.2 Уровень восприятия ОУ обществом
Критерий 9. Результаты деятельности ОУ

9.1 Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ
9.2 Финансовые результаты деятельности ОУ
9.3 Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ

                В основу Модели положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) [18] и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования "Системы обеспечения качества подготовки специалистов" [19], которые дополнены стандартами и директивами ENQA [3], требованиями и рекомендациями стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [4-6].

                Девять критериев Модели, как и в моделях, взятых за основу, сформированы в две группы: критерии группы "Возможности" и критерии группы "Результаты". Последние оцениваются по обратной связи, и предпринимаются шаги, приводящие в результате к новым действиям и улучшениям. Таким образом, в каждом критерии реализуется цикл Э. Деминга (Plan-Do-Check-Act) [17], т.е. процесс постоянного совершенствования. Все критерии разбиты на подкритерии и их составляющие, перечень которых формировался на базе проведенного анализа моделей управления в области менеджмента качества, ключевых направлений деятельности и процессов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг и задач, стоящих перед учебными заведениями РФ в плане совершенствования систем управления на принципах менеджмента качества.

                1.1. Критерии группы "Возможности"

                В данном разделе приведено краткое описание содержания критериев группы "Возможности" Модели. Перечень подкритериев и составляющих критериев представлен в таблице 1.

                Критерий 1 "Лидирующая роль руководства"
                Критерий "Лидирующая роль руководства" показывает, как руководство на исследуемом уровне организации проявляет личное лидерство в своем поведении, в вопросах качества и принятии решений. Основными его элементами являются личное участие руководства в определении миссии, видения, политики и стратегии ОУ, обеспечение разработки и внедрения СК и др. В зависимости от уровня, на котором проводится самооценка, "руководство" можно рассматриваться как ректор (директор) и проректоры (зам. директора) и т. п.

                Критерий 2 "Политика и стратегия"
                Критерий "Политика и стратегия" касается целей и стратегических планов ОУ, используемых для реализации этих целей. Политика затрагивает различные аспекты деятельности ОУ. Этот критерий характеризует, как учебное заведение реализует свое предназначение посредством четко сформулированной, нацеленной на соблюдение всех заинтересованных сторон стратегии, поддерживаемой соответствующими технической политикой, планами, целями, задачами и производственными процессами.

                Критерий 3 "Менеджмент персонала"
                Критерий "Менеджмент персонала" касается как количественного, так и качественного аспекта управления персоналом ОУ. Этот критерий характеризует, как учебное заведение управляет персоналом, способствует повышению уровня знаний, квалификации и полному раскрытию потенциала своих сотрудников на индивидуальном, групповом и организационном уровнях, как осуществляет планирование своей деятельности в этих областях в интересах поддержания политики и стратегии, эффективного протекания процессов.

                Критерий 4 "Ресурсы и партнеры"
                Этот критерий характеризует, как ОУ планирует отношения с внешними партнерами и управляет внутренними ресурсами в целях поддержания политики и стратегии, а также обеспечения эффективности своих процессов.

                Критерий 5 "Менеджмент процессов"
                Этот критерий характеризует, как ОУ планирует, проектирует и совершенствует свои процессы и управляет ими с целью реализации политики и стратегии и наиболее полного удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон. Основу критерия составляют процессы ОУ, выделенные в документе "Практические рекомендации (предложения) по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов". При этом в критерии "Менеджмент процессов" выделены три подкритерия:

                5.1 Деятельность по разработке, внедрению и улучшению СК ОУ;
                5.2 Основные процессы научно-образовательной деятельности;
                5.3 Вспомогательные процессы ОУ.

                Каждый из этих подкритериев разбит на определенное количество составляющих (видов деятельности, процессов) (см. таблицу 3.1), причем оценка "уровня совершенства" каждой составляющей производится отдельно.

                Виды деятельности в рамках "Ответственности руководства (деятельности) по управлению качеством образования", выделенные в документе "Практические рекомендации (предложения) по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов", отражены в описании "уровней совершенства" подкритериев критериев 1 "Лидирующая роль руководства", 2 "Политика и стратегия" и составляющих подкритерия 5.1 "Деятельность по разработке, внедрению и улучшению СК ОУ". Также согласно выше упомянутому документу, "Деятельность в рамках процессов по измерению анализу и улучшению" является составной частью основных и вспомогательных процессов ОУ и отражена в описании "уровней совершенства" составляющих подкритерия 5.1.

                1.2. Критерии группы "Результаты"
                ОУ может оценить результаты своей деятельности по критериям удовлетворенности своих потребителей, удовлетворенности персонала ОУ, обратной связи с обществом в целом и результатам своей деятельности (финансовым и нефинансовым).

                При формировании критериев группы "Результаты" использованы следующие принципы:

  • подкритерии группы "Результаты" должны отражать три основных аспекта: совершенство механизмов сбора и анализа информации относительно удовлетворенности потребителей, персонала и общества, степень удовлетворенности потребителей, персонала и общества различными аспектами деятельности ОУ (на основании их реального анкетирования) и косвенные свидетельства удовлетворенности заинтересованных сторон;

  • степень удовлетворенности потребителей, персонала и общества должна оцениваться относительно всех аспектов деятельности ОУ, которые определяются подкритериями и составляющими критериев группы "Результаты" и относятся к рассматриваемой группе потребителей. Это позволяет реализовать для каждого критерия цикл Э. Деминга (PDCA) [17], т.е. процесс постоянного совершенствования деятельности ОУ по всем направлениям;

  • конкретные показатели и индикаторы, относительно которых оценивается степень удовлетворенности заинтересованных сторон, могут быть детализированы с учетом специфики деятельности ОУ.

                Исходя из этих принципов, определены следующие критерии группы "Результаты", их подкритерии и составляющие (см. таблицу 1.1):

                Критерий 6 "Удовлетворенность потребителей"
                Подкритерии и их составляющие:

               6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников
                6.1.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников.
                6.1.2 Уровень удовлетворенности студентов и выпускников.

                6.2. Удовлетворенность работодателей
                6.2.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей.
                6.2.2 Уровень удовлетворенности работодателей.

                Критерий 7. "Удовлетворенность персонала"
                Подкритерии и их составляющие:

                7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала.
                7.2. Уровень удовлетворенности персонала.

                Критерий 8. "Влияние ОУ на общество"
                Подкритерии и их составляющие:

                8.1. Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество.
                8.2. Уровень восприятия ОУ обществом.

                Критерий 9. "Результаты деятельности ОУ".
                Подкритерии и их составляющие:

                9.1. Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ.
                9.2. Финансовые результаты деятельности ОУ.
                9.3. Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ.

                Подкритерии и составляющие критериев группы "Результаты" так же как и критериев группы "Возможности" оцениваются по квалиметрическим шкалам "уровней совершенства".

                1.3. Квалиметрические шкалы "уровней совершенства"
                Оценка "уровня совершенства" СК ОУ по всем подкритериям и составляющим Модели совершенствования деятельности ОУ может осуществляться примерно одинаково. В основу описания "уровней совершенства" подкритериев, составляющих (видов деятельности, работ) положены следующие шесть "измерений", соответствующих базовым принципам TQM [17]:

                1) Степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения требованиям ГОС ВПО и до полного учета интересов всех заинтересованных сторон).

                2) Степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии).

                3) Степень распространенности в ОУ применяемого подхода по уровням управления, различным подразделениям и процессам.

                4) Степень вовлеченности персонала ОУ в соответствующие процессы.

                5) Степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам).

                6) Степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем.

                Для оценки "уровней совершенства" всех подкритериев и составляющих с учетом перечисленных выше "измерений" разработаны специальные квалиметрические шкалы на основе технологии бенчмаркинга, представленные в Приложении 1. Квалиметрические шкалы вербально описывают пять упорядоченных "уровней совершенства" или стадий развития подкритериев и составляющих. Это позволяет перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев (видов деятельности, работ) к их количественной оценке, соответствующей номеру выбранного "уровня совершенства" от 1 до 5 по 10-ти бальной числовой шкале.

                Модель совершенствования деятельности ОУ и квалиметрические шкалы "уровней совершенства" положены в основу методики самооценки ОУ.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.