Исследование существующих моделей систем качества образовательных учреждений
22.09.2006 00:35


               Анализ отечественного и зарубежного опыта (Европейское сообщество, США, Австралия) в области создания систем качества ОУ показывает, что в настоящее время не существует универсальной модели управления качеством в ОУ.

               В основе всех существующих моделей лежит процессно-ориентированный подход, все они имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента ОУ.

               Наибольшее распространение получили следующие модели систем качества и моделей самооценки, используемые в ОУ:

               • модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM);

               • модель премии Правительства РФ в области качества;

               • модель премии конкурса Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов";

               • бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group);

               • модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);

               • модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU);

               • модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования;

               • модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др.

               На основе анализа международного и российского опыта создания и функционирования систем качества образования можно сделать следующий вывод: несмотря на существующие проблемы, создание и сертификация систем менеджмента качества в образовательных учреждениях является одной из приоритетных задач, направленной на предоставление потребителям и обществу гарантий качества образования, как в России, так и за рубежом.

               Особую значимость гарантии качества образования приобретают в связи с подписанием Россией Болонской декларации и вступлением ее в Болонский процесс.

               Болонский процесс (Болонская декларация, 1999) является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление ОУ, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

               Берлинская декларация, принятая 19 сентября 2003 года министрами образования стран участниц Болонского процесса, отмечает, что: "качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне. Министры подчеркивают необходимость создания общих критериев и методик оценки качества" (Берлинская декларация).

               В Берлинской декларации определено, что национальные системы гарантии качества образования должны обеспечивать:

  • определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;

  • оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;

  • систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;

  • свидетельства международного участия в оценке и международного сотрудничества.

               При этом отмечается, что в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.

               Для координации разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. В соответствии с решением Берлинской декларации ENQA разработала "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе". Этот документ является основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования и аккредитации Европейских агентств по оценке качества образования.

               В основу документа "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе" положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы:

  • заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования;

  • важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;

  • поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества;

  • интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;

  • качество академических программ для студентов и остальных бенефициариев должно улучшаться и развиваться;

  • должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы;

  • очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества;

  • необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения;

  • должно поощряться развитие культуры качества в вузах;

  • должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции;

  • гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;

  • учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;

  • используемые процессы гарантии качества не должны подавлять многообразие и новаторство.

               На основе перечисленных принципов в документе были сформулированы стандарты и директивы ENQA по внутренней и внешней оценке (гарантии) качества в вузах, которые должны быть положены в основу построения систем качества (СК) ОУ наряду с другими современными подходами и принципами менеджмента качества.

               Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОС), а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.

               Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества ОУ, реализуемых посредством СК ОУ. Эти требования в настоящий момент определяются "Стандартами и Директивами для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе", разработанными ENQA, и могут рассматриваться, как базовые требования к СК ОУ.

               В последующих подразделах кратко рассматриваются проанализированные типовые модели систем качества образовательных учреждений, упомянутые выше.

Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.