Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов
22.09.2006 00:24


               В феврале 2000 г. Департамент Образования, Обучения и Дел Молодежи правительства Австралии опубликовал документ "Эталонное тестирование. Руководство для Австралийских университетов", интерактивная версия которого доступна на Web-сайте www.detya.gov.au/highered/.

               Целью данного проекта была разработка совершенного Руководства по эталонному тестированию (Benchmarking) Австралийских университетов с целью проведения самооценки и независимой оценки их деятельности и получаемых результатов, хотя указанный документ фактически может рассматриваться как некоторая модель (на наш взгляд - одна из лучших на сегодняшний день) оценки системы менеджмента качества университета.

               В разработке Руководства принимали участие 33 Австралийских университета. Встречи шести рабочих групп проводились три раза и содержание руководства обсуждалось на семинарах в одиннадцати Австралийских университетах, в которых также участвовали и заинтересованные стороны. Проект финансировался департаментом Образования, Обучения и Дел Молодежи правительства Австралии и университетами - участниками.

               Руководство по эталонному тестированию предназначено:

  • для предоставления высшему руководству университета инструментов для определения тенденций развития и проведения непрерывного совершенствования деятельности;

  • для структурных подразделений университетов, желающих сравнить качество различных видов своей деятельности.

  • для определения конкурентоспособности университета.

               Одной из основных целей разработки Руководства по эталонному тестированию была идентификации наиболее важных аспектов и процессов деятельности современного университета в изменяющемся обществе, и их сравнения с "лучшими практиками". Во внимание принимаются как количественные, так и качественные аспекты деятельности университетов.

               Для каждого из эталонных тестов (подкритериев) в Руководстве подробно описываются качественные и количественные показатели, характеризующие, по мнению разработчиков, "лучшую практику". На основании этих эталонных значений университеты оценивают степень совершенства своей деятельности по пяти бальной шкале, состоящей из трех базовых и трех промежуточных уровней. При этом дается как количественная, так и качественная характеристика каждого уровня совершенства. В данном подразделе приводится пример "лучшей практики" и оценка степеней совершенства для одного из критериев.

               Руководство включает шестьдесят семь эталонных тестов (подкритериев, показателей), что слишком велико для регулярного использования при самооценке во всех университетах. Однако, использование меньшего набора показателей порождает ряд трудности и существенно ограничивает применимость модели.

               В результате длительного анализа были выбраны наиболее важные двадцать пять тестов. Выбранный основной набор универсален и подходит для любого типа университета. В этом основном наборе совмещены эталонные тесты, обеспечивающие полную картину деятельности университета.

               В состав основных эталонных тестов вошли следующие критерии (в скобках указаны номера тестов, принятые в Руководстве по эталонному тестированию):

  1. (3.1) Управление и руководство

  2. (3.2) Широкое университетское планирование

  3. (3.5) Ясно определенные сферы компетенции

  4. (3.10) Организационный климат

  5. (4.1) Репутация

  6. (4.2) Конкурентоспособность

  7. (5.1) Финансовые результаты деятельности

  8. (5.7) Коммерциализация: чистый доход на вложенный капитал

  9. (5.8) Стратегическое управление активами

  10. (5.11) Управление пространством

  11. (5.14) Информационно-коммуникационные технологии и инфраструктура

  12. (6.1) План обучения

  13. (6.6) Соответствие образовательных программ

  14. (6.10) Удовлетворенность студентов

  15. (6.11) Возможности трудоустройства дипломированных специалистов

  16. (7.1) Административные услуги для студентов

  17. (8.7) Завершение исследований по повышению научных степеней профессорско-преподавательского состава

  18. (8.8) Научные публикации профессорско-преподавательского состава

  19. (8.9) Влияние исследований

  20. (9.2) Содействие обучению

  21. (9.3) Обеспечение базы для исследований

  22. (10.2) Культура интернационализации

  23. (10.3) Сбалансированная международная студенческая программа

  24. (11.1) Стратегическое планирование человеческих ресурсов

  25. (11.4) Развитие персонала

               Результаты эталонного тестирования позволяют получить руководству ОУ информацию о деятельности университета в рамках требуемых стандартов, о тенденциях и направлениях для улучшения. При этом точность получаемой информации будет ниже, чем при использовании полного набора эталонных тестов.

Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.