8. Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению
14.11.2006 18:04


8.1 Мониторинг, измерение и анализ

8.1.1 Измерение и анализ удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон ОУ

В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают (см. также раздел 5.2, 6.1.1):


  • студенты и их семьи;

  • предприятия-работодатели;

  • общество и государство в целом.


Исследование требований потребителей образовательных услуг в системе качества осуществляется в рамках процесса 2.1 "Маркетинг". В рамках этого же процесса осуществляется измерение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Методы измерения и анализа удовлетворенности приведены в спецификации этого процесса.


8.1.2 Внутренние проверки (аудиты) системы качества ОУ

Ежегодно Представитель руководства в области качества составляет "Программу внутренних аудитов СК" (форма СК-Ф-8.1.2-02) и представляет ее на утверждение Высшему руководству ОУ.

В существенных, с точки зрения качества, случаях программа внутренних аудитов может корректироваться в оперативном порядке, например, при:


  • поступлении информации от потребителя;

  • введении новых процедур;

  • значительных изменениях СК и т.п.


Систематически проводимые внутренние аудиты предназначены для обеспечения руководства ОУ объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям. Для этого проверяется:


  • соответствие описанной в СК деятельности требованиям "Стандартов и Директив гарантии качества высшего образования на территории Европы";

  • соответствие описанных в СК деятельности требованиям стандарта ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования";

  • соответствие фактической деятельности подразделения деятельности, описанной в СК.


Внутренний аудит проводится в соответствии с рекомендациями ИСО 19011-2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента" и состоит из 3-х основных этапов:


  • подготовка аудита;

  • проведение аудита;

  • подготовка, утверждение и рассылка "Отчета по аудиту" (форма СК-Ф-8.1.2-05).


При проведении аудита обеспечивается независимость аудиторов от лиц, которые несут непосредственную ответственность за проверяемую деятельность. Аудиторы прошли подготовку с учетом требований ИСО 19011-2002.

Результаты внутренних проверок используется:


  • Уполномоченным по качеству при подготовке ежегодного Отчета руководству ОУ;

  • Руководителями процессов при:


    • оценке эффективности и результативности процесса;

    • принятии решения о запуске корректирующих и предупреждающих действий (документированная процедура СК-ДП-8.3.2 "Корректирующие и предупреждающие действия").

    • планировании мероприятий по улучшению процессов системы качества ОУ (документированная процедура СК-ДП-4.1.3-01 "Планирование процессов системы качества ОУ").


Последовательность проведения внутренних аудитов описана в Документированной процедуре СК-ДП-8.1.2 "Внутренние аудиты".

Ссылки:
СК-ДП-8.1.2 "Внутренние аудиты";
СК-ДП-8.3.2 "Корректирующие и предупреждающие действия";
СК-ДП-4.1.3-01 "Планирование процессов системы качества ОУ".
СК-Ф-8.1.2-02 "Программа внутренних аудитов СК";
СК-Ф-8.1.2-05 "Отчет по аудиту".


8.1.3 Измерение и анализ характеристик процессов системы ОУ

В основу выбора методов измерения и анализа данных в ОУ положены следующие принципы:


  • принцип предотвращения появления несоответствий;

  • принцип ясной интерпретации результатов анализа.


Первый принцип предполагает, что в каждом случае при выборе конкретных методов измерения и анализа предпочтение отдается тем методам, которые позволят осуществлять предупреждающие действия.

Второй принцип предполагает возможность получения адекватных знаний о процессе.

Управляющими документами для применения выбранных статистических процедур или методов анализа являются рабочие инструкции по их применению, ссылки на которые содержаться в спецификациях процессов - Приложение А к настоящему документу.


8.1.4 Измерение и анализ характеристик образовательных услуг

ОУ создает и развивает систему измерения и анализа характеристик образовательных услуг.

Целевые значения показателей и характеристик качества процессов, измеряемые показатели, методы их измерения и анализа указываются в приложениях Б и В спецификаций процессов, связанных с разработкой и реализацией в ОУ образовательных услуг:


  • процесс 2.2 "Проектирование и разработка образовательных программ" (СК-СП-2.2-2006);

  • процесс 2.4 "Прием студентов" (СК-СП-2.4-2006);

  • процесс 2.5 "Реализация основных образовательных программ" (СК-СП-2.5-2006);

  • процесс 2.7 "Проектирование программ дополнительного образования" (СК-СП-2.7-2006);

  • процесс 2.8 "Реализация программ дополнительного образования" (СК-СП-2.8-2006);

  • процесс 2.9 "Подготовка кадров высшей квалификации" (СК-СП-2.2-2006).



Ссылки:
СК-СП-2.2-2006 "Проектирование и разработка образовательных программ";
СК-СП-2.4-2006 "Прием студентов";
СК-СП-2.5-2006 "Реализация основных образовательных программ";
СК-СП-2.7-2006 "Проектирование программ дополнительного образования";
СК-СП-2.8-2006 "Реализация программ дополнительного образования";
СК-СП-2.2-2006 "Подготовка кадров высшей квалификации".


8.1.5 Самооценка в сравнении с другими ОУ

ОУ периодически проводит самооценку эффективности функционирования системы качества с использованием "Модели совершенствования деятельности".
ОУ принимает участие в общероссийских (Премия Правительства РФ в области качества), региональных (Региональные премии субъектов Федерации в области качества) и ведомственных конкурсах (Конкурс Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов") в области систем качества.

Ссылки:
Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности;

Приводится перечень иных документов, на основании которых может проводиться самооценка ОУ, а также приводятся документы, регламентирующие участие ОУ в конкурсах в области качества.


8.2 Управление несоответствиями

Деятельность по управлению несоответствиями в ОУ регламентируется документированной процедурой СК-ДП-8.2 "Управление несоответствиями".

В ОУ реализуется управление следующими видами несоответствий:


  • несоответствие образовательных программ;

  • несоответствие обучаемых (студентов, аспирантов, докторантов);

  • несоответствие сотрудников;

  • несоответствие ресурсов для обучения и поддержки студентов;

  • несоответствие научно-технической продукции;

  • несоответствие образовательной и производственной среды.


Установление факта несоответствий возможно на основании следующих источников:


  • информации (рекламации) потребителей и других заинтересованных сторон (см. раздел 5.2, 6.1);

  • взаимодействия с потребителями ОУ (см. раздел 6.1);

  • внутренних проверок (см. раздел 8.1.2);

  • по результатам самооценки ОУ (см. раздел 8.1.5);

  • по результатам внешнего аудита ОУ в ходе лицензирования, аттестации и аккредитации


Перечень и виды возможных несоответствий устанавливается документированной процедурой СК-ДП-8.2 "Управление несоответствиями".

Ссылки:
СК-ДП-8.2 "Управление несоответствиями";
СК-ДП-6.1-01 "Взаимодействие с потребителями и анализ результатов деятельности СК ОУ".


8.3 Улучшения

8.3.1 Планируемые улучшения СК ОУ

Планирование улучшений системы ОУ реализуется с применением инструментов менеджмента качества, политики и целей в области качества и осуществляется в соответствии с разделом 5 настоящего документа.

В результате этой деятельности устанавливаются требования для процессов, в рамках которых осуществляется их менеджмент, включающий улучшение процессов СК (раздел 4.1.2).

В рамках основных и вспомогательных процессов системы качества ОУ разрабатываются и документируются локальные мероприятия по улучшению процессов (см. раздел 6, 7, 8.1). Запланированные мероприятия по улучшению процессов отражаются в приложении В к спецификации процесса.

Ссылки:
СК-ДП-4.1.3-01 "Планирование процессов системы качества ОУ";
СК-ДП-6.1-01 "Взаимодействие с потребителями и анализ результатов деятельности СК ОУ";
СК-ДП-8.2 "Управление несоответствиями";
СК-ДП-8.3.2 "Корректирующие и предупреждающие действия".


8.3.2 Корректирующие и предупреждающие действия

При обнаружении несоответствий процессов или результатов деятельности руководители процессов инициируют запуск корректирующих или предупреждающих мероприятий в соответствии с документированной процедурой СК-ДП-8.3.2 "Корректирующие и предупреждающие действия".

Записи об этих действиях содержаться в спецификациях процессов в разделе "Корректирующие и предупреждающие действия".

Ссылки:
СК-ДП-8.3.2 "Корректирующие и предупреждающие действия";
СК-ДП-8.2 "Управление несоответствиями";
СК-ДП-4.1.3-01 "Планирование процессов системы качества ОУ".


Источник: Руководство по качеству СК-РК-2006 "Типовая модель системы качества образовательного учреждения"

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.