5. Деятельность руководства в системе качества
17.11.2006 16:59


5.1 Ответственность руководства ОУ

В область ответственности руководства ОУ входят следующие аспекты, связанные с гарантией качества в высшем образовании:


  • развитие культуры качества, признания его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;

  • информирование общества и заинтересованных сторон о результатах деятельности ОУ, его достижениях и планах развития (см. раздел 9);

  • понимание всеми сотрудниками ОУ требований потребителей, а также законодательных и государственных требований, предъявляемых к высшему образованию;

  • формирование и реализация политики ОУ в области качества;

  • наличие у руководителей процессов СК и подразделений ОУ целей в области качества;

  • поддержание структуры процессов и организационной структуры ОУ, наиболее отвечающей стоящим перед ОУ целям;

  • выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и эффективного функционирования системы качества, а также поддержания компетентности персонала ОУ, гарантирующей качество высшего образования;

  • официальное утверждение процедур и другой документации СК, гарантирующих качество;

  • ежегодная оценка системы качества ОУ.



Основные виды деятельности руководства в системе качества ОУ указаны в части 1 таблицы 4.1. Деятельность руководства в системе качества ОУ охватывает:

1) Деятельность по формированию и реализации политики ОУ в области качества (см. раздел 5.3 "Политика в области качества").

2) Деятельность по планированию и развитию системы качества (см. раздел 5.4 "Планирование системы качества").

3) Деятельность по распределению ответственности и полномочий должностных лиц и сотрудников ОУ в области СК (см. раздел 5.5.1 "Распределение ответственности и полномочий в СК ОУ").

4) Деятельность по подготовке ОУ к лицензированию, аттестации и аккредитации.

5) Деятельность по анализу и оценки эффективности системы качества со стороны руководства (см. раздел 5.6.2 "Деятельность руководства по анализу системы качества ОУ").

6) Деятельность по обеспечению финансирования системы качества ОУ.


5.2 Ориентация на потребителя и заинтересованные стороны

В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают:


  • студенты и их семьи;

  • предприятия-работодатели;

  • общество и государство в целом.


Исследование структуры требований потребителей образовательных и иных услуг, предоставляемых ОУ, в системе качества осуществляется в рамках процесса 2.1 "Маркетинг".

Выполнение требований общества и государства обеспечивается в рамках государственного контроля и надзора за качеством образования, и осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной:


  • Законом РФ "Об образовании";

  • Федеральным Законом РФ "О высшем и послевузовском образовании";

  • постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.


Деятельность ОУ, связанная с выполнением обязательных требований реализуется в рамках административной системы ОУ через функциональное и организационно- распорядительное управление.


5.3 Политика области качества

Политика ОУ в области качества
формируется и периодически пересматривается на основании следующих компонент:


  • стратегии ОУ, зафиксированной в стратегическом плане ОУ;

  • текущих результатов анализа удовлетворенности потребителей ОУ и других заинтересованных сторон;

  • стандартов и директив гарантии качества высшего образования на территории Европы (Стандарты и директивы ENQA);

  • информации о результатах функционировании системы качества ОУ за предыдущие периоды.


Высшее руководство ОУ на период до 5 лет разрабатывает Стратегию ОУ, которая отражает следующие ключевые аспекты:


  • стратегические принципы ОУ;

  • стратегические цели ОУ;

  • ситуация во внешней среде;

  • шансы и риски ОУ;

  • темпы и направления роста;

  • предлагаемые ОУ программы и квалификации;

  • состояние учебного процесса;

  • брендинг ОУ;

  • услуги по дополнительному образованию;

  • партнеры ОУ;

  • развитие кадровой политики;

  • ресурсное обеспечение и инвестиции;

  • развитие инфраструктуры ОУ;

  • финансовое управление.


На основе общей стратегии ОУ разрабатывается стратегия ОУ в области качества и формулируется Политика ОУ в области качества.

Политика ОУ:
Приводится политика ОУ в области качества

В рамках развития стратегии в области качества высшим руководством ОУ сформулированы миссия, видение и основные ценности ОУ.

Миссия ОУ:
Приводится описание миссии ОУ в области качества

Видение ОУ:
Приводится описание видения ОУ в области качества

Ценности ОУ:
Приводится описание ценностей ОУ в области качества

Стратегия и политика ОУ в области качества обсуждается с руководителями всех уровней с широким привлечением всех категорий сотрудников ОУ, обучающихся, партнеров ОУ и иных заинтересованных сторон.

При развертывании стратегии и определении целей в области качества и процессов для их реализации используется инструменты стратегического менеджмента и менеджмента качества.

Политика, миссия и видение ОУ в области качества, доводится до сведения всех сотрудников ОУ, его партнеров и иных заинтересованных сторон.

Политика ОУ в области качества находится в свободном доступе сотрудников и заинтересованных сторон, размещается на сайте Университета, на информационных стендах на территории ОУ и в иных удобных для обозрения местах ОУ.

Ответственность за понимание Политики на всех уровнях руководства ОУ несет высшее руководство ОУ.


5.4 Планирование


5.4.1 Цели в области качества

При формировании целей в области качества учитываются два аспекта:


  • актуализация целей осуществляется по мере их достижения и в рамках установленной Политики;

  • при пересмотре Политики появляются цели, связанные с ее новыми направлениями.


Руководство ОУ последовательно согласовывает проекты целей с руководителями процессов и подразделений. Информация обо всех параметрах согласованных целей в области качества содержатся в приложениях к спецификациям процессов. К этим параметрам относится:


  • название показателей, связанных с целью в области качества;

  • измеряемые значения показателей;

  • единицы измерения показателей;

  • метод измерения значений показателей;

  • методы анализа измеренных значений показателей;

  • место хранения результатов измерения и анализа;

  • начальные (базовые) значения показателей;

  • целевые (планируемые) значения показателей.




5.4.2 Планирование системы качества ОУ

В контексте типовой модели системы качества ОУ под планированием системы качества понимается проектирование, разработка и внедрение системы качества, ориентированной на потребителя и другие заинтересованные стороны.

Вследствие этого, принята и реализована следующая логика создания системы качества ОУ:



Голос потребителя Þ Требования потребителя Þ Политика ОУ в области качества Þ Цели в области качества и показатели их достижения Þ Совокупность процессов для достижения целей в области качества Þ Улучшение показателей процессов (показателей достижения целей) с помощью системы качества.

Области деятельности системы качества ОУ, которые оказались не охваченными целями в области качества и показателями их достижения, но имеющие существенное значение для СК ОУ, реализуют не процессную форму управления, а функциональную и/или организационно- распорядительную

5.5 Ответственность, полномочия и информирование

5.5.1 Распределение ответственности и полномочий в СК ОУ

Распределение ответственности и полномочий в рамках системы управления качеством в ОУ, реализуемой путем функциональной и организационно-распорядительной формы управления, осуществляется с помощью организационной структуры ОУ.

Организационная структура системы качества ОУ приведена в Приложении Б.

Ответственность и полномочия руководящего персонала и всех сотрудников определены, также, в документированных процедурах, инструкциях, в том числе, должностных, или иных документах, включенных в документацию системы качества ОУ.


5.5.1.1 Представитель руководства в области качества
Приказом Ректора ОУ назначается представитель (уполномоченный) руководства в области качества, при этом на него возлагается следующая ответственность:


  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии необходимых для СК процессов;

  • организация и проведение внутренних проверок в ОУ;

  • анализ результативности СК;

  • подготовка и представление руководству предприятия данных о функционировании СК и необходимости ее улучшения

  • содействие пониманию требований потребителей всеми сотрудниками ОУ.


  • Представитель руководства наделяется следующими полномочиями:

  • осуществляет взаимодействие с внешними организациями по вопросам качества и/или СК

  • организует взаимодействие высшего руководства ОУ с руководителями процессов при согласовании целей и ресурсов для их достижения;

  • информирует руководство о проблемах функционирования системы качества, в том числе о состоянии ресурсов, находящихся в распоряжении руководителей процессов;

  • контролирует деятельность руководителей процессов по результатам:


    • сбора и анализа данных о процессе;
    • работы с несоответствиями;
    • мероприятий (планируемых, корректирующих и предупреждающих), выполняемых в рамках процессов.


5.5.1.2 Руководители процессов системы качества ОУ

Руководители процессов назначены распоряжением руководителя ОУ, о чем есть соответствующие записи.

Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах - планирование, обеспечение, управление и улучшение процесса (см. "Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования").

Руководитель процесса уполномочен:


  • выставлять требования к входам своего процесса и их показателям;

  • проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия для управления процессом, а также планируемые мероприятия для его улучшения;

  • запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения корректирующих/ предупреждающих мероприятий, а также для мероприятий по улучшению процесса;

  • разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса.



5.5.3 Внутреннее информирование

Информация о целях процессов в области качества и о фактических значениях ключевых показателей процессов доступна всем сотрудникам ОУ в пределах их полномочий. Доступ к соответствующей информации реализуется с помощью системы информационной поддержки системы качества ОУ.

Оперативно информация о функционировании системы качества ОУ может выноситься на обсуждение в рамках регулярных рабочих совещаний, на которых присутствуют руководители соответствующих процессов.

Представитель руководства по качеству, руководители подразделений и руководители процессов СК ОУ информируют остальной персонал ОУ о состоянии и развитии системы качества ОУ на совещаниях подразделений, которые проводятся не реже установленной периодичности.


5.6 Анализ СК руководством ОУ


5.6.1. Отчет уполномоченного по качеству

Представитель (уполномоченный) руководства по качеству, как минимум, ежегодно готовит и составляет отчет по результатам функционирования системы качества, с оценкой ее результативности и достижения установленных целей ОУ в области качества. Для отчета используется информация, полученная по результатам сбора данных о системе качества (см. раздел 8 "Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению").

Отчет Представителя руководства оформляется по форме СК-Ф-5.6-02 и содержит информацию:


  • об анализе выполнения поставленных целей в рамках сформулированной политики.

  • о внутренних аудитах;

  • о работе с несоответствиями и рекламациями;

  • данные о результатах образовательной деятельности и выпускниках ОУ, а также данные о результативности и эффективности процессов системы качества ОУ;

  • о проделанной работе по выявленным внутренним несоответствиям, а так же корректирующим и предупреждающим действиям;

  • об эффективности действий по ранее принятым решениям;

  • предложения по внесению изменений в СК ОУ.



5.6.2. Деятельность руководства по анализу системы качества ОУ

На основе отчета Представителя руководства по качеству (форма СК-Ф-5.6-02) высшее руководство ОУ не реже, чем один раз в год, дает оценку результативности действия системы качества, а также уточняет, пересматривает, актуализирует политику и цели ОУ в области качества и планируемые ресурсы.

Результаты проведения таких оценок представляются в отчете "Оценка СК высшим руководством ОУ" (форма СК-Ф-5.6-01) и доводятся до руководителей процессов СК, сотрудников ОУ и иных заинтересованных сторон.


5.6.3 Ссылки

Стратегия ОУ на планируемый период;

Закон РФ "Об образовании";

Федеральный закон РФ "О высшем и послевузовском образовании";

Постановления Правительства, регламентирующие деятельность Министерства образования и науки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

Политика ОУ в области качества;

Миссия ОУ в области качества;

Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы (Стандарты и директивы ENQA);

Отчеты Представителя руководства по качеству (форма СК-Ф-5.6-02);

Оценка СК высшим руководством ОУ (форма СК-Ф-5.6-01);

Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования;

Организационная структура ОУ;

Раздел 8 "Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению"


Источник: Руководство по качеству СК-РК-2006 "Типовая модель системы качества образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.