Профессиональный портрет специалиста в системе управления качеством образования в вузе
26.09.2006

Страницы: 1 2 >>



Источник: http://www.umj.ru

               1. Модель профессионального портрета специалиста. Согласно принципу ориентации на потребителя (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) важным и необходимым элементом в управлении качеством образования являются требования всех заинтересованных сторон, в том числе работодателей, к уровню подготовки специалистов в вузе. Эти требования, прежде всего, представляют собой набор профессиональных характеристик, которыми должен обладать специалист в области своей профессиональной деятельности, чтобы наиболее точно соответствовать специальности и успешно выполнять профессиональные обязанности. Требования (характеристики) выражаются, как правило, в нечетких понятиях, например, в таких как "организаторские способности", "знание компьютерной техники" и пр. Кроме того, работодателей интересуют не только профессиональные характеристики, но и уровень (минимально допустимый или оптимальный) обладания специалистом теми или иными качествами из перечня. Таким образом, появляется необходимость количественного измерения (определения) уровня обладания специалистом требуемыми качествами. Непосредственно измерить уровень обладания характеристиками затруднительно, поэтому вместо измерения лучше вести речь об оценке либо о вычислении показателей качества с использованием косвенных показателей. Для того чтобы сделать вывод о качестве услуги или продукции, необходимо иметь нормы качества, которые формируются на основе анализа потребностей заинтересованных сторон и накопленной статистики по данному показателю качества.

               Полученные в процессе обучения с помощью специальных методик профессиональные характеристики каждого студента, сформированные с учетом требований заинтересованных сторон и выраженные в терминах образовательного процесса или образовательной программы, отражают действительный уровень обладания конкретным студентом этими характеристиками. Все характеристики, входящие в набор, могут иметь различную важность с точки зрения работодателей, что находит отражение в весовых коэффициентах соответствующих показателей.

               Кроме того, все характеристики следует сгруппировать следующим образом:

               1) профессиональные знания, умения и навыки, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области (для научной сферы и сферы высшего образования это могут быть также характеристики научной составляющей подготовки);

               2) личностные качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно-психологические характеристики - моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности; характеристики здоровья и физической подготовки; характеристики культурного развития).

               Все сказанное выше можно реализовать в виде модели профессионального портрета специалиста, имеющей инвариантную для всех специальностей часть и специфичную для групп специальностей (см. рис. 1). Модель включает в себя перечень профессиональных характеристик; систему показателей, позволяющих их оценить; весовые коэффициенты профессиональных характеристик и показателей; нормативные значения показателей соответствующих профессиональных характеристик. Кроме того, в модель включается интегральный рейтинг как обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной подготовки; показатели качества подготовки - соотношение действительных значений интегрального рейтинга (и его составляющих) и соответствующих нормативов.


Рис. 1. Модель профессионального портрета специалиста

               2. Методика формирования и использования профессионального портрета специалиста. Модель профессионального портрета специалиста (МППС) предполагает разработку инвариантной методики работы с ней. Методика должна включать в себя следующие основные составляющие (см. рис. 2):


Рисунок 2.

  • методику формирования МППС для группы специальностей (построение оптимального профессионального портрета);
  • методику формирования реального профессионального портрета специалиста (портрета конкретного студента);
  • методику использования модели профессионального портрета специалиста в работе кадровой службы вуза;
  • методику принятия управленческих решений для повышения качества подготовки специалистов.

               Укрупненное описание методик приведено в таблицах 1-4.

               Методика формирования модели профессионального портрета специалиста.Этапы методики формирования модели специалиста приведены в таблице 1. Результатом применения методики является модель профессионального портрета специалиста для групп смежных специальностей, которая используется в качестве основы для других методик.

Таблица 1. Методика формирования модели профессионального портрета специалиста

Этап

Содержание

Методы и инструменты

Предварительный анализ

Группирование специальностей; формирование предварительного набора наиболее важных профессиональных характеристик, описывающих рассматриваемую группу специальностей в целом; группирование характеристик

Анализ нормативных документов (ГОСов, образовательных программ), методы экспертного оценивания, анкетирование и статистическая обработка результатов анкетирования и экспертного оценивания, кластерный анализ

Исследование требований рынка труда

Анализ требований заинтересованных сторон к профессиональному портрету специалиста по выбранной группе специальностей подготовки; формирование окончательного набора характеристик и результатов анализа взаимосвязей характеристик; определение важности (весов) и необходимого уровня обладания (в баллах) для профессиональных характеристик

Анкетирование, статистическая обработка результатов анкетирования, структурирование функций качества

Разработка системы показателей для измерения профессиональных характеристик

Формирование набора показателей для каждой профессиональной характеристики, которыми можно оценить уровень обладания этой характеристикой; анализ взаимосвязей между показателями и связей показателей и характеристик

Анкетирование, анализ документов, методы прикладного статистического анализа (корреляционный анализ), экспертное оценивание, структурирование функций качества

Определение весовых коэффициентов

Сбор и обработка статистических данных для расчета весовых коэффициентов для показателей

Анализ документов, анкетирование, статистический анализ, методы экспертного оценивания, структурирование функций качества

Формирование норм

Анализ и корректировка обобщенного мнения заинтересованных сторон с учетом политики вуза в области качества и характера взаимосвязи характеристик, анализ статистических данных по каждому показателю, формирование норм для вычисления уровня обладания профессиональными характеристиками

Методы экспертного оценивания, анализ документов, статистический анализ, структурирование функций качества

Разработка алгоритма формирования текущего профессионального портрета

Разработка алгоритма оценивания профессиональных характеристик и интегрального рейтинга студентов на основе установленной системы показателей с учетом весовых коэффициентов

Методы свертывания разнородных показателей (линейная свертка и метод нечеткой логики антонимов)

Формирование системы показателей качества

Формирование набора нормированных показателей качества подготовки специалистов (отношение текущих значений характеристик к норме; обобщенный показатель качества - отношение текущего интегрального рейтинга к норме

Методы свертывания разнородных показателей



               Далее рассмотрим методику формирования текущего профессионального портрета специалиста (см. таблицу 2). Результатом применения методики является текущий профессиональный портрет для каждого обследуемого студента, обучающегося в выбранной группе специальностей.

Таблица 2. Методика формирования текущего профессионального портрета специалиста

Этап

Содержание

Методы и инструменты

Сбор данных

Сбор статистической информации для расчета показателей

Анкетирование, анализ документов, тестирование (инструменты для разных групп характеристик специфичны)

Расчет реального профессионального портрета

Обработка статистических данных; расчет показателей; получение текущего уровня обладания профессиональными характеристиками, расчет интегрального рейтинга

Алгоритм формирования профессионального портрета

               Методика использования профессионального портрета специалиста в поиске кандидатов на вакансию.Ниже приведена методика, использующая профессиональный портрет студента в работе кадровой службы вуза (см. таблицу 3).

 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.