"Информационное обеспечение системы менеджмента качества высшего образования" В.А. Кечин, М.В. Латышев,А.К. Сущев (г. Владимир, Россия)
22.09.2006


          Основными составляющими качества образовательных услуг являются качество результата (знания, умения, навыки выпускников) и качество процессов достижения результата (их соответствие государственным образовательным стандартам).
Исходя из данных критериев, (СМК) вуза должна выполнять следующие основные процессы:

  • процесс формирования содержания образования, который должен определять:
              а) структуру планирования учебного процесса,
              б) структуру специальностей ВУЗа, отражающую заказ государственных и региональных потребителей,
              в) учебные планы и рабочие программы, соответствующие требованиям ГОСов и потребителей;
  • процесс организации учебной деятельности, который формирует структуру ВУЗа, направленную:
              а) на методическое и материальное обеспечение учебной деятельности,
              б) на выполнение учебных планов учебных программ.

          Разработана типовая схема организации учебной деятельности:

  • процесс оценки качества образовательных услуг, включающий:
              а) внутренний аудит кафедр и подразделений ВУЗа на соответствие требованиям СМК,
              б) самоконтроль на кафедрах и в подразделениях,
              в) рейтинг-контроль, аттестацию, государственные экзамены, государственную аттестацию, опрос мнения потребителей;
  • процесс управления системой качества образовательных услуг, который регламентирует:
              а) структуру управления образовательным процессом в вузе,
              б) структуру документооборота СМК.

          Анализ основных показателей качества работы коллектива университета проводится по критериям для определения рейтинга вузов, который учитывает учебную, методическую, научную, международную деятельность, организацию материально-технического снабжения, повышение квалификации персонала, работу приемной комиссии и многое другое. Учет всех этих показателей требует наличия оперативной диспетчерской службы, снабженной соответствующим компьютерным и программным обеспечением.
          Одной из составных частей СМК является система документации (СД), описывающая и учитывающая все виды деятельности вуза, влияющие не качество профессионального обучения.

  • адресного доступа к нормативной документации (НД);
  • оперативного внесения изменений в НТД;
  • систематического учета результатов работы СМК.

          Создание СД с использованием бумажных или электронных носителей информации без системы поиска и обработки информации не позволяет выполнить в полном объеме ни одну из этих задач, решить которые можно лишь с применением компьютеризированной СД, что требует разработки специального программного обеспечения.
          Для решения этих задач разработан программный комплекс (ПК) системы качества, предназначенный для компьютерного сопровождения разработки и функционирования СК и реализующий методику комплексного объединения НД, регламентирующих алгоритмы работы СК и подразделений вуза на основе компьютерного ведения документации. Данная программа написана на языках программирования НТМL 4.0, PERL и JavaScript. Программный комплекс состоит из пяти разделов.

Раздел "Руководство по качеству" содержит стандартный перечень пунктов, соответствующий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Каждый пункт содержит нормативные документы различных уровней. В разделе можно обратиться к требуемому документу и создать новый документ, относящийся к выбранному пункту руководства.

Раздел "Схема управления" содержит визуальное изображение оперативной схемы управления качеством образовательных услуг. При нажатии на любой из элементов схемы открывается меню, содержащее состав, задачи в системе качества, документы, процессы, основные показатели.

Раздел "Внутренний аудит" позволяет осуществить планирование, учет результатов и составить сводный перечень мероприятий по устранению выявленных несоответствий.

Обработка статистических данных ведется рядом функций, позволяющих проводить их первичный анализ: построение графиков, гистограмм, диаграмм Парето, анализ протекания процессов путем построения карт Шухарта.

Раздел "Процессы" предоставляет возможность создавать модели процессов вуза. С этой целью заполняются исходные таблицы на входные и выходные параметры процесса. Процесс представляется в виде блочной структуры.

Пользовательский интерфейс программы выполнен в виде фреймовой структуры окон с расположенными в них кнопками, пояснениями и оригинальной графикой. Выбор раздела осуществляется на главной странице.

Областью применения ПК могут являться учебные заведения, а также производственные предприятия любой формы собственности, в том числе малые и средние, не имеющие собственных компьютерных служб, создавшие или начинающие разрабатывать СМК в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

Программный комплекс позволяет:

- классифицировать НД СМК вуза;

- обеспечить адресный доступ к НД СМК;

- осуществить статистический учет показателей работы подразделений предприятия по внедрению СМК.

Для применения ПК необходимо наличие
I ВМ
PC совместимых компьютеров с базовым программным обеспечением М
S Windows, MS Office . Для пользователя ПК достаточно знания общих правил работы с персональным компьютером. Для внесения в программу новых НТД от оператора требуется знание основ работы с
MS Windows и
MS Office.

Внедрение данного программного комплекса позволяет запустить процесс создания СМК, способствует обучению работников методам работы в новых условиях, организует учет и контроль результатов работы подразделений по внедрению СМК

Дата публикации 23-Июл-2004
Мир на СК. Сим.N 15. Современные информационные технологии как фактор интеграции... 2004 г.
Источник: http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=1146
 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.