Анализ проблем управления научными проектами и оценка их эффективности
23.10.2006 11:46


      Одним из основных принципов осуществления государственной научно-технической политики является интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках. Высшая школа является основной средой для формирования научных кадров высшей квалификации и в настоящее время более 60 % из общего числа аспирантов и более 70 % докторантов проходят подготовку в ВУЗах России. Вместе с тем, уровень организации и результативности научной деятельности ВУЗов не в полной мере соответствует современным тенденциям развития науки и технологий в сферах деятельности будущих специалистов, наблюдается негативная тенденция "старения" научных кадров высшей школы.
      Одной из главных проблем по-прежнему остаётся низкий уровень востребованности результатов "ВУЗовской науки" в промышленности и социальной сфере, а также внедрения результатов в образовательный процесс и развития исследовательской и опытно-экспериментальной базы ВУЗов.
      Решение этих и других проблем "ВУЗовской науки" требует материально-технических ресурсов, однако далеко не полностью использованы возможности интенсификации научной деятельности на основе внедрения в процесс управления ВУЗом современных достижений науки и практики управления и образования.
      В характерных для настоящего времени условиях динамично изменяющихся требований к результатам научной деятельности возникает необходимость четко выделять результаты научной деятельности, достигаемые к определенному моменту времени, анализировать: какими силами и с какими затратами эти результаты были достигнуты. Все это - свойства проекта как цикла деятельности. Поэтому в сфере научных исследований проекты все чаще заменяют собой.
      Результатом НИР является достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов. Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для "внутринаучного"  потребления. Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов  выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции. Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР. Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.
      В настоящем разделе представлен системный анализ основных подходов и результатов исследований по следующим основным направлениям: управление научными исследованиями и разработками, управление научной деятельностью в ВУЗах и оценка научной деятельности. На основе анализа различных аспектов рассмотрения и исследования проектов вводятся: определение понятия научный проект, классификация научных проектов, характеристики научных проектов. С учётом основных особенностей научных проектов конкретизирована специфика реализации научных проектов. С использованием  подходов теории управления проектами и теории управления организационными системами рассмотрена концептуальная модель системы управления и сформулированы задачи управления научными проектами в ВУЗе.


Содержание
Список использованных источников
 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.