Измеряемые характеристики качества основных процессов ОУ и результатов его деятельности
22.09.2006


               Одним из основных принципов менеджмента качества является "Принятие решений, основанное на фактах и данных". Это означает, что эффективные управленческие решения основываются на анализе фактов, данных измерений и информации.Это предполагает построение в рамках СК ОУ действенной системы измерений, сбора и анализа информации обо всех процессах и аспектах деятельности ОУ и его взаимоотношениях с "внешней средой". Такая информация должна включать все определенные и "измеряемые" показатели качества всех процессов и результатов деятельности ОУ и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане развития.

               В целом процесс измерений, мониторинга и сбора данных в ОУ символически представлен на рисунке.

               Все измеряемые показатели и характеристики качества процессов ОУ и результатов его деятельности можно условно разделить на три группы:

  1. Характеристики потенциала ОУ.

  2. Характеристики результатов деятельности ОУ, включая показатели качества подготовки специалистов (уровень их компетенций).

  3. Характеристики и оценки деятельности ОУ, полученные по результатам анкетирования всех заинтересованных сторон (студентов, выпускников, работодателей, представителей органов управления образованием и т.д.).

               С другой стороны, все измеряемые показатели и характеристики качества работы ОУ, как это показано на рисунке можно условно разделить на:

  • внутренние характеристики качества процессов ОУ, используемые в основном для управления этими процессами в рамках СК ОУ и контроля степени достижения целей по различным процессам;

  • показатели аттестации и государственной аккредитации ОУ, используемые для внешней экспертизы и определяющие статус и вид (институт/академия/ университет или техникум/училище/колледж)).



Рисунок - Процесс измерений, мониторинга и сбора данных о характеристиках качества процессов вуза, включая показатели государственной аккредитации.

               Граница между показателями последних двух групп достаточно размыта, т.к. постоянно проходит пересмотр показателей аттестации и государственной аккредитации, при этом в число этих показателей добавляются показатели, характеризующие и качество процессов работы ОУ и оценки этого качества со стороны потребителей. Такова общая тенденция.

               Действующий перечень показателей государственной аккредитации охватывает основные на¬правления деятельности ОУ, но далеко не все. В процессе обсуждения находятся вопросы о введении показателей эффективности международного сотрудничества российских ОУ, результативности научных исследований по наличию патентов и свидетельств об открытиях, специфических показателей для профильных ОУ, например, медицинских, военных, ОУ искусств и т.д.

               С развитием системы образования, изменением социально-экономических условий будет совершенствоваться и модифицироваться перечень измеряемых по¬казателей. Еще более гибко могут реагировать на состояние системы образования критериальные значения показателей аккредитации, расчет кото¬рых производится в определенный период времени. Процедура ежегодного обновления данных о деятельности ОУ позволяет проводить мониторинговые исследования состояния системы образования и судить о приоритетных направлениях ее разви¬тия. Но важно понимать, что показатели, используемые для принятия решения, будут выступать в качестве вектора целенаправленного движения всей системы образования и определять ее развитие.

               Хотя все показатели государ¬ственной аккредитации, так или иначе, влияют на качество образовательного процесса и его результатов, непосредственно с внутривузовским механизмом гарантии качества образования связан только показатель 1.2.3 "Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества".

               Критерии наличия и эффективности действующей в ОУ системы управления качеством образования, разработанные в рамках настоящего проекта приводятся в документе "Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах".

               Подробный перечень рекомендуемых измеряемых показателей и характеристик качества процессов ОУ и результатов его деятельности, включая показатели аттестационной экспертизы и государственной аккредитации, в привязке к выделенным основным рабочим процессам ОУ, перечисленным в реестре рабочих процессов, приведен в приложении Г к документу "Практические рекомендации (предложения) по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов", разработанному в рамках данного проекта.

               Перечень включает показатели и характеристики, традиционно измеряемые в вузе (например, оценки и результаты промежуточных и итоговой аттестаций), а также дополнительно рекомендуемые показатели и характеристики качества образовательного процесса и его результатов.

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.