4. Система качества ОУ
18.11.2006 12:50


4.1 Структура СК ОУ


4.1.1 Обобщенная модель СК ОУ

На рисунке 4.1 приведена обобщенная модель системы качества ОУ, учитывающая требования "Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы", разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA), а также требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Система менеджмента качества. Требования".



Рисунок 4.1 - Модель системы качества ОУ

ОУ реализует эту обобщенную модель в виде системы качества своей организации. Реализованная модель документируется, и начинает носить характер внутренних требований, гарантирующих качество результатов образовательной и научной и иных видов деятельности ОУ.

Типовая модель системы качества ОУ - упорядоченная совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства ОУ с целью гарантии качества и его улучшения в высшем образовании.

В духе стандартов и директив ENQA, рекомендации типовой модели не предполагают строгого их исполнения, и не должны интерпретироваться как предписания, не подлежащие изменениям по форме или составу.

В том случае, когда положения типовой модели СК ОУ затрагивает области, которые регламентируются требованиями ГОС, органов лицензирования и аккредитации, образовательное учреждение должно гарантировать, что надлежащие механизмы гарантии качества действуют и доступны для независимой экспертизы.

Типовая модель системы качества ОУ включает следующие разделы, устанавливающие требования системы качества в образовательном учреждении:

- раздел 4.1 "Структура системы качества ОУ";
- раздел 4.2 "Документация системы качества ОУ";
- раздел 5 "Деятельность руководства в системе качества";
- раздел 6 "Менеджмент основных процессов системы качества ОУ";
- раздел 7 "Менеджмент ресурсов и вспомогательные процессы системы качества ОУ";
- раздел 8 "Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению";
- раздел 9 "Информирование общества".

4.1.2 Процессы и виды деятельности в системе качества ОУ

В системе качества ОУ применяются следующие формы управления деятельностью:

- организационно-распорядительная деятельность;
- функциональная деятельность;
- процессная деятельность;
- проектная деятельность.

Основное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем:

1) Деятельность в рамках процесса производит продукт, характеристики которого полностью определены внутренним или внешним потребителем, и эти характеристики непрерывно измеряются с одновременной оценкой удовлетворенности потребителя

2) Функциональное управление подразделением предполагает, что подразделение в своей деятельности, реализует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством.

Процессные и проектные и формы, как наиболее ресурсно-затратные применяются только в случае четкой идентификации внутренних или внешних потребителей (в случае проекта - заказчиков) этих форм деятельности, формализации их требований и организации постоянной действующей системы измерения и анализа выбранных процессов и/или проектов. При изменении внешней или внутренней среды ОУ, приводящей к изменениям требований заинтересованных сторон ОУ, состав процессов системы качества может изменяться, а требования к входам и выходам процессов корректироваться.

Состав процессов системы качества на текущий период определяется на основании:

- текущих измерений требований потребителей;
- стратегии и политики в области качества, вытекающей из требований потребителей;
- целей, определенных по направлениям стратегии и политики в области качества.

Формирование Политики и целей ОУ в области качества описано в разделах 5.3 и 5.4.1.

Таблица 4.1 - Реестр процессов и видов деятельности в рамках СК ОУ

1

Деятельность руководства в системе качества ОУ

1.1

Политика и цели в области качества

1.2

Политика и цели в области качества

1.3

Распределение ответственности и полномочий

1.4

Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации

1.5

Анализ системы качества ОУ со стороны руководства

1.6

Финансирование системы качества ОУ

 

Типовые процессы СК ОУ

2

Основные процессы системы качества ОУ

(2.1)

Маркетинг

(2.2)

Проектирование и разработка образовательных программ

2.3

Довузовская подготовка

(2.4)

Прием студентов

(2.5)

Реализация основных образовательных программ

(2.6)

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

2.7

Проектирование программ дополнительного образования

2.8

Реализация программ дополнительного образования

2.9

Подготовка кадров высшей квалификации

(2.10)

Научные исследования и разработки

2.11

Инновационная деятельность

2.12

Международная деятельность

3

Вспомогательные процессы качества ОУ

(3.1)

Управление персоналом

(3.2)

Управление образовательной средой

(3.3)

Редакционно-издательская деятельность

(3.4)

Библиотечное и информационное обслуживание

(3.5)

Управление закупками

(3.6)

Управление инфраструктурой

3.7

Управление производственной средой

(3.8)

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

3.9

Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ

4

Измерения, анализ и улучшение в рамках основных и вспомогательных процессов

4.1

Мониторинг, измерение и анализ процессов ботки

4.2

Управление несоответствиями

4.3

Улучшение процессов


Примечание - В скобках указаны номера процессов, входящих в инвариантное ядро типовой модели и подлежащих проверке при оценке выполнения показателя 1.2.3 Государственной аккредитации "Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования".

При развертывании стратегии, определении целей в области качества и процессов для их реализации, используются соответствующие инструменты стратегического менеджмента и менеджмента качества.

Реестр процессов и видов деятельности системы качества ОУ приведен в таблице 4.1. Описание основных и вспомогательных процессов системы качества ОУ приведено в разделах 6 и 7.

Сведения об ответственности и деятельности руководства в системе качества ОУ приведены в разделе 5 "Деятельность руководства".

Сведения о процессах системы качества ОУ приведены в следующих разделах типовой модели:

- раздел 6 "Менеджмент основных процессов системы качества ОУ";
- раздел 7 "Менеджмент ресурсов и вспомогательные процессы системы качества ОУ".
Деятельность по измерению, анализу и улучшению является составной частью всех процессов системы качества ОУ. Указанные виды деятельности описаны в разделе 8 "Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению".


4.1.3 Менеджмент процессов в системе качества

В типовой модели системы качества ОУ менеджмент процесса интерпретируется в соответствии с "Терминологическим словарем в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования" и включает:
- планирование качества процесса (см. раздел 5.4.2);
- обеспечение качества процесса;
- управление качеством процесса;
- улучшение качества процесса.

Планирование основных процессов ОУ ведется на основе стратегии развития системы качества (см. разделы 5.3, 5.4) с использованием инструментов менеджмента качества.

Для каждого процесса системы качества разрабатывается и регулярно обновляется спецификация процесса, в которой отражаются:

- сведения о потребителях процесса и документально оформленные требования потребителей к результатам процесса;

- сведения о входах процесса и документально оформленные требованиям к входам процесса;

- взаимосвязь процесса с другими процессами системы качества ОУ и взаимосвязь различных видов деятельности внутри процесса (приложение А к спецификации процесса);

- цели процесса и индикаторы достижения целей (приложение Б к спецификации процесса);

- измеряемые показатели качества процессов, используемые методы измерений и анализа показателей качества (приложение Б к спецификации процесса);

- управляющая документация процесса, включая обязательные документированные процедуры СК-ДП-8.2 "Управление несоответствиями" и СК-ДП-8.3.2 "Корректирующие и предупреждающие действия";

- планируемые на установленный период мероприятия по улучшению (устранению несоответствий) процессов (приложение В к спецификации процесса).

Результаты планирования процесса фиксируются и вносятся в приложения Б и В к спецификации процесса. Документированные значения целевых показателей имеют статус требований к процессу.

Обеспечение качества процесса осуществляется в соответствии с требованиями к процессу, содержащимися в спецификации процесса.

Управление процессом для выполнения установленных для него требований осуществляется руководителем процесса без вмешательства со стороны высшего руководства, при этом перепланирование процесса не осуществляется.

Информация о мероприятиях и проектах по улучшению качества процесса, а также о результатах улучшений содержатся в виде приложений к спецификациям процессов

Распределение ответственности и полномочий при менеджменте процессов системы качества ОУ определено в разделе 5.5.1 "Распределение ответственности и полномочий в системе качества ОУ".

Правила документирования процессов определены в разделе 4.2 "Документация СК ОУ"


4.1.4. Ссылки

Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы (Стандарты и директивы ENQA);

ISO 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования"

Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

Раздел 5.3 "Политика в области качества"

Раздел 5.5.1.2 "Руководители процессов СК ОУ"

Раздел 4.2 "Документация системы качества ОУ"

Раздел 5 "Деятельность руководства в системе качества".

Раздел 6 "Менеджмент основных процессов системы качества ОУ";

Раздел 7 "Менеджмент ресурсов и вспомогательные процессы системы качества ОУ";

Раздел 8 "Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению"

СК-Ф-4.2-хх "Шаблон спецификации процесса";

Реестр процессов и видов деятельности в рамках СК ОУ (раздел 4.1.1);

Спецификации основных процессов системы качества ОУ: приводится перечень спецификаций;

Спецификации вспомогательных процессов системы качества ОУ: приводится перечень спецификаций;

Документированная процедура СК-ДП-4.1.3-01 "Планирование процессов системы качества ОУ".


4.2 Документация системы качества ОУ


4.2.1 Структура и назначение документации системы качества ОУ

Состав и структура документации типовой модели системы качества представлена в Приложении А к настоящему документу.

В Руководстве по качеству (РК) приведена политика высшего руководства ОУ в области качества, информация о целях в области качества содержится в спецификациях процессов.

Взаимосвязь между документами системы достигается за счет перекрестных ссылок из разделов РК на другие разделы РК, спецификации процессов (СП), документированные процедуры (ДП), должностные и рабочие инструкции (ДИ и РИ), приложения и другие документы СК ОУ. Аналогичным образом (за счет ссылок) осуществляется привязка к СК любых других документов ОУ, имеющих статус действующих документов.

Каждый процесс описывается с помощью комплекта документов СК разного уровня, при этом используются следующие:

- руководство по качеству;
- спецификация процесса (СП);
- документированные процедуры (ДП);
- должностные и рабочие инструкции (ДИ и РИ);
- формы (Ф).

Назначение документов системы качества описано в Приложении А к настоящему документу.


4.2.2 Управление документацией СК ОУ

Управление внутренними и внешними нормативными документами осуществляется в соответствии с требованиями документированной процедуры СК-ДП-4.2.2 "Управление документацией" и предусматривает следующие этапы: 1) Для внутренних документов:

- разработка, проверка, утверждение и регистрация документа;
- формирование и хранение контрольного экземпляра;
- формирование и рассылка учтенных копий контрольного экземпляра документа;
- внесение и идентификация изменений в контрольный экземпляр;
- формирование и хранение контрольного экземпляра с изменениями;
- рассылка учтенных копий контрольного экземпляра документа с изменениями;
- введение документа в практику работы персонала;
- изъятие у пользователей экземпляров отмененных документов и их уничтожение.
2) Для внешних документов:
- закупка необходимой документации или запрос ее у потребителя услуг;
- регистрация и хранение контрольного экземпляра поступившей документации;
- ознакомление персонала с документами;
- регистрация поступивших изменений к нормативной документации;
- идентификация изменений и хранение экземпляра с изменениями;
- ознакомление персонала с изменениями.

Информация о действующей документации системы качества ОУ (РК, СП, ДП, ДИ, РИ, Ф, а также иная нормативная документация) приведена в соответствующих Перечнях действующих документов, в которых указываются номер документа, текущая версия, дата ввода в действие и ответственный за данный документ.

Документы СК ОУ в электронном виде хранятся на жестком диске в архиве Уполномоченного по качеству.

Эталонные образцы утвержденных и действующих документов системы качества ОУ в бумажном и электронном виде хранятся в архиве Уполномоченного по качеству.

Документы СК ОУ, а также формы и шаблоны соответствующих документов, в электронном виде хранятся в системе информационной системы качества ОУ и доступны сотрудникам ОУ в соответствии с установленным и документально закрепленным распределением ответственности и полномочий сотрудников ОУ (см. раздел 5.5 "Ответственность, полномочия и информирование").

Архивация документации на электронных носителях описана в СК-ДП-4.2.3 "Порядок управление записями о качестве".


4.2.3 Управление записями о качестве

Записи о качестве являются объективным подтверждением выполнения действий в рамках СК, а также соблюдения всех требований, установленных для продукции учебной деятельности.

В записях регистрируются свидетельства о следующих аспектах деятельности ОУ:

- анализ СК со стороны руководства (Стандарт ENQA 1.1);
- управление образовательными программами и квалификациями (Стандарт ENQA 1.2);
- оценка студентов (Стандарт ENQA 1.3);
- образование, подготовка навыки и опыт персонала ОУ (Стандарт ENQA 1.4);
- данные о ресурсах, в том числе и приобретаемых, предназначенных обучения и поддержки студентов (Стандарт ENQA 1.5);
- планирование и проведение внутренних аудитов СК (Стандарт ENQA 1.6)
- анализ данных о процессах СК (Стандарт ENQA 1.6);
- управление несоответствиями (Стандарт ENQA 1.2, 1.4, 1.6);
- результаты корректирующих и предупреждающих действий (Стандарт ENQA 1.6).
Управление записями о качестве определено в СК-ДП-4.2.3 "Порядок управление записями о качестве", в которой устанавливается:
- ответственность за сбор и хранение записей о качестве;
- место, срок хранения записей и право доступа к ним;
- способ хранения записей о качестве, предотвращающий их потерю, порчу и фальсификацию, и обеспечивающий быстрый доступ к записям.

4.2.4 Ссылки

СК-ДП-4.2.2 "Управление документацией";

СК-ДП-4.2.3 "Порядок управление записями о качестве";

Приложение А - Состав и назначение документации СК ОУ.

Источник: Руководство по качеству СК-РК-2006 "Типовая модель системы качества образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.