3.4.1. Общие положения
24.11.2006 16:54


                Одной из первых инициатив руководства по созданию и внедрению СК ОУ должна стать самооценка ОУ и СК ОУ. Самооценка наряду с другими инструментами менеджмента качества позволяет понять на каком уровне, с точки зрения качества находится данное ОУ. В принципе, самооценка может производиться по различным схемам. Простейший вариант самооценки применительно к типовой модели СК ОУ может состоять из анализа реализованных или нереализованных мероприятий, входящих в расширенный порядок разработки и внедрения системы качества образовательного учреждения при апробации ее типовой модели, представленный в Таблице 2.1. Анализ состояния позволяет разработать план дальнейшей разработки и совершенствования СК ОУ.

                Однако в рамках типовой модели СК ОУ предлагается другая последовательность действий по самооценке подробно изложенная в документе [7].

                Необходимо отметить, что в настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества высшего и среднего образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности ОУ на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самообследования) ОУ на основе тех или иных моделей управления качеством. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества в учебное заведение. "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе" [3], разработанные ENQA декларируют, что самообследование или самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений.

                Таким образом, эффективная система мониторинга качества образования в ОУ, основанная на самооценке, сама по себе обеспечивает объективную оценку и доверие к деятельности ОУ и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы. Результаты самооценки становятся с одной стороны механизмом постоянного внутреннего улучшения СК, а с другой - могут представляться внешним проверяющим для их выборочной проверки.

                Под самооценкой понимается всестороннее обследование ОУ, итогом которого является тщательно обсужденное персоналом мнение или суждение о результативности и эффективности организации [9] и уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства процессов ОУ. Самооценка обычно проводится при непосредственном участии руководства учебного заведения.

                Цель самооценки заключается в предоставлении ОУ рекомендаций, основанных на фактах и данных, касающихся областей применения ресурсов для улучшения его деятельности. Самооценка может использоваться учебным заведением для сравнения своей деятельности с лучшими в определенном классе достижениями других ОУ или показателями мирового уровня в данной области (технология бенчмаркинга), а также может быть полезной при сравнении с поставленными ранее целями при повторных оценках степени достижения этих целей.
                Таким образом, самооценка в принципе отвечает на следующие вопросы:

  • Что мы делаем?

  • Насколько хорошо мы это делаем?

  • Что мы могли бы делать лучше?

  • Как мы могли бы делать это лучше?Первым вопросом при проведении самооценки ОУ является выбор метода самооценки, в основе которого лежит выбранная модель СК ОУ. Фактически метод самооценки представляет собой перечень требований к уровню организации процессов ОУ, которые формулируются в виде критериев и подкритериев модели. Масштаб и степень самооценки необходимо планировать, исходя из целей и приоритетов развития конкретного ОУ. Метод самооценки определяет степень корректности и глубины самообследования процессов ОУ, степень документальной обоснованности выносимых суждений и, как следствие, уровень трудоемкости проведения самооценки.

                В общем случае метод самооценки должен удовлетворять следующим очевидным требованиям:

  • быть простым для понимания;

  • быть легким при использовании;

  • быстро осуществляться внутренними средствами при минимальных затратах ресурсов;

  • применяться для оценки всей СК ОУ (в случае комплексной оценки) или его части, например, для оценки конкретного процесса или подразделения;

  • применяться к ОУ в целом или к некоторой его части;

  • быть реализуемым комплексной группой экспертов или одним сотрудником ОУ при поддержке высшего руководства;

  • формировать входные данные для более всестороннего и углубленного процесса самооценки существующей СК и повышения уровня эффективности ее функционирования;

  • определять и облегчать расстановку приоритетов и возможностей для улучшения, исходя из имеющихся ресурсов;

  • способствовать развитию СК ОУ в направлении ведущих учебных заведений страны и высших мировых достижений.

                В качестве инструментальной базы самооценки ОУ "Модель совершенствования деятельности вуза (ссуза) в области менеджмента качества".

Источник: Проект СПбГЭТУ "ЛЭТИ" "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.