Анализ задач управления научной деятельностью
25.10.2006 10:18


      Анализ показал, что основными задачами высших учебных заведений в области научно-исследовательской деятельности являются:
      - приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы  для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и  развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;
      - обеспечение подготовки в ВУЗах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
      - исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
      - эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;
      -развитие новых, прогрессивных форм научно-технического  сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования ВУЗовских разработок в производстве;
      - развитие инновационной деятельности ВУЗов с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;
      - создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития ВУЗовской науки и выхода научных коллективов ВУЗов на мировой рынок высокотехнологичной продукции;
      - расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;
      - создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;
      - развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности.

      Основными задачами ВУЗа в области научной деятельности являются:
      - организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
      - развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся,  подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.
      Высшие учебные заведения (научные организации) самостоятельно осуществляют текущее и перспективное планирование научной и инновационной деятельности, определяют виды работ, условия финансирования, состав исполнителей.
      Планирование научных исследований в высших учебных заведениях (научных организациях) осуществляется, как правило, в соответствии с основными научными направлениями ВУЗа (научной организации).
      В тематический план на конкурсной основе включаются инициативные фундаментальные исследования, поисковые и рисковые работы, направленные на создание опережающего научного задела, а также отдельные прикладные разработки, способствующие развитию инновационной деятельности ВУЗа.
      В целях организации эффективной научной и инновационной деятельности высшие учебные заведения (научные организации) осуществляют:
      - тематическое планирование и определение приоритетов, поддержку научных школ и коллективов, занимающих передовые позиции в отечественной и мировой науке;
      - привлечение финансовых ассигнований из различных источников;
      - организацию экспертизы научных тем и инновационных проектов, представляемых для финансирования по единому заказ-наряду и включения в число участников межвузовских и региональных научно-технических программ;
      - создание систем коллективного пользования и централизованного обслуживания научных коллективов ВУЗов оборудованием, материалами, комплектующими изделиями;
      - разработку организационной структуры научного учреждения, правовых и экономических основ его деятельности
      - контроль за организацией научных исследований, реализацией  инновационных проектов, эффективным использованием и развитием научной и  экспериментально-производственной базы ВУЗа;
      - изучение отечественного и зарубежного опыта, проведение научных конференций и семинаров, активной рекламной и пропагандистской деятельности.
      Научные работы в высшем учебном заведении выполняются:
      - профессорско-преподавательским составом ВУЗа в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время;
      - научными, инженерно-техническими работниками, специалистами и рабочими научных и конструкторских организаций ВУЗа в основное рабочее время;
      - студентами в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других исследовательских работ, предусмотренных учебными планами, в студенческих научных кружках, студенческих бюро, научно-производственных отрядах, центрах научного и технического творчества молодежи учебных заведений и других организациях студенческого научного творчества, а также на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических организациях ВУЗа в свободное от учебы время за плату;
      -докторантами, аспирантами, стажерами-исследователями и преподавателями-стажерами высшего учебного заведения в соответствии с индивидуальными планами их подготовки, а также в свободное от учебы (работы) время на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических организациях за дополнительную плату.
      К выполнению научных работ, финансируемых из средств республиканского бюджета Российской Федерации и по хозяйственным договорам, в том числе на условиях совместительства, привлекаются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, руководящие и другие работники ВУЗа, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в свободное от основной работы время.
      Требования к научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической политики.
      Оценка научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и её взаимосвязи с образовательным процессом осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для федерального органа управления образованием одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения.
      В научной литературе по проблемам управления научной деятельностью в системе высшего образования широкое распространение получила концепция процессного подхода в соответствии с которой процесс управления может быть выражен в виде непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.
      В рамках этого подхода модель процесса управления научной деятельностью определяется как взаимосвязь основных функций управления: планирование, организация, программно-целевой подход, мотивация, обратная связь (анализ, мониторинг, контроль) и координация, которые объединены процессами коммуникации и выработки мер воздействия (см. рисунок 1).
      Координационное управление научной деятельностью определено как совокупность взаимоувязанных научно-организационных, социально-экономических и нормативно-правовых воздействий на автономные исследовательские коллективы и отдельных учёных, работающих в данной области, в целях гармоничной реализации интересов государства, общества, ВУЗа (организации) и учёного в достижении максимально возможной эффективности усилий и средств, направленных на достижение целей научной деятельности.


Рисунок 1 - Взаимосвязь основных функций управления научной деятельностью

      В качестве объектов координационного управления определяются: научные исследования (исследовательский процесс), а также координационная деятельность и её обеспечение (процесс управления научными исследованиями). Под мониторингом научной деятельности в упомянутой работе понимается постоянное наблюдение за реализацией процесса управления научной деятельностью с целью определения её состояния, анализа функционирования, выявления тенденций и закономерностей развития.
      В [74,75] предлагается следующий подход к оценке эффективности научной деятельности ВУЗов (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Процедура формирования оценки эффективности научной деятельности ВУЗа

Факторы

Классификация показателей

Характеристика показателей

Типы задач оценки эффективности

Прямая задача

Оценка деятельности при заданных параметрах

Обратная задача

Определение значений параметра для достижения заданной цели деятельности

Оцениваемый объект

По уровню оргструктуры

- группа ВУЗов;

- отдельный ВУЗ;

-подразделение ВУЗа;

- группа сотрудников;

По типам научных исследований

- фундаментальные;

- прикладные;

- опытно-конструкторские работы;

Уровни управления, использующие результаты оценок

По уровню оргструктуры

- руководство Министерства;

- руководство ВУЗа, руководство подразделения (факультета, кафедры, лаборатории)

Использование для реализации функций управления

- прогнозирование, планирование;

- организация;

- контроль;

- анализ;

Направление деятельности, учитываемые при оценке эффективности

1. Научно-исследовательская деятельность по определенной специальности. 2. Подготовка научных кадров. 3. Научно-методическая работа. 4. Применение результатов научной деятельности в подготовке студентов. 5. Научно-общественная деятельность.

Продолжение таблицы 1

Уровень планирования НИР

Надсистемы.

Тематический план ВУЗа.

Уровень важности использования результатов.

Вузовский.

По виду показателей.

Количественные.

Качественные.

Вид оценки.

Абсолютные:

- экономические;

- информационные;

Относительные.

- с учетом важности направлений и групп показателей;

- с нормированием показателей;

- с учетом потенциала подразделений;

- с нормированием значений показателей.

      Исследованию проблем ВУЗовской науки посвящено значительное количество работ отечественных учёных, в которых значительное место занимает проблема оценки эффективности научной деятельности. В решении этой проблемы выделяются три основных методологических подхода: интегральный, экспертный и формализованный бальный.
      Показатели эффективности научной деятельности ВУЗов характеризуют влияние результатов научной деятельности в трёх аспектах: научный эффект (влияние результатов НД на развитие науки); учебно-научный эффект (влияние результатов НД на образовательный процесс); научно-производственный эффект (влияние результатов НД на практическую деятельность). Показатели эффективности НД ВУЗов могут использоваться в качестве нормативов, а их отношения между собой - в качестве индикаторов, то есть, обобщённых показателей, характеризующих состояние НД. В то же время, состав показателей должен характеризоваться единством содержания и целей, соответствовать плановым и отчётным показателям ВУЗа, а также требованиям стандартов, действующих в системе высшей школы.

Содержание

Список использованных источников

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.