Модель премии Правительства РФ в области качества и региональные конкурсы по качеству
21.09.2006 18:06


                Большинство образовательных учреждений России подобно промышленным предприятиям вступили на путь конкурентной борьбы. Они борются как за рынок поставщиков (абитуриентов), так и за рынок потребителей продукции (компетентных специалистов). Образовательные учреждения открывают новые, пользующиеся спросом, направления и специальности, одновременно сокращая выпуск по традиционным направления и специальности, совершенствуют учебные планы и программы, расширяя профиль подготовки по существующим специальностям и т. д. Но эти мероприятия при всей их очевидной целесообразности и необходимости имеют, как правило, разобщенный характер. Они несут на себе неизбежный отпечаток узкопрофессионального подхода, так как разрабатываются преподавателями со сложившимся в течение десятилетий стереотипом решения возникающих учебно-методических задач.

                Для победы в этой конкурентной борьбе ряд ОУ сделал ставку на создание системы управления на основе качества, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Одновременно эти ОУ включились в подготовку к участию в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества.

                Создание эффективно действующей системы управления ОУ на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.

                В конкурсах на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества 1999 и 2000 гг. участвовало каждый год только по два ОУ, одним из которых был Московский государственный институт стали и сплавов (МИСИС). Столь низкая активность российских высших учебных заведений свидетельствует о том, что большинство из них сегодня или не готово к таким конкурсам.

                Участие ОУ в различных конкурсах по качеству подтверждает серьезность намерений руководства организации в области повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

                В России в области образования существуют два Федеральных конкурса в области качества, в которых могут принимать участие образовательные учреждения:

  1. Премия Правительства Российской Федерации в области качества.

  2. Конкурс Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов".

               Наиболее значимой премией является Премия Правительства Российской Федерации в области качества. В конкурсе могут участвовать любые организации, в том числе и образовательные учреждения.

                Модель конкурса Премии Правительства РФ в области качества включает девять критериев:

  1. Лидирующая роль руководства 100 баллов (10%).

  2. Политика и стратегия организации в области качества 100 баллов (10%).

  3. Персонал 120 баллов(12%).

  4. Партнерство и ресурсы 100 баллов (10%).

  5. Процессы, осуществляемые организацией 130 баллов (13%).

  6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуги) 180 баллов (18%).

  7. Удовлетворенность персонала 90 баллов (9%).

  8. Влияние организации на общество 60 баллов (6%).

  9. Результаты работы организации 120 баллов (12%).

               В скобках указано максимальное число баллов, которое участник конкурса может получить по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.

               Помимо Премии Правительства РФ по качеству существуют и региональные премии. К их числу относится и Премия Санкт-Петербурга по качеству, которая существует с 1999 года. Как и в случае Премии Правительства РФ в конкурсе на Премию Санкт-Петербурга по качеству могут участвовать любые организации Санкт-Петербурга, в том числе и образовательные учреждения. В основу модели Премии Санкт-Петербурга по качеству положена модель Премии Правительства РФ.

                В новой системе показателей государственной аккредитации и аттестации ОУ, вступающей в действие с 2006 г., присутствуют показатели, связанные с наличием и эффективностью внутривузовской системы обеспечения качества ОУ. Поэтому многие образовательные учреждения рассматривают участие в конкурсах как один из этапов подготовки к государственной аккредитации и аттестации.

Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.