Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)
21.09.2006 17:20
Svetlana Yu. Ilieva


               Европейский фонд по менеджменту качества (EFQM) основан в 1988 г. по инициативе президентов четырнадцати ведущих европейских компаний. Этим фондом в сотрудничестве с комиссией Европейского сообщества и Европейской организацией по качеству - European Organization for Quality (EOQ) в 1991 г. была разработана европейская модель делового совершенства. Модель EFQM используется при присуждении Европейской премии по качеству "Совершенство в бизнесе", и с 1992 г. предприятия ежегодно награждаются Европейской премией по качеству - European Quality Award (EQA). Участники конкурса должны документально подтвердить, что их деятельность по внедрению принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) обеспечила значительную долю в успехе организации и в удовлетворении требований и ожиданий потребителей, сотрудников и общества в целом.

               При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь, каждый из критериев разделяется на несколько подкритериев. Структура первого варианта модели Европейской премии по качеству показана на рисунке 1. Здесь представлены также весовые коэффициенты каждого критерия в процентах и их краткое содержание.

               Основной принцип такого построения модели заключается в том, что удовлетворение требований потребителя и персонала, а также влияние на общество достигаются за счет лидирующей роли руководства организации, ее политики и стратегии, управления персоналом, ресурсами и процессами. Все это приводит к соответствующим результатам деятельности организации.

               В последние годы первоначальный вариант премии пересмотрен. Вариант улучшенной европейской модели делового совершенства был официально представлен 21 апреля 1999 г. на форуме EFQM. В модели делового совершенства 1999 г. EFQM сохранилось 9 критериев, разделенных на две группы ("Возможности" и "Результаты"), рисунок 2. Первые пять критериев характеризуют потенциальные возможности организации, остальные четыре - достигнутые результаты. Некоторые критерии были переименованы для того, чтобы отразить изменения в составе и содержании входящих в них подкритериев.



Рисунок 1 - Графическое представление общей модели EFQM

                Модель EFQM, как и прежде, основана на восьми фундаментальных принципах, на которых формируется деловое совершенство организации.

                Ориентированность на конечный результат. Деловое совершенство складывается в результате сбалансированности и удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон, к числу которых относятся персонал организации, потребители, поставщики и общество в целом, наряду с достижением финансовых интересов организации.

               Сосредоточенность на интересах потребителя. Потребитель является конечным арбитром качества производимых товаров и предоставляемых услуг. Поэтому решение задач завоевания и удержания преданности потребителей и своей доли рынка наилучшим образом достигается за счет сосредоточения внимания организации на запросах существующих и потенциальных потребителей ее продукции (услуг).

                Лидерство руководства и постоянство целей. Руководители организации должны обеспечивать ясность и единство целей внутри организации и во внешнем окружении.



Рисунок 2 - Структура улучшенной модели EFQM

                Управление на основе объективной информации (факты и данные) о состоянии организации. Организация функционирует более эффективно, если все взаимосвязанные аспекты ее деятельности понимаются персоналом и ими управляют, а все решения, относящиеся к текущим операциям и планируемым мероприятиям по усовершенствованию, принимаются на основе надежной информации и учитывают интересы всех заинтересованных сторон.

                Развитие персонала и его вовлеченность в дела организации. Потенциал работников организации наиболее полно может быть реализован с помощью распределения акций между сотрудниками, создания климата доверия и делегирования ответственности и полномочий, обеспечивающих вовлечение каждого сотрудника в дела организации.

                Непрерывное обучение, инновации и усовершенствования. Эффективность организации максимальна при условии управляемого расширения знаний и навыков сотрудников в атмосфере непрерывного обучения, инноваций и усовершенствований.                 Развитие партнерства. Предприятие работает значительно эффективнее, если у него налажены взаимовыгодные отношения с партнерами, построенные на доверии, обмене опытом и информацией.

                Социальная ответственность перед обществом. Долговременные интересы предприятия и его персонала обеспечиваются надежнее при соблюдении этических норм и осознании ответственности перед обществом.

                Основные изменения в новой версии модели Европейской премии по качеству сводятся к следующему:

Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.