Повышение качества управления в Российском университете на основе Европейской модели EFQM
14.11.2006 14:16


Д.В. Маслов
к.э.н., Ивановский государственный энергетический университет

А.Л. Мазалецкая
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

                Одна из основных задач высшей школы России - подготовка высококвалифицированных специалистов, которые способны сделать экономику страны конкурентоспособной. Для решения этой задачи наше вузовское образование должно отвечать последним мировым стандартам. Традиции отечественной высшей школы, безусловно, сильны, но имеющийся потенциал необходимо грамотно использовать в современных рыночных условиях, когда любая организация, в том числе образовательная, должна максимально удовлетворять потребности всех своих заинтересованных сторон. А это в свою очередь возможно только при наличии эффективного, качественного менеджмента вуза.

                Простым и эффективным инструментом улучшения качества системы управления любой организацией, не зависимо от формы собственности, сферы деятельности и размера являются модели премий в области качества. Среди европейских организаций широко популярна модель Европейской премии качества, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM). Применение модели EFQM предполагает не только конкурсную оценку, но и проведение серьезного диагностического исследования и измерения мощности и эффективности управленческого потенциала организации, оценку зрелости системы менеджмента относительно эталонного уровня, выявление сильных сторон, а также областей, где целесообразно проводить улучшения.

                Модель совершенствования EFQM объединяет две группы критериев "Возможности" и "Результаты":
Группа "Возможности" включает в себя критерии:

  1. Лидерство;

  2. Политика и стратегия;

  3. Люди;

  4. Партнерство и ресурсы;

  5. Процессы.;

    Группа "Результаты":

  6. Результаты для потребителей;

  7. Результаты для работников;

  8. Результаты для общества;

  9. Ключевые результаты деятельности.

               Критерии группы "Возможности" дают понимание и помогают оценивать, как достигаются результаты, группа критериев "Результаты" перечисляет основные показатели и результаты деятельности компаний, т.е. что достигла организация, используя имеющиеся возможности. Модель совершенствования EFQM состоит из 9 критериев, 32 составляющих (суб-критериев), детализирующих модель. Каждый из пяти критериев группы "Возможности" включает 4-5 составляющих. Например, в критерии 1. "Лидерство" их пять:

                1а. Лидеры определяют миссию организации, стратегию ее развития и ценности, демонстрируют на личных примерах свою приверженность культуре качества.

                1b. Лидеры вовлечены в деятельность по разработке, внедрению и постоянному совершенствованию системы менеджмента организации.

                1c. Лидеры участвуют в работе с потребителями, партнерами и представителями общества.

                1d. Лидеры укрепляют культуру совершенствования, вовлекая в этот процесс работников.

                1e. Лидеры определяют необходимость изменений и способствуют успешному их проведению.

                Все четыре критерия группы "Результаты" имеют по две составляющих. Например, критерий 7. "Результаты для работников" включает:

                7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации постоянно измеряются.

                7b. Показатели организации по повышению удовлетворенности персонала постоянно измеряются.

                Каждая из 32 составляющих соответственно имеет несколько зон охвата (направлений для оценки/измерения). Таких "точек приложения" в модели более 300. Например, составляющая 2a "Политика и стратегия основана на текущих и будущих нуждах и ожиданиях заинтересованных сторон" состоит из следующих зон или областей для оценки:

                2а1. Понимание рынка и рыночного сегмента.
                2а2. Понимание и прогнозирование нужд и ожиданий заинтересованных сторон.
                2а3. Прогнозирование развития рынка и действий конкурентов.

                Каждый критерий имеет бальную оценку. Общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия для каждой организации устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели и может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют эквивалентные максимальные оценки - по 500 баллов, что показывает одинаковую важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.