Модель премии конкурса Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов"
21.09.2006 21:23


Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"

               Министерство образования и науки РФ проводит целенаправленную политику повышения качества подготовки специалистов, конкурентоспособности отечественного образования, распространения современных методов управления. Благодаря его усилиям многие вузы приступили к совершенствованию своих систем управления, приведению их в соответствие с требованиями международных и государственных стандартов. Также нашли использование критерии Премии Правительства РФ в области качества, базирующиеся на критериях Европейской премии по качеству.

                В 2000 г. Министерство образования и науки РФ впервые объявило конкурс "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов".

               С целью выполнения Россией требований Европейских документов в области качества образования, стимулирования работы ОУ по созданию и внедрению систем качества с 2000 г. в России проводится конкурс "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов".

               Базовым ОУ по проведению конкурса был утвержден Московский государственный институт стали и сплавов - первый лауреат Премии Правительства РФ в области качества, на основе которого были сформированы Совет Конкурса и технический секретариат. Процедуру проведения Конкурса было решено сделать аналогичной конкурсу на соискание Премии Правительства РФ в области качества, сохранив также структуру модели и основное содержание критериев и их составляющих. Модель и критерии Конкурса представлены также на рисунке 1.



Рисунок 1 - Модель премии конкурса Министерства образования и науки РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" 2003 года

                Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.

               Сравнение критериев указанных премий приведено в таблице.

               Задача конкурса Минобразования РФ - стимулировать вузы к проведению самооценки своей деятельности по критериям, отражающим современные подходы к управлению вузами на основе качества и совершенствованию работы ОУ. Самооценка деятельности ОУ является способом сопоставить свою деятельность по обеспечению качества подготовки специалистов с идеальной моделью работы ОУ.

Критерии Премии Правительства РФ в области качества 2002 г.

Критерии Конкурса "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" 2003 г.

1. Лидирующая роль руководства 100 баллов (10%)

1. Лидирующая роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов 100 баллов (10%

2. Политика и стратегия организации в области качества 100 баллов (10%)

2. Политика и стратегия в области качества подготовки специалистов 100

3. Персонал 120баллов (12%)

3. Использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых 120 баллов(12%)

4. Партнерство и ресурсы 100 баллов (10%)

4. Рациональное использование ресурсов 100 баллов (10%)

5. Процессы, осуществляемые организацией 130 баллов (13%)

5. Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов 130 баллов (13%)

6.Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуги) 180 баллов (18%)

6. Удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов ОУ 120 баллов (12%)

7.Удовлетворенность персонала 90 баллов (9%)

7. Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в ОУ 90 баллов (9%)

8. Влияние организации на общество 60 баллов (6%)

8. Влияние ОУ на общество 120 баллов (12%)

9. Результаты работы организации 120 баллов (12%)

9. Результаты работы ОУ 120 баллов (12%)


                В основу модели Конкурса 2000 г. была положена усеченная модель Премии Правительства РФ в области качества, которая включала только критерии группы "возможности", т. е. первые пять из девяти критериев модели. Для этого были следующие основания:

  • существенные различия между государственными и негосударственными вузами в результатах их деятельности серьезно усложняет сравнение этих ОУ по критерию 9 "Основные результаты деятельности";

  • отсутствие в подавляющем большинстве ОУ практики анкетирования студентов и споры о том, кто является потребителем ОУ, затрудняло сравнение деятельности ОУ по критериям 6 и 7 "Удовлетворенность потребителей" и "Удовлетворенность персонала", поскольку студенты могут рассматриваться одновременно и как потребители, и как участники основных процессов.

                В 2001 г., на основании результатов Конкурса 2000 г., было принято решение об использовании в дальнейшем полной девятикритериальной модели. Информации для оценки работы ОУ при рассмотрении только критериев "возможностей" оказалось недостаточно, полные же сведения можно получить, если анализировать и "результаты" деятельности организации. Кроме того, основополагающим для конкурса "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" является конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, где для оценки используются все девять критериев.

                Следующий конкурс был проведен в 2003 г., когда в соответствии с изменениями в модели Премии Правительства РФ в области качества 2002 г. были внесены коррективы в названия и содержание критериев конкурса Минобразования. Этим объясняется некоторый сдвиг во времени проведения конкурса.

                В 2005 г. модель претерпела изменения. Название конкурса - "Системы обеспечения качества подготовки специалистов".

                Модель Конкурса включает две группы критериев:

  • первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого ("возможности");

  • вторая группа критериев характеризует, что достигнуто ("результаты").

               Первая группа включает критерии:

  • политика и стратегия в области обеспечения качества подготовки специалистов;

  • использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов;

  • рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских);

  • управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.

               Вторая группа включает критерии:

  • удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза;

  • удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе;

  • удовлетворенность студентов уровнем качества и содержанием подготовки;

  • влияние вуза на общество;

  • результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.

                Модель Конкурса приведена на рисунке 2.4. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.