Структура системы управления качеством образования Основные направления развития
08.11.2006 13:35


               Любая деятельность, в том числе и образовательная, включает наличие трёх сторон: субъекта, инструмента и среды деятельности. Качество постклассического образования в рамках этой модели складывается из качественных характеристик:

               1) субъекта образования - образовательной организации (ректорат, деканат, учебная часть, кафедра), лиц, оказывающих образовательные услуги (преподаватель, методист, тьютор-консультант, лаборант, автор программы, учебника) и лиц, (оплачивающих и) получающих образовательные услуги (студент, слушатель).

               2) инструмента образования (парадигма и концепции образования, технология обучения, учебник и учебное пособие, методы доставки и контроля качества знаний) [1].

               3) образовательной среды (качества представления в социальном и индивидуальном образовательном пространстве социосферы, культуросферы, психосферы и биотехносферы как сфер социально-исторического бытия [7].

               Отсюда следует, что управление качеством образования должно быть связано с управлением качественными состояниями:

               1) субъекта (мировоззрение, картины мира, принципы и способы деятельности, менеджмент и самоменеджмент, работоспособность, экологическое сознание, неотчуждаемые от человека компоненты менталитета, психические свойства и процессы: память, мышление, воображение и т.д.),

               2) инструментария (технологии реализации концепций, воплощающих парадигму: глобализации образования и ноосферологического подхода, опережающего развития науки и образования, системного, информационного, антропологического, эволюционного и синергетического подходов, формирования виртуальных образовательных сред и индивидуального гиперучебника, полионтологичности бытия, полушарного синтеза и др. [3]),

               3) среды (биологическая природа индивида [2] и популяции, окружение живой и неживой природы, пространство образцов, отчуждаемых от человека и передающихся от поколения к поколению, социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы, образовательное пространство индивидуальное, групповое, городское, региональное, федеральное, реальная среда Интернет, СМИ, книжного рынка, рынка компьютерных программ, компакт-дисков и т.п.).

               Отметим, что реализация технологии образования подразумевает выполнение её требований всеми участниками образовательного процесса, т.е. - единую форму учебника, единую структуру семестра и сессии, единое модульное расписание, единые формы контрольных, курсовых, реферативных работ и пр.

               Все стороны образования (субъект, инструмент, среда) задействованы в принятой и реализуемой социумом парадигме образования, которая воплощается в спектре концепций образования, каждая из которых решает одну - частную - проблему суммарного, интегративного качества образования. Так, концепция информатизации образования, например, - это а) концепция формирования информационных качеств субъекта, генерирующего и принимающего информацию, б) концепция организации эффективного инструмента, оперирующего информацией, и в) концепция формирования, организации среды, поддерживающей информацию.

               Таким образом, проблемы повышения качества образования продуктивно рассматривать с позиций субъекта, инструмента и среды, причем позиции эти многофакторны, полифункциональны, интегральны, функции их не могут быть определены достаточно чётко и строго. Границы между субъектом, инструментом и средой размыты, они взаимопроникают, взаимно дополняют, моделируют, имитируют, используют характеристические особенности друг друга. Заниматься качеством образования одного только субъекта (да еще суженного до "частного случая" студента или школьника) столь же бесперспективно, как лечить болезнь по имеющемуся набору симптомов, а не системно.

               То же относится и к управлению качеством образования. "Выдёргивать" из контекста образования одну только задачу тестирования, например, методологически неверно и бесперспективно, что следует из накопленного негативного опыта "китч-тестирования".

               Управление качеством образования должно включать в себя владение субъектом образования тремя основополагающими структурами общественной жизни ("социальными клеями", силами, цементирующими общество, началами совместной жизни людей), каковыми являются духовная культура (Г.Гегель), экономические отношения, хозяйственная жизнь (К.Маркс) и интерсубъективность (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Х.-Г.Гадамер, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.-П.Сартр и др.) [9].

               Сегодня очевидно, что управление качеством образования - это включение в образовательный процесс не только дисциплинарных, но и междисциплинарных способов изучения универсалий экономики, культурологии и интерсубъективности, которые должны наличествовать в каждом учебнике и учебном пособии в виде основного, дополнительного, вспомогательного, справочного и любого иного текста, контекста или гипертекстового расширения [4].

               Экономика, духовная культура и интерсубъективность принимаются реализуемой нами парадигмой постсовременного образования в качестве цели и инструментария образования именно как три стабилизирующие общество системообразующие силы: люди ведут совместную общественную жизнь, т.к. она "склеена":


  1. общей хозяйственной жизнью, экономикой (разделение труда, игры обмена, рынок как возможность делая что-то одно иметь всё необходимое),

  2. общедоступной возможностью быстрой и качественной передачи детям опыта предыдущих поколений,

  3. общечеловеческим (интерсубъективным) отношением людей друг к другу (пара Я - Чужой, Я - Другой сменяется, вытесняется парой Я - Ты, Я - "моё второе Я", когда "обучая молодого человека, я творю своё собственное будущее").


               Отсюда следует, что одна из важнейших задач постклассического постсовременного образования, формирующего общественные отношения во "всегда отсутствующем завтра" - это владение экономикой, культурой и интерсубъективностью как технологиями устойчивого развития общества.

               Очевидно, что продуктивное образование в вузе без учёта особенностей строения и функционирования среды (выраженных в качестве образования абитуриента, в общественном статусе преподавателя, в технологической оснащенности вуза, в целях и задачах СМИ и т.д.) невозможно. Оптимально, что следует сделать для повышения качества федерального и особенно регионального образования, не реорганизуя те же СМИ под задачи образования, - это научить субъекта не пользоваться деструктивными услугами СМИ, выделяя только ту конструктивную часть вещания, которая реально существует. То же относится и к мировой паутине Интернет, деструктивная составляющая которой доминирует в адресных меню молодого пользователя. Не критиковать, но научить обходить "подводные мели" - вот задача эффективного, качественного образования. Проблема управления избирательным (культурным, продуктивным) пользованием книжным или газетным прилавком столь же актуальна. Всё это - задачи формирования конструктивного индивидуального образовательного пространства как составляющей управления качеством образования.

               Следует отметить, что интенсивно используемый в последнее время технологический подход [8] к образованию весьма продуктивен, но не универсален. Кроме наличия не технологизируемого (но обязательного для передачи системой образования) невербального знания, этот вывод следует и из универсальной схемы разработки идеи:

               Идея Þ Проект Þ Маркетинг Þ Технология Þ Производство.

               Любая технология (производственная, социальная, психологическая) есть лишь один из способов реализации идеи, прошедшей стадию проекта (конкретизации идеи), стадию маркетинговых исследований (выбора проекта в зависимости от состояния рынка), стадию собственно разработки технологии и стадию внедрения в производство. Так что технологии образования в США или Израиле (см. статью "Организация дневного обучения в вузах Израиля" в данном сборнике) и должны быть другими, т.к. там другой субъект, другая среда, инструментарий, рынок, культура и пр.

               То, что социальные технологии образования не могут быть транспонированы в другое координатное пространство, приводит к необходимости разработки и реализации местных, региональных образовательных технологий. Концепция информатизации образования в Уфе, Москве и Лондоне сегодня реализуется в различных технологиях, которые надо разрабатывать на конкретных реалиях региона. Можем ли мы сегодня реализовать инструментарий дистанционного обучения в его сетевом варианте? В Уфе, частично, - да. В Салавате, в основном, - нет.

               Именно поэтому идея кейс-технологии, ориентированной на изготовление учебного пособия, доставляемого в представительства в печатном и электронном виде, является всё ещё наиболее приемлемой. Но и здесь есть возможность использования технологических достижений в более широком масштабе, чем элементарное обеспечение представительств полными комплектами учебников и учебных пособий, программ и заданий курсовых работ. Так, функциональный рабочий учебник (модульное учебное пособие с полным набором функций), решающий задачи реализации образовательной технологии совокупно с технологичными аудиторными занятиями ведущих преподавателей, реально даёт очень хорошие результаты в области повышения качества образования.

               Основные идеи и положения технологии подготовки модульного учебного пособия изложены нами в электронном варианте "Макета для авторов" [6]. Основное наполнение макета: Страница 1. Автор, название, часть (если несколько), год. Страница 2. Классификаторы УДК И ББК. Сведения об авторах (если несколько, указать написанные каждым автором разделы). Аннотация. Рецензенты. Авторские права. Страница 3 и далее. Государственный стандарт дисциплины (аннотация курса). Место дисциплины в учебном плане. Цели и задачи курса. Перечень знаний и умений. Тематическое содержание курса (учебная программа, ключевые термины Госстандарта) - для каждого модуля. Список литературы - для каждого модуля. Вопросы для самопроверки - для каждого модуля. Тренинг-тесты - для каждого модуля. Темы реферативных работ - для каждого модуля. Задания контрольной или домашней работы - для каждого модуля. Словарь терминов - для каждого модуля. Материалы для изучения (предпочтительно в виде гипертекста (см. ниже) - около 75% объёма каждого модуля. Задания курсовой работы (если есть в учебном плане) - в одном из модулей. Материалы для гиперсловаря - для каждого модуля (Словарь межпредметных терминов. Словарь персоналий. Структура межпредметных связей или навигатор учебного процесса). Темы и материалы для дополнительного изучения, освежения в памяти содержания "родственных" дисциплин, навыков практической работы. Приложения - для каждого модуля. Материалы для регулярной работы (Мнемоники, пиктограммы, ритмические тексты для заучивания. Образцы базовых структурно-логических схем, карт мышления, логико-смысловых моделей. Образцы структурных словарей, процедурных карт, рабочих шпаргалок. Материалы для преобразования в вид, удобный для пользования в дороге, на транспорте, на ходу, формирующие виртуальное образовательное пространство слушателя). Дополнительные материалы (Тексты законов и законодательных актов. Инструкции и формы типовых документов. Хрестоматия по дисциплине. Ответы на тренинг-тесты, задания, вопросы, ситуативные задачи). Выходные данные (Краткая творческая биография авторов. Информация о пособии (набор, ссылки, редактор, объём). Информация об издателе (даты, лицензия и пр.).

                Гипертекстовое расширение (не входит в состав учебника) представляет дополнительные материалы к рабочему учебнику, формирующие 1) библиотеку представительства БФ на бумажных носителях: бумажные издания и ксерокопии, буклеты, прайс-листы книготорговых фирм, pocket books & game-books, раздаточные материалы, карты мышления и схемы, образцы рукописных контрольных и курсовых работ, рефератов и словарей, выполненных авторами, преподавателями, консультантами, студентами, 2) электронную библиотеку представительства: лекции, семинарские и практические занятия на дискетах и компакт-дисках, Интернет-материалы и адреса, хрестоматии, энциклопедии, справочники на электронных носителях, образцы электронных работ, рефератов, словарей.

               Отметим, что для адекватного понимания любого учебного текста необходимо наличие словаря базовых терминов с точным указанием значений используемых ключевых слов в контексте изучаемой дисциплины. Это "определение понятий" является одним из средств повышения качества образования. В качестве примера приведём только две статьи из словаря терминов к тексту доклада, которые однозначно трактуют достаточно "размытые" понятия "гипертекст" и "виртуальное образовательное пространство".

               Гипертекст - это форма представления информации, несущая обучающую функцию, в основе которой лежит расширенная модель энциклопедии как средства информационной поддержки образования, организованная по принципам: свободное перемещение по тексту + сжатое изложение информации + необязательность сплошного чтения текста + справочный характер информации + использование перекрестных ссылок как модель навигации.

               Виртуальное образовательное пространство - это индивидуальное образовательное пространство, построенное как виртуальная реальность, порожденная активностью субъекта (постоянной, константной реальностью), актуальная (существующая здесь и сейчас), интерактивная (взаимодействующая с породившим её субъектом) и автономная (в ней течет собственное время и действуют собственные законы), которая существует, пока длится активность субъекта. Виртуальное образовательное пространство делает учебную деятельность более осмысленной, постоянной, актуальной и автономной.

               Более полно словарь терминов приведён в электронной версии доклада, которая на практике демонстрирует основные подходы к обеспечению учебного процесса технологичными учебниками и учебными пособиями. Наличие бумажной и электронной версий моделирует работу студента, ориентированную на повышение качества образования.

               В качестве приложения к Макету модульного учебного пособия Лабораторией исследований социальных технологий подготовлены следующие материалы.


  1. Технология образования в БФ АТиСО, учитывающая региональные особенности субъекта, инструмента и среды образования, а также унифицирующая требования и дающая определения и примеры всех видов контрольных работ.

  2. Структура и формат электронных версий учебно-методического комплекса, доступного любому субъекту образования.

  3. Основы технологий самоменеджмента.

  4. Технология работы с учебным текстом (подготовка структурного реферата).

  5. Основы технологии межпредметного управления качеством образования. Принципы подготовки гиперсловаря.


               Все эти материалы лежат в основании системы управления качеством образования, конкретизируя и адаптируя огромный социальный опыт реализации образовательных технологий, рынок которых предлагает такие услуги, как психотренинги, курсы самоменеджмента и личностно ориентированного образования, электронные учебники, обучающие и тестирующие программы, системы дистанционного образования и т.д.

               Ниже описано несколько основных технологий управления качеством образования, реализация которых составляет ближайшую задачу Лаборатории.

               Самоменеджмент как управление ресурсами личности
               К основным ресурсам личности следует отнести: личностное время, активность, платёжеспособность, образованность, управление которыми сегодня является типично технологической задачей.

               Личностное время рассматривается как "психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения, как сложного развивающегося целостного образования - способа жизни". Личностное время выступает как последовательный синтез психических времен: субъективно переживаемого времени (времени переживания, происходящего на подсознательном уровне), перцептуального времени (времени созерцания и впечатления, происходящих на частично осознаваемом уровне); функционального времени (времени действования, часто происходящего на подсознательном уровне); рефлексивного времени (времени размышления, происходящего в сознаваемо-дискурсивной форме); креативного времени (времени творения, озарения, вдохновения, происходящего на надсознательном уровне).

               Обучение технологическому управлению ресурсом личностного времени начинается для субъекта образования с уровня управления сознательным и частично подсознательным (функциональным) временем (тайм-менеджер как избегание общеизвестных "ловушек времени", рефлекторное выполнение планов и программ на уровне "рефлекса цели" И.П.Павлова и пр.), постепенно охватывая более "глубокие" области частично осознаваемого (перцептуального) и неосознаваемого (переживаемого), а также "верхние этажи" сознательного (рефлексивного) и надсознательного (креативного) времени.

               В качестве процедур управления личностным временем в технологиях самоменеджмента используются не только методы интенсификации деятельности (больше единиц действий за тот же промежуток времени: быстрое чтение, например), или избегание непродуктивных затрат времени (вследствие отсутствия планирования и иерархии дел, перегрузки, спешки, нерешительности, неумения делегировать дела и пр.), готовность к ситуативному использованию результатов выполненной работы (эффективная долговременная память прямого доступа, например), но и одновременная организация нескольких видов деятельности в одно и то же время (режим разделенного времени), или резонансное использование возможностей обоих полушарий головного мозга (полушарный синтез) и пр.

               Активность личности включает в себя а) биологическую составляющую: ресурс, резерв, качество здоровья, образ жизни, медицинская активность, экологическая психология и пр., б) психологическую составляющую: эффективная организация психических функций - внимания, памяти, мышления, воображения, сознания и подсознания, эмоций, воли, а также функций общения, поведения, обучения, работоспособности и пр. и в) социальную составляющую: технологии карьеры, успеха, статуса, имиджа, социального самоменеджмента и пр. Управление данным комплексным ресурсом разработано в настоящее время достаточно подробно, что даёт возможность включения этого арсенала средств в управление качеством образования.

               Функции личности как субъекта образования, владеющего технологиями самоменеджмента, представлены на схеме 1 (см. электронную версию), которая позволяет понять распределение ролей между участниками образовательного процесса и динамику развития личности в едином образовательном пространстве.

               Самоменеджмент образования, лежащий в основании реализуемой ЛИСТ технологии образования, рассматривается нами как способ решения главной задачи образования - создания условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности, самой осуществляющей свое образование. Будущее человека и общества зависит не от количества знаний, а от уровня культуры (в т.ч. экономической и интерсубъективной) личности, от её способности к ориентации и эффективной деятельности в неизвестных и нестандартных ситуациях.

               Одна из особенностей образовательной деятельности субъекта самоменеджмента - это реформирование, расширение личностью индивидуальной образовательной среды в направлении среды социообразовательной, вплоть до их тождественности, когда личность творчески реализует все образовательные возможности общества. Эта позиция является основой модели образовательного сервиса, который может быть определён как владение субъектом деятельности технологиями управления базовыми ресурсами

               1)личности (упомянутые уже время, активность, платежеспособность, образованность),
               2)группы (коммуникативность, толерантность и т.д.),
               3)организации (корпоративность, технологичность, эффективный менеджмент и т.д.),
               4)общества (экономические, культурные, интерсубъективные, материальные, сырьевые, энергетические, финансово-экономические, человеческие, информационные и т.д.),
               5)человечества (выживание, адаптация, экологическая экономика и управляемая эволюция [5], освоение космоса и пр.).

               Одной из основных концепций повышения качества образования является концепция рабочего учебника (модульного учебного пособия, гипертекста, учебника XXI века, биоадекватного учебника, виртуального учебника и т.д.), которая описана выше. Отметим здесь только, что наметившаяся в последние годы тенденция оформления учебных пособий для вузов в виде альбомов структурно-логических схем не решает проблемы повышения качества образования. Методологический дефект готовых учебных схем состоит в пассивном положении читателя, не составляющего собственных схем понимания текста, не разрабатывающего структурных рефератов учебника, а только рассматривающего "книжки с картинками" как "учебные комиксы".

               Лабораторией исследований социальных технологий подготовлена и реализована технология изучения традиционного учебного текста, используя которую каждый студент по-своему сжимает, структурирует текст, обнаруживая в нём не только факты, но и логику развития идей, которую он и "упаковывает" в индивидуальный вариант структурного реферата учебника.

Технология работы с учебным текстом

               Основные процедуры: настрой (физический, психологический, интеллектуальный); первое чтение (понимание текста как умение ответить на вопросы; составление индивидуального толкового словаря терминов); второе чтение (понимание текста как умение задать вопросы, составить тесты, сопоставить новые знания с уже известными, комментировать текст; выделение ключевых слов; выбор логики и изобразительных средств визуализации); оформление структурного реферата (составление смысловых рядов, структурно-логических схем, карт мышления, диаграмм, таблиц).

               Технология эта реализована нами в течение последних 7 лет и дала превосходные результаты в области повышения качества образования. Для её освоения ЛИСТ подготовлена серия учебно-методических семинаров для преподавателей и авторов Башкирского филиала Академии труда и социальных отношений.

Литература

               1. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: ФЛИНТА, 1998. 432с.
               2. Наймушин А.А., Наймушин А.И. Проблемы и информационные технологии валеологизации образования. Сб. "Социально - информационный сервис в современном российском обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа. 2000. с.181-186.

               3. Наймушин А.И. Формирование субъекта сервиса в структуре новой парадигмы философии образования. Там же, с.26-37.

               4. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование www.postmodern.narod.ru

               5. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Образовательный сервис как инструментарий подготовки Субъекта к деятельности в условиях становления новой устойчивости/ Сб. материалов научно- практической конференции "Экологическая экономика и устойчивое развитие: от глобальной модели к региональной практике". Уфа: ВЭГУ, 2002.

               6. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Функциональная структура модульного учебного пособия. Макет для авторов. ЛИСТ БФ АТиСО, Уфа. 2003. 16 с. (186 Кбайт).

               7. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: на пути к синтезу макроисторических парадигм. Вопросы философии, 1999, N2, с.3-23.

               8. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303с.; Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. М.: Совершенство, 2000. 272 с. и др.

               9. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 576 с.

Опубликовано в сборнике: Материалы научно-практического семинара "Проблемы управления качеством образования". Уфа: РИО БФ АТиСО. 2003. с. 15-23.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.