Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group)
21.09.2006 23:18


               Бельгийско-нидерландская модель или "Метод улучшения качества высшего образования, основанный на модели EFQM" была разработана в 1999 году экспертной группой, состоящей из представителей Нидерландов, Дании и Бельгии.

               Метод ориентирован на вопросы менеджмента качества в высших учебных заведениях и может быть использован для проведения самооценки и определения направлений для улучшения деятельности ОУ, а также позволяет вузам тщательно подготовиться к проверке внешней стороной.

               В качестве основной модели экспертной группой была выбрана модель, разработанная Европейским Фондом по менеджменту качества (EFQM). Данная модель очень проста для понимания и использования и является, по мнению экспертной группы, наиболее совершенной, чем все остальные модели, разработанные до настоящего времени. Разработанный метод направлен на стимулирование ОУ к применению принципов всеобщего менеджмента качества и поиску постоянного улучшения качества предоставления образовательных и научно-исследовательских услуг. Причем самооценка может происходить на различных уровнях: на уровне ОУ в целом, на уровне факультета, кафедры или структурного подразделения (в дальнейшем будем говорить только о самооценке ОУ в целом).



Рисунок - Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group)

               Оценка текущего состояния ОУ производится по девяти критериям модели (рисунок ) "Руководство", "Политика и стратегия", "Менеджмент персонала", "Ресурсы", "Менеджмент процессов", "Удовлетворенность потребителей", "Удовлетворенность", "Влияние на общество" и "Результаты бизнеса. В Методе улучшения качества высшего образования, основанном на модели EFQM все критерии основной модели адаптированы к использованию в высших учебных заведениях. Девять критериев модели, как и в модели EFQM, сформированы в две группы: критерии группы "Возможности" и критерии группы "Результаты". Последние оцениваются по обратной связи, и предпринимаются шаги, приводящие в результате к новым действиям и улучшениям. Таким образом, в каждом критерии реализуется цикл Э. Деминга (Plan-Do-Check-Act), т.е. процесс постоянного совершенствования.

               Каждый из выделенных основных критериев разбит на определенное число подкритериев. При этом каждый подкритерий оценивается с точки зрения его совершенства (развития) по уровням совершенства или стадиям развития. Таких уровней выделено пять. Эти пять стадий развития указывают направление роста, или другими словами, направление для совершенствования, причем ОУ проходит все пять уровней по порядку, один за другим, начиная с первого и заканчивая последним уровнем совершенства.

               Оценка уровня совершенства первой стадией не означает, что образовательное учреждение предоставляет образовательные и научно-исследовательские услуги (программы) низкого качества. Это скорее указывает на то, что ОУ способно пройти последующие четыре стадии развития, вследствие чего, возрастет гарантия обеспечения качества предоставления услуг. Этот рост может происходить в пяти измерениях, которые определяют различные качественные характеристики уровня совершенства:

               1) Ориентация на потребителя: это измерение определяет, в какой степени ОУ ориентирован на своих потребителей и внешнее окружение более, чем на свои внутренние проблемы.

               2) Участие персонала: это измерение определяет степень, в которой профессорско-преподавательский состав, вспомогательный и технический персонал ОУ вовлечены в процессы принятия решений.

               3) Планирование и внедрение: это измерение определяет степень развития уровня стратегического планирования (от политики, основанной на принятии быстрых, сиюминутных решений, затрагивающих отдельные аспекты деятельности до политики, основанной на систематическом планировании, которое охватывает все виды деятельности ОУ и от планирования краткосрочной политики до стратегического планирования, рассчитанного на долгий период).

               4) Степень документированности: это измерение определяет степень документированности процессов и процедур (от неформального исполнения, основанного на недокументированных соглашениях и распоряжениях до полностью установленных документированных и отлаженных процедур рабочих процессов ОУ, которые постоянно совершенствуются).

               5) Постоянное улучшение: это измерение определяет степень направленности ОУ на постоянное улучшение (от решения возникающих проблем на месте, на основе корректирующих действий и измерения отдельных результатов деятельности ОУ до создания всеобщей системы мониторинга, направленной на разработку действий, предупреждающих возникновение возможных проблем, обеспечивая непрерывное улучшение деятельности ОУ).

               Выделенные стадии развития были названы следующим образом: "стадия, ориентированная на деятельность", "процессно-ориентированная стадия", "системно-ориентированная", "цепочно-ориентированная" и "стадия, ориентированная на всеобщий менеджмент качества". Дальнейшее описание этих стадий показывает, как на различных уровнях совершенства может быть представлена кафедра, факультет или высшее учебное заведение в целом.

               1) Стадия, ориентированная на деятельность. На кафедре, факультете, или учреждении Высшего образования в целом, уровень развития которых оценивается стадией 1, во главу угла ставится преподаватель, который является профессионалом и специалистом в своей области и имеет собственное видение предмета или изучаемой профессии. При этом методы и способы преподавания не регламентированы, программы не согласованы с другими преподавателями, и качество обучения оценивается самим преподавателем. В качестве преподавателей могут выступать ведущие специалисты других организаций и, в частности, других ОУ. ОУ фактически не имеет никакой политики, а любое планирование рассчитано на короткий период времени. Принимаемые решения затрагивают отдельные аспекты деятельности ОУ. Отсутствуют какие-либо документированные процедуры, и большинство соглашений не регистрируются. ОУ не имеет единого видения образования. Системного подхода к проведению мероприятий по усовершенствованию деятельности ОУ нет.

               2) Процессно-ориентированная стадия. Типичным для ОУ на этой стадии является то, что кроме деятельности преподавателя и его предмета, уделяется внимание и всему образовательному процессу в целом. При приеме на работу учитываются не только знания предмета, но и дидактические навыки работы и опыт работы в качестве преподавателя. На этом уровне совершенства преподаватели согласуют свои программы с программами других преподавателей в пределах одной кафедры. Качество оценивается преподавателями только в пределах кафедры, которые имеют общее видение образования. ОУ проводит краткосрочную политику, затрагивающую только некоторые аспекты деятельности ОУ. Определены направления, запланированы и зафиксированы мероприятия по усовершенствованию образовательного процесса, основанные на предыдущих показателях.

               3) Системно-ориентированная стадия. На этой стадии развития уделяется внимание не только образовательному процессу, но и всем другим процессам ОУ. Центральным вопросом становится деятельность студентов. Преподаватель рассматривается как менеджер процесса обучения студентов. Преподаватели координируют свои программы с программами преподавателей других кафедр. ОУ проводит среднесрочную политику (3-5 лет), затрагивающую все аспекты деятельности ОУ в соответствии с четко сформулированными целями. Установлены и четко определены документированные процедуры, регламентирующие порядок реализации всех основных рабочих процессов. Определены показатели исполнения и ведется работа по внедрению системы менеджмента качества ОУ. ОУ несет ответственность за качество и мероприятия по усовершенствованию процессов своей деятельности. Мероприятия по усовершенствованию проводятся в четко определенной последовательности, и цикл PDCA полностью реализован.

               4) Цепочно-ориентированная стадия. В отличие от предыдущих стадий развития, на цепочно-ориентированной стадии ОУ ориентирован на внешнюю деятельность и рассматривает себя как связующее звено между школами, обеспечивающими приток абитуриентов и рынком труда, и при этом постоянно предупреждает желания и требования своих потребителей. ОУ проводит непрерывное обучение: в школе, непосредственное обучение студентов в ОУ и повышение квалификации своих выпускников, тем самым постоянно поддерживая контакты со школами и предприятиями. ОУ определил свою среднесрочную политику, и цели ОУ полностью согласуются с утвержденной его долгосрочной политикой и стратегией. Заинтересованные стороны (предприятия, организации, фирмы, инвесторы и др.) также принимают участие в определении политики и стратегии ОУ. ОУ систематически сравнивает себя с другими лучшими в своем классе вузами. Деятельность ОУ осуществляется в соответствии с документированными процедурами, в определении которых принимают участие персонал ОУ, студенты и другие заинтересованные стороны. При необходимости документированные процедуры могут совершенствоваться. Система менеджмента качества приводит к непрерывному улучшению, и в процесс ее внедрения вовлекаются все заинтересованные стороны.

               5) Стадия Всеобщего менеджмента качества. Отличительной чертой ОУ на этой стадии является ориентация на общество. В соответствии с этим формулируются видение, политика и стратегия ОУ. При необходимости общество активно участвует этом процессе. ОУ проводит долгосрочную политику, затрагивающую все аспекты деятельности ОУ и учитывая изменения, происходящие в обществе. Вся деятельность ОУ осуществляется в соответствии с установленными документированными процедурами, в определение которых кроме предприятий - работодателей вовлечены и другие заинтересованные стороны. ОУ постоянно сравнивает себя по всем показателям с ведущими вузами, как своей страны, так и за рубежом и результаты сравнения фиксируются в документах. Учитывая изменения не только на рынке труда, но и в обществе в целом, ОУ предупреждает желания и требования потребителей. Система менеджмента качества полностью внедрена в ОУ, показатели выполнения показывают положительные результаты и ее эффективность.

               Для определения места ОУ по шкале EFQM и разработки мероприятий по совершенствованию деятельности ОУ, должны оцениваться все подкритерии каждого из девяти критериев модифицированной модели EFQM. Разработанный метод оценки может применяться на различных уровнях (кафедра, структурное подразделение, факультет, ОУ в целом).

               Оценку может производить руководство (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой), профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал. В оценке некоторых аспектов деятельности ОУ могут принимать участие и студенты. Последнее является наиболее желательным для высшего учебного заведения, поскольку при этом учитывается мнение всех сторон, что в значительной мере повышает уровень коммуникации, участия и ответственности.

               Процедура самооценки (самообследования) включает пять этапов.

               1) Подготовка. На этом этапе необходимо определить уровень, на котором будет производится оценка (кафедра, факультет, ОУ), руководящий состав и кто какой критерий будет оценивать. Также важно установить причины проведения самооценки, цели, которые должны быть достигнуты в результате ее проведения и то, как ОУ будет использовать результаты оценки. Задача заключается в определении качества самого образовательного процесса, а не качества продукта образования - знаний, навыков и умений студентов и выпускников.

               2) Непосредственное оценивание. Каждый критерий и подкритерий оценивается по стадиям развития, и определяется стадия, на которой в данный момент находится ОУ. Оценивание может производиться как индивидуально, так и группой людей, принимающих участие в оценке.

               3) Итоговое оценивание. Задача итогового оценивания заключается в анализе присвоенных баллов и выявлении различия между индивидуально присвоенными баллами. Результатом такого оценивания является отчет по самооценке, который содержит детальный анализ сильных и слабых сторон ОУ, а также может включать направления для совершенствования его деятельности.

               4) Совершенствование. В результате анализа ОУ в целом может появиться слишком много направлений для совершенствования. Поэтому на этом этапе необходимо установить приоритеты. ОУ должен проводить анализ взаимосвязи своих сильных и слабых сторон и взаимосвязи мероприятий по улучшению по различным критериям. Приоритеты могут быть установлены либо руководством, либо на основе голосования или дискуссии. После расстановки приоритетов ОУ должен их включить в свою политику (краткосрочную, среднесрочную или долгосрочную). В этом заключается проведение внутренней оценки.

               5) Внешняя проверка. На данном этапе оценка проводится группой внешних аудиторов (экспертов), и результаты этого аудита записываются в отчет по внешнему аудиту, содержащий краткие рекомендации по совершенствованию деятельности ОУ. ОУ может использовать его для определения направлений для улучшения деятельности и расстановки приоритетов.

Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.