Термины и определения в области качества образования
16.11.2006

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 >>



N п/п

Термины

Сокращения

Определения

 

А

1

Абитуриент (University Entrant, Applicant)

-

Лицо, владеющее документом о среднем (полном) об¬щем или среднем профессиональном образовании и поступающее в высшее или среднее специальное учебное заведение (вуз/ссуз)

2

Автономия ОУ (Education Institution Autonomy)

-

Возможность для ОУ принимать определенные решения и предпринимать определенные действия, не испрашивая разрешения вышестоящих органов управления образованием.

Примечание:
Автономия один из основных принципов государственной политики РФ в области образования. Автономия означает самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке. Законодательство РФ допускает дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Автономность образовательных учреждений связана с приобретением образовательными учреждениями прав юридического лица, разработкой устава, выработкой образовательной политики и стратегии, включая основные направления развития. Автономность не означает полной самостоятельности и независимости образовательного учреждения от государственного и общественного контроля, от территориальных образовательных систем.

3

Администрация учебного заведения (ОУ) (Education Institution Administration)

-

Совокупность должностных лиц и структурных подразделений ОУ, осуществляющих общее руководство и оперативное управление ОУ, выступающая в качестве юридического лица, официально представляющего ОУ

4

Академический аудит (Academic Audit)

-

См. "аудит качества", "внешняя оценка", "внутренняя оценка" и "самооценка"

5

Академическое признание (Academic Recognition)

-

1) Набор процедур и процессов для подтверждения и признания вузами и странами квалификаций в высшем образовании.
2) Признание курсов, квалификаций или дипломов одного (отечественного или зарубежного) учреждения высшего образования другим с целью предоставления студентам возможности дальнейшего обучения.

Примечание
В европейском пространстве высшего образования различают три основных уровня признания, а также инструменты, связанные с ними (предложенные Лиссабонской конвенцией и Болонской декларацией):
1) признание квалификаций, включающих предыдущее образование и профессиональный опыт, позволяющее получить или продолжить высшее образование;
2) признание коротких периодов обучения, в связи с мобильностью студентов, где основным инструментом является система переводимых кредитов ECTS;
3) признание полных периодов обучения, где основным инструментом является приложение к диплому.

6

Аккредитационное обследование (Accreditation Survey), см. также Государственная аккредитация ОУ)

-

Оценка ОУ или образовательной программы органом по аккредитации, устанавливающая степень его (ее) соответствия действующим стандартам, для присвоения аккредитационного статуса (типа и вида ОУ). Обследование включает проверку документов и информации (данных), представленных ОУ, после чего происходит визит внешних экспертов.

7

Аккредитационный орган (Accreditation Body), см. также Орган по аккредитации

-

1) Государственная или негосударственная (общественная) организация (ассоциация), действующая на национальном или региональном уровне, разрабатывающая стандарты и критерии оценки качества образования, проводящая внешнюю экспертизу и визиты экспертов в ОУ для оценки соответствия ОУ или предоставляемых им образовательных программ определенным критериям.
Аккредитационный орган уполномочен присваивать ОУ или отдельным образовательным программам формальный статус и предоставлять право на образовательную деятельность при условии получения положительных результатов.
Существуют разные типы аккредитационных органов: службы, агентства, комиссии, советы, коллегии и т.д. Эти органы осуществляют общую, специализированную, профессиональную, региональную, национальную аккредитацию, аккредитацию дистанционного образования и др.
2) Федеральный орган управления высшим профессиональным образованием, проводящий аккредитацию ОУ на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей ОУ и утверждаемых им критериев аккредитации для ОУ.

8

Аккредитационный статус (Accreditation Status)

-

Формальное признание ОУ или предоставляемой им образовательной программы соответствующей определенным стандартам качества образования, установленным аккредитационным органом на региональном, национальном или специализированном уровне.
В России аккредитационный статус ОУ определяется типом ОУ (вуз/ссуз) и видом ОУ: для вузов - институт/академия/университет, для ссузов: училище/техникум/колледж.

9

Аккредитация институциональная (Institutional Accreditation)

-

Аккредитация ОУ в целом, включая все образовательные программы, подразделения, формы обучения, без учета отдельных образовательных программ ОУ

10

Аккредитация образовательной программы (ОП)

-

Официальное признание образовательной программы вне зависимости от наличия аккредитации образовательной организации в целом

11

Аккредитация ОУ (Accreditation), см. также Аккредитационное обследование и Государственная аккредитация ОУ

-

1) Процедура осуществления организационно-аналитических мероприятий по подготовке и принятию управленческого решения об отнесении образовательного учреждения к определенному типу и виду; признание установление, подтверждение, изменение государственного статуса (типа, вида) образовательного учреждения
2) Установление для ОУ или образовательной программы их статуса и соответствия установленным нормам и стандартами образования.

12

Аккредитация, см. также Аккредитационное обследование и Государственная аккредитация ОУ

-

Процедура оценивания и определения достижения определенного статуса, норм, стандартов качества образования, предполагающая признание и гарантию на определенный срок стабильности полученных результатов и их совершенствования. Аккредитация - главный инструмент поддержки процессов, происходящих в системе европейского образования; служит залогом качества как вводимых, так и существующих программ.

13

Анализ проекта (Project analysis)

-

Документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта (например, новой образовательной программы) с целью оценки возможности его реализации и выполнения требования по качеству, обеспеченности ресурсами, а также выявления проблем и определения способов их решения. Анализ проекта может проводиться на любом этапе процесса проектирования и разработки, но в любом случае он должен быть осуществлен до завершения процесса проектирования образовательной программы.

14

Анализ результатов обучения (Academic performance analysis)

-

Исследование результатов обучения, выраженных в оценках и рейтинге обучающихся, с целью определения качества обучения и качества полученных знаний, умений и навыков и определения проблемных областей для корректирующих действий и улучшения качества образования

15

Анализ СК ОУ со стороны руководства (Evaluation by top management)

-

Деятельность высшего руководства ОУ, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности системы качества ОУ и ее соответствия политике и целям ОУ в области качества образования

16

Анкетирование (Survey)

-

Опрос потребителей образования и других заинтересованных сторон по установленной форме относительно различных аспектов качества образования, предоставляемого данным ОУ. Опрос проводится на основе разработанных и утвержденных анкет, отражающих отношение потребителей к различным аспектам предоставляемого образования (содержание, учебные материалы, преподаватели, технологии обучения, проверка знаний и навыков и др.). Возможно анкетирование студентов, профессорско-преподавательского состава, руководителей вузов, организаций-работодателей и др.

17

Анкетирование (опрос) студентов (Student Survey)

-

Метод оценки, который использует опросы и интервью, чтобы установить, насколько студенты удовлетворены образовательными программами, услугами и другими аспектами своей учебной деятельности. Студентов обычно просят заполнить анкеты открытого или закрытого типа или ответить на вопросы по телефону. Обзор может состоять из анкетных опросов в классе, почтовых, телефонных опросов и/или бесед (стандартных, индивидуальных или групповых). Студенческие опросы относительно дешевые, просты в проведении и могут охватывать большое количество участников. Некоторые наблюдатели подвергают сомнению валидность и надежность этих опросов, а также их значимость в образовательной политике.

18

Апелляция (Appeal)

-

1) Заявление абитуриента или студента на необоснованность, полученной им оценки на экзамене, имеющая следствие рассмотрение ее на специальной аппеляционой комиссии, целью которой является принятие решения о правильности или неправильности выставленной оценки с возможностью ее изменения или пересдачи экзамена
2) Заявление о пересмотре решения диссертационного совета по вопросам присуждения, лишения (восстановления) ученой степени.

19

Аспирант (PhD student, Doctoral student)

-

Лицо с высшим образованием, обучающееся в ас¬пирантуре (с отрывом или без отрыва от работы) и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук

20

Аспирантура

-

Составная часть единой системы непрерывного образования и подготовки кадров высшей квалификации, основная форма подготовки научных кадров к самостоятельной педагогической и научной работе. Создается при вузах и научно-исследовательских учреждениях.

21

Аттестат

-

1) Документ, подтверждающий окончание определенного ОУ и получение образования определенного уровня (обычно с перечислением дисциплин, по которым пройдена подготовка)
2) Официальный документ о присвоении ученого звания (доцента, профессора и др.).

22

Аттестационная комиссия (Attestation commission)

-

1) Комиссия, состоящая из членов ППС ОУ и привлеченных лиц из производственной сферы, целью которой является проведение итоговой аттестации студентов ОУ.
2) Комиссия, создаваемая государственным органом по аттестации для проведения аттестации образовательного учреждения.

23

Аттестационное заключение (Attestation conclusion)

-

1) Заключение аттестационной комиссии о соответствии компетенций выпускника требованиям ГОС.
2) Заключение государственной аттестационной комиссии, являющееся основанием для получения государственной аккредитации ОУ или ее лишения.

24

Аттестация кадров (Staff attestation), см. также Аттестация педагогических работников

-

Оценка профессиональных знаний, умений и результа¬тов профессиональной деятельности лиц, занимающих определен¬ные должности в ОУ

25

Аттестация ОУ

-

Основная форма государственно-общественного контроля образовательной деятельности ОУ. Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех ОУ (независимо ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). ОУ может пройти аттестацию только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации. Первая аттестация вновь созданного учреждения может проводиться после первого выпуска учащихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Проведение аттестации обычно сопровождается разными формами самоанализа результатов жизнедеятельности учреждения. Очередная аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения раз в пять лет.

26

Аттестация педагогических работников

-

Оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников ОУ. Показателями аттестации являются: характеристика преподавателя, даваемая кафедрой, оценка его пребывания на факультете повышения квалификации и мнение студентов о преподавателе.

27

Аудит институциональный (Institutional Audit)

-

Процесс изучения экспертной комиссией процедур и механизмов, гарантирующих качество образования, основанный на анализе представленных данных. Если объектом изучения являются обязанности по повышению качества управления и стандарты, за которые ответственно учреждение в целом, подобный процесс называется институциональным обследованием

28

Аудит качества (Quality Audit)

-

1) Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
2) Процесс экспертизы ОУ, его подразделения, процессов или отдельных образовательных программ на основе представленных документов и установление соответствия объекта исследования определенным критериям аудита, целям и задачам (объекты исследования: подразделения ОУ, процессы, образовательные программы, учебные планы, персонал, инфраструктура и т.д.).

Примечания:
1) Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые "аудиты (проверки) первой стороной", проводятся обычно самим ОУ или от его имени для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии образовательным стандартам.
2) Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые "аудиты (проверки) второй стороной" или "аудиты (проверки) третьей стороной".
3) Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности ОУ, например потребителями или другими лицами от их имени.
4) Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют аттестацию или аккредитацию на соответствие требованиям, например требованиям Стандартов и Директив ENQA, ГОСТ Р ИСО 9001 и др.

29

Аудитор (Auditor)

-

Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки)

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.