3.4.3 Методика самооценки вуза (ссуза) на основе модели совершенствования деятельности
22.11.2006 00:52


                В основу методики самооценки ОУ положена Модель совершенствования деятельности ОУ [7, 13-16]. Процесс самооценки основан на использовании совокупность квалиметрических шкал, каждая из которых описывает возможные уровни совершенства подкритериев и составляющих Модели совершенствования деятельности ОУ.

                Настоящая методика самооценки может применяться:

  • при проведении самооценки деятельности учебного заведения по Модели совершенствования деятельности ОУ с целью постоянного совершенствования внутренних процессов управления и повышения качества научно-образовательного процесса;

  • при проведении аттестационной экспертизы и государственной аккредитации ОУ.

                2.1 Общие положения
                Прежде чем начать самооценку нужно:

  • определить, кто ей руководит;

  • быть уверенным, что специалисты, организующие и проводящие самооценку, являются профессионалами в этом деле;

  • быть уверенным, что самооценка проводится по необходимым причинам и в нужное время;быть уверенным, что самооценка получит понимание персонала ОУ, и ее результаты будут использованы для улучшения СК;

  • использовать правильную методику самооценки, которой можно управлять.

                Самооценка может проводиться на различных уровнях ОУ:

               - ОУ в целом;
               - в отдельных подразделениях ОУ;
               - для отдельных процессов ОУ.

Процедура самооценки ОУ строится на следующих основных принципах:

  • самооценка проводится руководством и компетентными специалистами. При необходимости привлекаются независимые эксперты, которые оценивают готовность ОУ в соответствии с предложенными критериями и их составляющими;

  • специалисты и эксперты подбираются по направлениям деятельности, к которым имеют отношение оцениваемые ими группы показателей;

  • на основании рекомендаций по оценке выставляются оценки по каждой составляющей каждого критерия по 10-ти бальной шкале;

  • таблицы оценок, выставленных разными экспертами, согласуются в процессе обсуждения на семинаре, и на основе консенсуса вырабатывается общая таблица согласованных оценок составляющих критериев для данного ОУ;

  • полученная согласованная таблица оценок обрабатывается с учетом весовых коэффициентов составляющих и подкритериев;

  • могут быть рассчитаны численные оценки интегрального показателя степени совершенства СК ОУ в рамках Модели с учетом весовых коэффициентов критериев. Эти оценки являются уникальными для каждого ОУ. Они могут применяться для анализа динамики роста организационной зрелости данного учебного заведения во времени;

  • по результатам самооценки может быть подготовлено заключение, содержащее обобщенные данные самооценки ОУ (средние значения оценок по каждому критерию и подкритериям, лепестковая диаграмма в разрезе всех критериев) и конкретные рекомендации по улучшению тех или иных процессов. Эти данные поясняют полученные результаты и могут использоваться в ходе последующей работы по улучшению процессов в ОУ.

               После принятия руководством ОУ принципиального решения о проведении самооценки необходимо провести ряд подготовительных мероприятий и собственно мероприятий по самооценке.

                2.2. Процедура проведения самооценки

                1) Формирование рабочей группы для самооценки и первичное распределение обязанностей
                Для оценки уровней совершенства критериев и их составляющих, анализа результатов и формулировки выводов и рекомендаций по дальнейшему улучшению могут привлекаться руководители различных уровней и подразделений ОУ, компетентные специалисты (эксперты), работающие в соответствующих подразделениях, а также, профессорско-преподавательский состав и вспомогательный персонал. Участие в самооценке различных групп персонала ОУ является предпочтительным, т.к. это позволяет учесть и скорректировать мнения различных сторон и существенно повышает уровень объективности самооценки, коммуникации, вовлеченности персонала и доверия к полученным результатам.

                В то же время основными критериями при формировании рабочей группы, участвующей в самооценке, является компетентность членов группы в рассматриваемых вопросах (в оцениваемых критериях и их составляющих) и их осведомленность о реальном положении дел в ОУ по оцениваемой проблеме.

                При этом различные критерии и даже различные составляющие критериев могут оцениваться различными членами рабочей группы. Каждый критерий и каждая его составляющая могут оцениваться независимо несколькими экспертами, после чего проводится процедура согласования самооценки по данному критерию или составляющей.

                После формирования состава рабочей группы по самооценке необходимо четко распределить обязанности членов группы - кто, и какие критерии и их составляющие будет оценивать, как будут согласовываться мнения различных экспертов, и как будут использоваться результаты самооценки. В процессе этой работы может появиться необходимость в изменении или увеличении состава рабочей группы. Если несколько экспертов оценивают один критерий или одну составляющую независимо, то выбор этих экспертов должен производиться с особой тщательностью, чтобы обеспечить репрезентативность выборки мнений и наиболее широкий взгляд на рассматриваемый вопрос в рамках всего ОУ. Часто весьма ограниченное число сотрудников ОУ (например, ректор (директор), проректор (зам. директора), руководители подразделений) знакомо с некоторыми аспектами проводимого опроса, поэтому основная роль в проводимой самооценке ложится на этих сотрудников.

                2) Инструктаж рабочей группы по самооценке
                В процессе специального инструктивного совещания рабочей группы по самооценке необходимо:

  • довести до сведения членов группы цели и задачи проводимой самооценки;

  • уточнить обязанности членов группы - кто, и какие критерии и их составляющие будет оценивать;

  • объяснить членам рабочей группы правила заполнения исходных опросных форм (квалиметрических шкал);

  • определить процедуры коммуникации между членами рабочей группы и согласования мнений различных экспертов по одним и тем же критериям и составляющим;

  • определить, кем и как будут использоваться результаты самооценки.

                Рекомендуется также составить план-график проведения самооценки с указанием основных этапов, сроков их проведения и ответственных лиц.

                3) Подготовка и рассылка исходных опросных форм
                Размножается необходимое число исходных опросных форм, построенных на базе квалиметрических шкал "уровней совершенства" подкритериев и составляющих Модели (Приложение 1), которые рассылаются экспертам, участвующим в самооценке.

                4) Процедура самооценки и правила заполнения исходных опросных форм
                Для оценки "уровня совершенства" СК по всем подкритериям и составляющим модели с учетом "измерений", перечисленных в разделе 1.3 разработаны специальные квалиметрические шкалы, которые вербально описывают пять упорядоченных "уровней совершенства" или стадий развития подкритериев и их составляющих. Этим пяти "уровням совершенства" поставлена в соответствие 10-ти бальная числовая шкала (от 1 до 10 баллов). При этом в зависимости от полноты выполнения требований соответствующего "уровня совершенства" по конкретному подкритерию может быть выставлена одна из следующих оценок:

для 1-го уровня совершенства - 1-2;

для 2-го уровня совершенства - 3-4;

для 3-го уровня совершенства - 5-6;

для 4-го уровня совершенства - 7-8;

для 5-го уровня совершенства - 9-10.

                Это позволяет перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев (видов деятельности, работ) к их количественной оценке по 10-ти бальной числовой шкале. При этом алгоритм определения оценочного числа баллов выглядит следующим образом:

                1) Для каждого подкритерия Модели последовательно сверху вниз рассматривается описание каждого "уровня совершенства" и определяется наивысший уровень, требования которого частично или полностью выполнены.

                2) Если по конкретному аспекту деятельности (подкритерию или его составляющей) ОУ удовлетворяет всем требованиям рассматриваемого "уровня совершенства", то рассматриваемому подкритерию присваивается наивысшая оценка для данного уровня - четная (для 1-го - 2, для 2-го - 4, для 3-го - 6 и т. д.).

                3) Если по конкретному аспекту деятельности (подкритерию или его составляющей) ОУ удовлетворяет только нескольким требованиям (менее половины) рассматриваемого "уровня совершенства", то рассматриваемому подкритерию присваивается низшая оценка для данного уровня - нечетная (для 1-го - 1, для 2-го - 3, для 3-го - 5 и т. д.).

                Члены рабочей группы по самооценке внимательно знакомятся с описанием шкал "уровней совершенства" различных составляющих критериев, приведенным в формах опросных листов. Они оценивают по заданной шкале уровень, на котором, по их мнению, находятся те или иные составляющие критериев Модели.

                Оценка может производиться индивидуально или при работе в группах. Если респонденты ощущают недостаток опыта при оценке тех или иных составляющих, особенно, когда подобная самооценка применяется в ОУ впервые, рекомендуется проводить оценку в группах под руководством опытного эксперта, который в состоянии объяснить то, что непонятно респондентам. Тем не менее, каждый респондент должен дать свою собственную оценку составляющих критериев, которые закреплены за ним.

                В процессе заполнения опросных форм экспертам рекомендуется записывать в поле для комментариев (если такое имеется) напротив соответствующей составляющей свои аргументы, которые являются основанием для поставленной оценки. Эти комментарии являются важной информацией при обсуждении оценок в процессе их согласования и выработки консенсуса.

                Для определения сильных сторон, областей для улучшения по каждому подкритерию и составляющей критерия Модели могут использоваться таблицы (пример таблицы приведен на рисунок 1). Таблица может заполняться для каждого подкритерия и составляющей, а собранные воедино бланки представляют собой полную информацию о сильных сторонах и областях для улучшения всей СК ОУ. Полученная информация может использоваться для формирования плана мероприятий по улучшению.

Рисунок 1 - Пример таблицы для проведения самооценки

                5) Согласование и заполнение итоговых форм
                Согласование самооценки проводится в процессе заключительного совещания рабочей группы по самооценке, целью которого является анализ выставленных оценок, обсуждение различий между индивидуальными оценками и достижение оценки всех составляющих критериев на основе консенсуса и силы приводимых аргументов в пользу той или иной оценки.

                В процессе обсуждения каждый член рабочей группы может поменять в собственных опросных листах оценки, выставленные им ранее, если доводы оппонентов покажутся ему состоятельными.

                На основе индивидуальных исходных опросных форм для каждого критерия и его составляющих заполняются итоговые формы, которые в графах, соответствующих "уровням совершенства", напротив каждой составляющей содержат количество оценок, соответствующих данному "уровню совершенства".

                Значение согласованной самооценки по каждой составляющей может вычисляться одним из следующих способов:

                1. По среднему арифметическому всех оценок с округлением результата до ближайшего целого числа. При этом номер каждого уровня умножается на число соответствующих оценок, все полученные результаты складываются и делятся на общее число имеющихся оценок данной составляющей.

                2. По оценке с наибольшей частотой появления. Выбирается оценка, которая встречается большее число раз. В случае равной частоты появления нескольких оценок выбирается либо средняя из них, если это возможно, либо меньшая.

                6) Расчет значений "уровней совершенства" критериев Модели
                После формирования итоговых форм самооценки значения "уровней совершенства" критериев Модели рассчитываются с учетом весовых коэффициентов подкритериев и составляющих, рекомендуемые значения которых представлены в таблицах весовых коэффициентов, представленных в Приложение к [7].

                По значениям "уровней совершенства" критериев Модели строится лепестковая диаграмма, которая показывает исходное состояние СК и направления для ее улучшения в разрезе девяти критериев: "Лидирующая роль руководства", "Политика и стратегия", "Менеджмент персонала", "Ресурсы и партнеры", "Менеджмент процессов", "Удовлетворенность потребителей", "Удовлетворенность персонала", "Влияние ОУ на общество", "Результаты деятельности ОУ" (рисунок 2)

Рисунок 2 - Лепестковая диаграмма

                По значениям "уровней совершенства" критериев Модели может быть рассчитан интегральный критерий (показатель) оценки совершенства СК ОУ с учетом весов различных критериев, соотношение которых может быть принято аналогичным соотношению в модели конкурса "Системы обеспечения качества подготовки специалистов" [19].

Исходя из выше сказанного, можно представить основные этапы методики самооценки ОУ в виде следующей схемы (рисунке 3).

Рисунок 3 - Основные этапы методики самооценки ОУ

                Таким образом, в результате проведения самооценки по предлагаемой методике можно оценить исходное состояние СК ОУ, определить сильные и слабые стороны, идентифицировать процессы (виды деятельности) ОУ, нуждающиеся в улучшении и разработать план мероприятий по совершенствованию СК.

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.